Андрей Нечаев: Кому в 2014 будет жить хорошо?

Андрей Нечаев. © / РИА Новости

Андрей Нечаев, министр экономики РФ 1992-1993 гг., член экспертного совета при Счетной палате, президент крупного банка, председатель партии «Гражданская инициатива»:

   
   

Когда бюджет сокращается, плохо всем. Но бюджет всегда содержит приоритетные направления, которые планируется не просто поддерживать, но и развивать.

Каждый год мы слышим, что этот документ имеет социальную направленность. Но реальные цифры говорят об обратном. Наряду с проектами типа «Сочи» (где расходы постоянно растут), по факту приоритетными направлениями являются только оборона, правоохранительная деятельность, органы госбезопасности. Расходы на эти виды деятельности в последнее время бурно росли при том, что расходы на национальную экономику и социальную сферу снижались.

Что ждать от нового госбюджета?

О реализме и дефиците 

Бюджет стал более реалистичным, чем предыдущий. Впервые власти наметили сокращение расходов по сравнению с запланированными цифрами. Но при этом, по оценкам Счетной палаты, темпы экономического роста, по которым строится бюджет, мягко говоря, оптимистичны.

Напомню, что по итогам прошедших месяцев 2013 года рост ВВП 1,3%, а на 2014 год закладывается рост уже 3%. Достаточно смелое предположение. Поэтому не исключено, что бюджет придется пересматривать или для финансирования недобора использовать нефтегазовую заначку. Уже есть оценки, что в 2014 году порядка 44% вот этих дополнительных доходов пойдут не на пополнение резервных фондов, а на текущие расходы. А в 2015 году возможно и до 100%.

   
   

Запланированный дефицит бюджета означает, что России придется одалживать и на внешнем, и на внутреннем рынках. В 2014 году примерно 7 млрд долларов и более 800 млрд руб.  соответственно. Далее — по нарастающей. Но если доходы бюджета окажутся ниже запланированного, а расходы не снизятся, то реальный дефицит увеличится. Вот на покрытие этой «добавки» и будут использованы нефтегазовые доходы.

О регионах и социалке

В связи с тем, что все расходы бюджета снижаются, расходы на образование, здравоохранение, культуру и спорт тоже снижаются, причем довольно ощутимо. Однако планируется, что часть бюджета будет использована для реализации, так называемых, майских указов президента, содержащих в числе прочего и социальную направленность (повышение зарплат учителям, врачам, создание новых рабочих мест, снижение стоимости ипотеки и т.д.). Все эксперты сходятся во мнении, что с реализацией этих указов будут большие проблемы.

Причем они есть уже сейчас. Самая большая проблема связана с тем, что реализация этих указов в значительной степени была переложена на регионы. А у тех бюджетная ситуация крайне скверная. Минфин дал им только часть дополнительных денег.

Я разговаривал с рядом губернаторов. По их словам, дефицит средств в их бюджетах на выполнение этих указов — примерно 50%. Это значит, что будут сокращаться инвестиционные программы (которые итак более чем скромные в регионах), дорожное строительство. Региональные бюджеты превращаются просто в большую кассу по выдаче зарплат. Потому что все остальные статьи расходов они вынуждены достаточно существенно резать.

И вот эта ситуация региональных бюджетов гораздо более опасная и гораздо более сложная, по сравнению с состоянием федерального бюджета.

О зарплатах

 Жизнь бюджетников будет складываться по-разному. Власти решили пойти на некоторые самоограничения и не индексировать зарплату госслужащих. Думаю, что госслужащие это переживут (я даже не намекаю на взятки и прочие дополнительные доходы в виде транспорта, льготных путевок, бесплатного медобслуживания, квартиры и т.д.), поскольку в последние годы их зарплата росла просто феноменальными темпами. Пример: зарплата в администрации президента в этом году выросла на 46%, составив в среднем 132 тыс. рублей (среднее между оплатой труда младшего клерка и его начальника). Для сравнения — средняя зарплата по стране — около 20 тыс. рублей, по Москве – 28.

Достаточно бурно в последние годы росли доходы военнослужащих. Их тоже в 2014 году предполагается не индексировать. Обращу внимание, что это не сокращение, а отсутствие роста.

Если майские указы президента все же будут выполняться, то это должно привести к росту зарплат некоторых категорий врачей, учителей, научных работников.

Субсидии бюджетным учреждениям в 2014 году будут снижены (порядка 2%), соответственно, их возможности по повышению зарплат и социальным расходам сократятся.

Об обороне

Если мы рассмотрим госбюджеты России за последние несколько лет, то у независимого наблюдателя может сложиться впечатление, что страна готовится к войне или к серьезным внутренним волнениям. Потому что наиболее ощутимые траты были заложены на оборону и правоохранительную деятельность.

В 2014 году расходы на оборону и правоохранительную деятельность будут продолжать расти.

О том, что военнослужащим не стоит в ближайшее время ожидать роста зарплат (она у них итак ощутимо выросла), я уже сказал. А вот расходы на госпрограмму вооружений будут продолжать увеличиваться. Только ее собираются растянуть во времени. Если раньше предполагалось израсходовать 23 трлн рублей за 10 лет, то теперь эти деньги будут освоены за 12-13 лет.

Я бы охарактеризовал повышение трат на оборону так: не в коня корм. Клепать железки в виде устаревших танков или ракеты, у которых каждый второй пуск неудачен — вот с этим мы справимся. А вот то, ради чего все это затевается — чтобы у российской армии был новый технологический облик, может и не случиться.

Эксперты и раньше говорили, что наша оборонная промышленность не в состоянии эффективно освоить эти деньги. Дело в том, что из-за неудовлетворительного состояния технологической базы, кадров, качества проектной деятельности, невозможно произвести современную высококачественную продукцию для оборонного комплекса. 

По итогам 8 месяцев 2013 года Минобороны использовало только 53% из тех денег, которые ему были выделены. И не потому что ему больше не надо. А потому, что заводы не могут поставить необходимую продукцию, переговоры затягиваются и т.д.

О тарифах

Ситуация с тарифами в очередной раз показывает, что у естественных монополий есть мощные лоббисты, а у народа нет. Хотя, по идее, защитниками интересов населения должны быть депутаты Госдумы. Но эта роль им удается не лучшим образом.

Была озвучена идея, которую я полностью поддерживаю, о замораживании на 2014 год тарифов естественных монополий. Не прошло и нескольких дней, как раздался плач Ярославны, мол, эти монополии будут вынуждены резко сократить инвестиционные программы, окажутся на грани краха и т.д. И буквально через несколько дней правительство сообщило, что заморозка будет только для промышленности, а для населения замораживания тарифов не будет (а будет индексация тарифов на величину «инфляции минус 0,25%», то есть на 75% общего роста цен). Но это не окончательное решение, поэтому возможны сюрпризы.

Да и вообще, не исключаю, что люди могут и не почувствовать этой заботы о них, увидев платежки за коммунальные слуги.

О пенсиях

Еще раз есть повод убедиться в том, что пенсионная система у нас скверно устроена. В Пенсионный фонд запланированы гигантские дотации из федерального бюджета – по 2,5 трлн рублей в год. Из них 1,7 трлн пойдет на выплату пенсий. Но это не значит, что пенсионеры почувствуют эти деньги в виде  зримого повышения пенсий.

В свое время мы провалили пенсионную реформу, а теперь все вместе за это расплачиваемся.

Стоит добавить, что в 2014 году произойдет просто рэкетирский маневр: правительство в одностороннем порядке ликвидирует перечисления в накопительную часть пенсии. То есть то, что работодатели для граждан моложе 1967 года рождения перечисляли 6% в накопительную часть будущей пенсии этих работников, власти просто решили взять и забрать. Эти деньги направят в распределительную систему, то есть на выплату нынешним пенсионерам. Пока, правда, обещают только на один год. Ситуация крайне странная. Интересно, подаст ли кто-нибудь в суд?

Если раньше деньги, которые шли в накопительную часть, инвестировались, то теперь их проедят. И будет ли за это компенсация в будущем — не известно.

Об инфляции

В целом у нас ситуация по макроэкономическим показателям лучше, чем в кризисных странах Европы (Кипр, Греция, Испания, Португалия, Исландия). Однако у них низкие темпы роста сопровождаются низкой инфляцией — 1-2% в год. А у нас второй год инфляция растет. (Хотя официально по итогам этого года в РФ ожидается порядка 6% против 7% в 2012 году).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции