Эти вопросы были поставлены на Круглом столе «Положение христиан: новые угрозы и гуманитарные миссии Императорского православного палестинского общества». Встреча прошла в раках Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» и была организована Императорским православным палестинским обществом (ИППО).
Честно говоря, от этого Круглого стола и от заявленных ярких вопросов я ожидал что-то, что ассоциируется у меня с кинофильмами «Список Шиндлера» и «Операция Арго», только про христиан. Оказалось, что моих дилетантских представлений об этой проблеме не хватило, чтобы даже угадать направление беседы.
Встречу открыл Сергей Степашин, председатель ИППО, в недавнем прошлом глава Счетной Палаты РФ. Он подчеркнул, что серьезное беспокойство вызывает положение мирного населения в библейском регионе после арабской весны. Среди прочего известны факты и физического уничтожения христиан, захвата заложников, и разрушения святынь. Один из актуальных и для России и для Русской Церкви вопросов — сохранение христианства на Ближнем Востоке. Создан общественный центр по защите христиан в этом регионе. Идет работа и в ООН и в ЮНЕСКО.
Гораздо более интересными для меня стали стали слова чрезвычайного и полномочного посла Сирийской Арабской Республики в РФ Риада Хаддада, который напомнил, что Сирия сегодня особенно нуждаются в помощи, ибо ее народ противостоит террору. Нет и не может быть диалога с экстремистами и террористами, они отвергают все человеческое. Государство не может бездействовать против террористических организаций, которые разговаривают на языке взрывчатки направленной против мирного населения. Террор разоряет цивилизацию, экстремисты разрушают не только памятники культуры, но и святыни мусульман и христиан. Террор и экстремизм представляет опасность не только (!) для христиан, но и для мусульман и для иных меньшинств традиционных для востока. Народ Сирии был одним из первых, который принял христианство. Христиане — коренные жители, они живут не хуже других, они - важная часть сирийского общества со своими этническими и национальными особенностями. Сирийская модель государственного устройства такова, что никто не отвергнут, все имеют свои равные права и обязанности. Положения христиан в Сирии до недавнего времени было стабильным. Народ Сирии видит в них культурно-творческий элемент, обогащающий страну во многих областях. Жизнь меньшинств в Сирии — это модель сыновей, каждый из которых любит свою страну и защищает ее. Важно разнообразие.
Свое понимание проблемы предложил и чрезвычайный и полномочный посол государства Палестина в РФ, член ИППО Мустафа Фаед. Он выразил гордость своего народа в связи с тем, что Христос - палестинец: в Палестине Христос родился, тут Он принес небесное послание миру, тут он был распят. Из Палестины идет христианство по всему миру. Христиане не смотря на их небольшое количество по сравнению с мусульманами — всегда были живой тканью палестинского народа, частью арабской культуры, они много сделали для освобождении от ига Османской Империи и от английского колониализма. Если говорить о статистике, то христиан с каждым годом все меньше. Известно, что в 630 году среди жителей Палестины было 90% христиан. Сегодня их на западном берегу Иордан и в Секторе Газа — 1,25%. Причины различны. Главная - в массовой эмиграции христиан из района Святой земли. Мощный уходящий поток пришелся на начало прошлого века. Он связан с игом Османской империи. В результате множество палестинских христиан проживают в разных странах Америки. Только в Чили — около 35 тысяч палестинцев среди которых 85% - христиане. В Сальвадоре 3% от всех жителей — палестинские христиане. В середине прошлого века, во время «английского мандата» англичане запрещали эмигрантам возвращаться на родные земли. Третья причина — это создание государства Израиль и те трудности на которые это государство обрекло и христиан и мусульман. С палестинской катастрофой, которую израильтяне празднуют, как создание своего государства связана большая волна эмиграции последнего времени. В 1947 году среди палестинцев — 10% были христиане. После образования Израиля — 2,4%. Конечно эта тенденция касается не только христиан (!) но и их тоже. В любом случае палестинский народ и его руководство относится с большим вниманием к сохранению христианства и много сил уделяет этой теме. Сегодня от блокады наряду с мусульманами страдают и христиане, они вместе борются с израильской оккупацией. Палестинские христиане имеют равные права с представителями ислама. Их число незначительно, но по завету Ясира Арафата власть традиционно представляет христианам 10 мест глав городов, где раньше было много христиан. Христиане присутствуют и в законодательном собрании и в органах исполнительной власти.
В схожем ключе говорили и специалисты по Ближнесу востоку. По мнению Олега Пересыпкина (руководитель Центра Ближнего, Среднего Востока и Африки — в прошлом посол в Ливане) исчезновение «православной составляющей» на Ближнем Востоке приведет к необратимым изменения. Израиль проводит политику при которой православные выживаются. Без участия России на государственном уровне ситуация не изменится. Олегу Пересыпкину вторил сопредседатель Российского Комитета солидарности с народом Сирии Олег Фомин. По его мнению при разговоре о положении христиан нельзя обойти тему Израиля и оккупации. Проблемы Сирии связаны с ее твердой позицией против израильской агрессии. Сирийские христиане не могут без особого разрешения прибыть даже к гробу Господню. Без российских усилий по решению главной проблемы — проблемы палестинского народа — мира не будет. На ближнем востоке среди христиан большинство православных, но им почему-то никто не помогает. Маронитам и греко-католикам помогает Ватикан. Армянам помогает Армения. Только православным не помогает никто, разве что ИППО. У разных конфессий есть свои партии. А у православных нет даже этого.
Вполне конкретно о ситуации в Библейском регионе и очень предметно о решении проблемы говорил член ассоциации российских дипломатов, имя которого расслышать не удалось (а за отсутствием подробных программок Круглого стола, не удалось и восстановить имя). Выступающий отметил, что христианство в библейском районе на грани исчезновения. В целом тенденция ясна, христиан в тех краях скоро не будет. Израиль создавался из скорби над опустевшей исторической родиной, хотя родина еврейского народа — это Египет, где он «расплодился». Тоска по Святой Земле, в соответствующей исторической обстановке привела к появлению нового государства. Холокост дал огромный толчок к развитию этой темы. Переселение евреев в Израиль велось активно, создавались фонды, привлекались деньги. Если сегодня стоит задача не просто скорбеть, а восстановить христианство на Ближнем Востоке, то восстановление «христианского присутствия» в этом регионе должно стать частью государственной политики России. Что Россию связывает с ближним востоком? Контракты? Их нет. Связь у нас духовная. Надо ее сохранить. Надо создавать фонды по возвращению христиан на Святую Землю. Создавать механизмы в том числе через дипломатию. Важна и экономическая и гуманитарная помощь от России. Хорошо бы создавать очаги и опорные точки для помощи и возвращения христиан. Надо защищать наши духовные святыни на Ближнем Востоке даже в формате миротворческих сил.
Все эти предложения, по моему мнению, сильно диссонировали с сказанным выше о том, что до сих пор православное большинство христиан на востоке оставалось вне какой-либо системной и серьезной помощи от своих братьев по вере, что, к сожалению, навело на мысль об утопичности практических предложений.
Несколько иначе на проблему смотрит член совета ИППО, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ Протоиерей Николай Балашов. В своем выступлении он напомнил, что каждый день приносит новую информацию о преследовании христиан в Сирии. Около полумиллиона сирийских христиан — беженцы. Разрушено много храмов, известны случаи убийств христиан и даже священнослужителей. Два видных иерарха (митрополит Павел (епархия Алеппо Антиохийской архиепископии, брат Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна) и архиепископ Мар Григорий Ибрахим) находятся в плену, об их судьбе ничего не известно. Тяжелое положение и в ряде других стран. Сотни тысяч христиан покинули Ирак, после того как США начали «насаждать» демократию. До США все было благополучно. В Ливии христиан призывают покинуть страну и это тоже после «насаждения» демократии. В Египте положение христиан все более уязвимо. Есть те, кто уже покидают страну. «Слой христиан» в библейских землях становится все более тонким и прозрачным. РПЦ все сильнее говорит об этой проблеме и оказывает посильную помощь (более миллиона долларов) пострадавшим в результате военного конфликта в Сирии. Что немало важно, помощь оказывается всем - и христианам и мусульманам. В заключении, протоиерей Николай призвал вырабатывать реальные механизмы поддержки противодействия гонению на христиан, что разворачивается в современном мире.
Ближе всех к поставленным вопросам говорила Елена Агапова (заместитель Председателя ИППО), котрая напомнила, что на днях радикальные исламисты публично сожгли христианские ценности (святыни). По ее мнению, есть силы, что хотят уничтожить христиан в Сирии и создать халифат. На бытовом уровне отношения и мусульман и христиан всегда были добрососедские. Экстремисты пытаются навязать вражду в Сирии. Поэтому сегодня христиане стали мишенью радикальных мусульманских группировок. По имеющимся у Елены Агаповой сведениям, упоминаемые уже иерахи были похищены чеченскими боевиками по заказу турецких спецслужб и вывезены в Турцию.
С большим сожалением, я вынужден был себе признаться, что так ничего и не понял про гонения на христиан в библейском регионе. Очень грустно, что во всех выступлениях за скобками осталась конкретика. Выступавшие не отрицали самой темы скорбного положения христиан, однако четко оговаривали, что скорби коснулись все народы и религиозные группы. Виной тому войны, беспорядки, экстремизм и терроризм. Если же говорить о самой тенденции уменьшения количества христиан, то она по мнению выступавших больше связана с историческими предпосылками и государством Израиль. Ислам христианству не враг.
Самым неожиданным открытием для меня стала такая оценка происходящего на Ближнем Востоке, из которой можно сделать вывод, будто разворачивающиеся в современном мире гонения на христиан связаны с США и «насаждением» демократии в этом регионе. Такое мнение, наряду с озвученным, недвусмысленно предложила молодая особа, выступающая вместо некоего заявленного генерала. Девушка открыто обвиняла США в насаждении нового мирового антиправославного порядка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции