Сторонников радикального исламизма (или, как его ещё называют, салафизма) можно разделить на два фронта.
Первый - Северо-Кавказский. Наиболее известная организация тут «Имарат Кавказ». Своё влияние её боевики распространили вплоть до Поволжья (вспомним покушение на муфтия Татарстана летом 2012 г.).
Второй, активно растущий фронт уходит корнями в Центральную Азию. Его ядро составляют Исламское движение Узбекистана, Исламское движение Туркестана и Союз исламского джихада. Эти структуры действуют на территории юга Кыргызстана и Таджикистана, отчасти в Узбекистане, где их загнали в подполье. Их боевые группы численностью от 2,5 до 3 тыс. человек находятся на афгано-таджикской границе.
Заражают легко
Многие радикальные организации вербуют добровольцев для отправки в Сирию - сражаться против правительства Б. Асада. Всего в рядах сирийских боевиков уже воюют порядка 400-500 граждан РФ и ещё примерно столько же из других стран СНГ. Кроме получения опыта действий в реальной боевой обстановке они налаживают отношения с «коллегами» по террористическому «интернационалу».
Салафитские организации есть уже практически во всех регионах, в том числе в Москве и Подмосковье. Их численность - несколько тысяч человек. Не секрет, что радикальный исламизм поддерживается из Саудовской Аравии. Секретарь Совета национальной безопасности, глава общей разведки этой страны принц Бандар бен Султан недавно приезжал в Россию. Его принимал президент Путин. Во время встреч с нашим руководством принц предлагал некие отступные за отказ от поддержки Асада и намекал на то, что в противном случае у нас будут проблемы на Северном Кавказе. А министр иностранных дел Саудовской Аравии напомнил, что один саудовец по имени Хаттаб в России уже прославился, а таких хаттабов у них многие тысячи…
Одна из причин бесконтрольного притока радикалов - безвизовый режим с республиками Центральной Азии. Наши власти ссылаются на соглашение от 2000 г. Но статья 4 этого документа говорит о «праве сторон принимать особые меры по защите своих границ и территории при чрезвычайных обстоятельствах, в частности, в ситуациях, угрожающих их безопасности». Угроз сегодня хватает: это и наркотрафик, и терроризм. Почему же тогда статья 4 не применяется?
Фикция паспортов
Вместо визового режима предлагается с 2015 г. ввести паспортный. Мы даже обещали финансовую помощь соседям в изготовлении загранпаспортов. Но посчитаем: в государствах Центральной Азии, не считая Казахстана и Туркмении, проживает 45 млн человек. Из них документы могут потребоваться примерно 30-35 млн. А если ещё будем помогать с документами республикам Закавказья, 45-миллионной Украине... При этом в самой РФ загранпаспортов не имеют свыше 80% граждан. Получается, мы должны за свои деньги изготовить документов в разы больше, чем есть на руках у нашего населения! Кто-то может очень хорошо заработать, вот только к укреплению безопасности России всё это имеет мало отношения. При безвизовом режиме контроль за мигрантами, даже если они въезжают по загранпаспортам, лучше не станет.
При этом надо учитывать, что, по данным международных организаций, ежегодный прирост населения в странах Центральной Азии составляет около 2%, то есть почти ежегодно население там увеличивается на 1 млн человек! При сохранении нынешнего порядка мигрантов с каждым годом будет всё больше - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Мигранты, по домам. Какие границы и для кого нужно закрыть России? →
- Затаились? Проблемы с мигрантами в России никуда не делись →
- Ваххабиты - биты? Радикалы воюют и в Сирии, и на родине →