Онлайн с директором лучшей школы России

Татьяна Воробьева. © / Алексей Богданов / АиФ

   
   
В конференции участвуют: Воробьева Татьяна Васильевна

В середине сентября лицей № 1535 возглавил рейтинг лучших школ России, продемонстрировав высокие образовательные результаты в 2012–2013 гг.  Кроме того, это учебное заведение вот уже третий год подряд является лучшим в Москве, занимая первое место в списке столичных школ.

26 сентября в студии АиФ.ru побывала директор лицея Татьяна Васильевна Воробьёва. В рамках онлайн-конференции мы поговорили о ЕГЭ, школьной форме, воспитании подрастающего поколения и многом другом.

Ответы:
Воробьева Татьяна Васильевна 17:40 26/09/2013
Ведущий конференции: Друзья, доброе утро! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. Сегодня у нас в гостях директор лицея № 1535 Татьяна Васильевна Воробьёва. Здравствуйте, Татьяна Васильевна. Воробьёва Татьяна Васильевна: Доброе утро. Ведущий конференции: Позволю себе небольшую ремарку относительно вашего лицея. Это не просто лицей, это лучшая школа в России по итогам этого года. Кроме того, вы третий год подряд уверенно держите первое место в рейтинге лучших московских школ. Хочу у вас узнать, по каким критериям отбирали вашу школу? В чём вы превзошли своих конкурентов? А их было немало. Воробьёва Татьяна Васильевна: Хочу уточнить, что мы – не лучшая школа, мы – школа, показывающая лучшие образовательные результаты, потому что рейтинг составлялся по результатам, которые показывают наши выпускники и ученики, именно образовательные, то есть результаты сдачи Единого государственного экзамена одиннадцатиклассниками, прохождение государственной итоговой аттестации девятиклассниками и результаты, которые наши ребята – ученики разных классов — показывают на Всероссийской олимпиаде школьников.
Вопрос:Вишняков Алексей Евгеньевичь 20:44 20/09/2013
когда в школах прекратятся поборы с родителей даже президент не может справиться с этой проблемой
Вопрос:Светлана Степаненко 12:10 22/09/2013
Татьяна Васильевна, не кажется ли Вам, что пришло время ввести в школах не только образовательные предметы. ? Пора научить детей жизни. Может вернуть в школы предметы домоводство для девочек и уроки труда для мальчиков?У нас очень много разводов на бытовой почве. Молодые люди порой не имеют злементарных навыков в жизни.Я считаю , что эти предметы не заслуженно исчезли из школьного образования.Родители сейчас заняты зарабатыванием денег , и не имеют времени, чтобы научить своих детей чему-то, а , порой и сами мало что умеют.
Вопрос:Меркулов Виктор Владимирович 04:42 23/09/2013
С тех пор как попы начали читать с тех пор могли бы и простые люди читать писать считать. Но почему этого не происходило? Марксом и это отлично объяснено! Очень важно как организовано дело. И по части обучения оно у нас организовано не лучшим образом в целом. Но я о другом. О том что сегодня время когда необходимо всеобщее высшее разумеется бесплатное образование. В школу уже возможно идти с шести лет (ясли, детские сады не проблема и там воспитатели обязаны быть как минимум с высшим образованием). После десяти классов обучения в школе необходимо идти в институт, где при соответствующей организации обучения достаточно будет пяти лет. Для человеческого мозга ни составляет, ни малейшего труда освоить программу обучения в институте. Плюс к этому даже при шести часовом рабочем дне для всего населения страны можно на работе найти 30 минут для постоянного повышения квалификации. Таковы сегодня величайшие производительные силы. Было бы хорошо узнать Вашу точку зрения по поводу обязательного всеобщего высшего образования.
Вопрос:Свободина Наталья Генриховна 22:07 23/09/2013
Здравствуйте! Я логопед, работаю уже 30 лет. В последние годы есть тенденция, особенно в регионах, "выдавливания" логопедов и психологов из школ - в целях экономии. Но мы видим, что число детей с проблемами обучения, нарушениями письма и чтения растёт с каждым годом. Считаете ли Вы необходимой помощь специалистов нуждающимся школьникам или, как сказала одна из директоров школ - это могут делать и мои учителя? Спасибо.
Вопрос:Н Злобина 13:20 24/09/2013
Калина говорил о внедрении предуниверсариев, что это такое и будет ли лицей участвовать в такой программе, как вы сотрудничаете с вузами?
Вопрос:Алла Москва 14:50 24/09/2013
Очень смущают слухи о платном образовании, Татьяна Васильевна, сегодня наши дети еще бесплатно занимаются (не считая дополнительных уроков, за которые родители все же платят), а что будет через 5 лет? У меня к этому времени дочь как раз окончит школу, только не понятно платно или все же бесплатно.
Ответы:
Воробьева Татьяна Васильевна 17:49 26/09/2013
Принятый закон об образовании очень чётко отвечает на все вопросы. Среднее образование остаётся в нашей стране бесплатным. Это записано в Конституции. Дополнительные платные образовательные услуги – это возможно, потому что не всё можно уместить в рамках учебного плана и не всякая школа может это сделать. Я абсолютно уверена, что среднее образование останется бесплатным. Существуют платные школы и сейчас, но в российском обществе они занимают пока очень маленькую нишу.
AIF.RU Ведущий конференций 17:50 26/09/2013
Вы не боитесь, что в будущем это будет, как платная и бесплатная медицина? Мы все понимаем, что у нас есть бесплатная медицина, но многие предпочитают обращаться к платному врачу.
Воробьева Татьяна Васильевна 17:50 26/09/2013
Я думаю, что в нашем обществе это невозможно. Всё-таки есть определённые традиции у российского образования. И сами люди пытаются прийти в государственную школу, а значит, бесплатную.
Вопрос:Зачем? 15:01 24/09/2013
Татьяна Васильевна, у вас есть вменяемый ответ на вопрос зачем нашим детям нужна форма?
Ответы:
Воробьева Татьяна Васильевна 17:50 26/09/2013
Это решение каждого образовательного учреждения, коллектива детей, родителей и учителей. Наш коллектив и управляющий совет сейчас будут рассматривать этот вопрос. Мы будем принимать определённый dress-code, форму вводить не будем. Мы установим, что является категорически недопустимым, а всё, что не запрещено, то разрешено. У нас нет формы с конца 80-х годов, как только появилась такая возможность, потому что это тоже элемент воспитания. Ребёнок должен научиться одеваться соответственно тому месту и той деятельности, которая ему предстоит. Он должен чётко знать, что на урок он должен прийти в таком-то виде; на торжественный вечер, например, посвящение в лицеисты, в таком-то виде, а на дискотеку он может прийти в таком-то виде. Мы вместе с родителями работаем в этом направлении. И не будем вводить форму. Не будем запрещать короткие юбки и брюки тоже, потому что в зимнее время это очень удобно. Конечно, рваные джинсы или те, которые спадают с человека, - это, наверное, не то, в чём надо приходить в школу. Наши дети этого не делают. У нас это - не проблема. Мы все годы в этом направлении действовали. Мы провели опрос родителей через электронный журнал. Сейчас у нас отвечают дети – 1080 человек, мы хотим услышать мнение каждого ребёнка. И, соответственно, учителя. Потом на управляющем совете будет приниматься официальное решение.
AIF.RU Ведущий конференций 17:51 26/09/2013
Татьяна Васильевна, спасибо вам огромное за такие честные и подробные ответы. Надеюсь, вы ещё придёте к нам в гости. Искренне вам желаю, чтобы в следующем году и многие последующие годы вы занимали лидирующие позиции, потому что вы и ваши ученики этого достойны. Друзья, спасибо, что были с нами в столь ранний час и всего доброго!
Вопрос:Валерия Россия 16:42 24/09/2013
Здравствуйте, то, что вы стали лучшей школой России дало вам какие-то бонусы или скорее затруднило вам жизнь, потому что количество желающих учится в лицее выросли в разы, а может быть никак не отразилось на жизни школы? Что нужно сделать, чтобы стать лучшей школой? Спасибо
Вопрос:Мама дочки 17:08 24/09/2013
Что значит "учиться в лучшей школе"? Нагрузки на ребенка или увлекательное обучение?
Ответы:
Воробьева Татьяна Васильевна 17:41 26/09/2013
Если ребёнок попадает в такую школу по своему желанию, он хочет этого, - для него это увлекательное путешествие, хотя очень трудное. Если у ребёнка нет желания вот так работать, а учёба – это всё-таки труд, с нашей точки зрения, то тогда это для него превращается в пытку. Мы стараемся за все годы своего существования найти ученика, который испытывает жажду знаний. Мотивация для нас очень важна. Мы не являемся школой для суперодарённых детей. У нас нормальные дети, но с высокой степенью мотивации, которые хотят знать, узнать и применить свои знания.
AIF.RU Ведущий конференций 17:42 26/09/2013
Хорошо, когда ребёнок понимает, для чего он учится, когда у него есть конкретная цель. Если вдруг к вам попадает ребёнок с неярко выраженной мотивацией, у вас есть какой-то рецепт, как заставить ребёнка учиться?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:42 26/09/2013
«Заставить» - это, наверное, не то слово. Просто попадая в такую среду, он либо должен найти себя, найти своё место, а у нас больше тысячи учащихся, либо он будет вынужден поменять учебное заведение.
AIF.RU Ведущий конференций 17:42 26/09/2013
Много тех, кто меняет?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:42 26/09/2013
Не более 10 человек за год. Ведь очень часто родители испытывают большое желание, чтобы ребёнок поступил к нам учиться, а сам ребёнок хочет учиться в своей старой школе, потому что у него там друзья, определённая ниша, которую он занимает.
AIF.RU Ведущий конференций 17:43 26/09/2013
А как тогда поступить родителям, чтобы соблюсти баланс? Может быть, надо беседовать с ребёнком перед тем, как переводить его в другое учебное заведение?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:43 26/09/2013
Обязательно. Мы проводим дни «открытых дверей». Уже давно мы не даём какой-то специальной рекламы, просто на нашем сайте пишем, когда у нас день «открытых дверей». Также у нас работают своеобразные подготовительные курсы для желающих к нам поступать. Ребята приходят в школу, общаются с учителями, с лицеистами. И в большинстве случаев у поступающего уже есть вполне осознанное решение. У нас не одни отличники учатся, есть разные результаты. Когда-то считалось, что быть отличником в лицее № 1535 – это исключённый вариант, и медалистов не может быть. У нас очень высокие требования. Тем не менее каждый год есть медалисты. В этом году их было 20 человек. И это настоящие медалисты. Не могу не привести пример Маши Шутиковой, которая на четырёх экзаменах ЕГЭ показала 100-балльные результаты. Это цена нашего «золота». Но есть и те, кто учится на «четвёрки», иногда и «тройки» проскальзывают. Но эти дети активны в лицее, увлекаются каким-то одним предметом. Лицей предоставляет массу возможностей, где они могут показать себя: в спорте, в танцах, в театре. У нас работает театр на русском языке, театр на французском. Буквально вчера я говорила учителям физкультуры, что у меня складывается впечатление, что у нас спортивная школа, потому что мы участвуем во всех соревнованиях: и волейбол, и футбол, и лёгкая атлетика, и баскетбол. Причём в футбол играют и мальчики, и девочки. Эта активная жизненная позиция для нас очень важна. Мы считаем, что ребёнок должен быть успешным, он должен найти себя. Допустим, он не может стать призёром Всероссийской олимпиады, но зато он – отличный спортсмен или лучший артист. Есть, конечно, уникальные дети, которые успешны во всём, как Маша Шутикова, которая закончила класс гуманитарно-социального профиля и получила 100 баллов на ЕГЭ по математике. А у них математика не была профильной дисциплиной. Это уникальные дети по-своему, хотя она - самая обычная девочка, которая была активной и принимала участие во всех делах: и доброхотом ездила, и в заповеднике помогала, и на экскурсии. У нас много видов деятельности, где ребёнок может себя проявить. В этом, наверное, и заключается успех. Он не просто получает знания. Каждое лето с 1988 года мы ездим работать в Пушкинский заповедник в Михайловское. Мы не просто помогаем поддерживать порядок в парках. Скажут: полоть дорожки - полем дорожки, скажут: собирать сено – собираем сено. Но обязательно 12 июля каждый год устраиваем большой усадебный праздник. Дети к этому празднику готовятся. Когда «Пиковая дама» ставится на ступенях дома Ганнибала, то это дорогого стоит. Так что в нашем лицее дети не только учатся, но и активно отдыхают. Смена видов деятельности. Наши выпускники, уже окончившие лицей, тоже ездят летом с нами в экспедиции. Учащиеся медико-биологического и психологического профилей традиционно каждый год ездят в экспедицию в Кандалакшский природный заповедник. Это Белое море, остров Ряшков. Они выезжают туда и под руководством Виталия Витальевича Бианки проводят научные исследования. Также там есть экологический десант, но не просто экологический десант, они ещё и описывают мусор, который собирают, сортируют, устанавливают, что именно антропогенный фактор является решающим в загрязнении окружающей среды. Все их материалы представляются в научный отдел, и уже в Москве ребята участвуют во многих научно-практических конференциях, докладывают о результатах своей летней работы. Так вот туда в качестве руководителя вместе с нашими учителями выезжает наша выпускница, которая учится сейчас во Втором медицинском университете. Она досрочно сдаёт сессию, чтобы 15 июня выехать в заповедник, так как там начинается учёт птиц. Невозможно опоздать ни на один день.
AIF.RU Ведущий конференций 17:43 26/09/2013
Многие родители пишут, что ЕГЭ, какая бы хорошая школа ни была, всегда требует отдельной подготовки, присутствия репетитора. Как у вас с этим? Или лицей даёт настолько хорошие знания, что этого не требуется?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:43 26/09/2013
С нашей точки зрения, для сдачи ЕГЭ никакой репетитор не нужен. ЕГЭ – это форма внешнего контроля, объективного, независимого. Вы готовите в 10-11 классах к ЕГЭ? Как ответить на этот вопрос? Конечно, готовим. Но ребёнок должен пройти программу. Какая-то тренировка должна быть, он не должен пугаться тех бланков, которые получит; тех различных типов заданий, которые включаются в ЕГЭ. Но это не значит, что отметается полностью программа. Ребёнок должен её пройти и хорошо усвоить материал. И тогда ему никакой ЕГЭ не страшен. Конечно, мы какие-то формы своего внутреннего контроля подстраиваем, чтобы дети набили руку, чтобы необходимость поставить в нужную клеточку галочку их не пугала. Для наших детей это не страшно, мы начинаем тренировать их со вступительных испытаний. Используем возможности Москвы. Есть такая система «СтатГрад», там регулярно размещаются диагностические, тренировочные работы, и мы, естественно, этим всем пользуемся. Но прежде всего мы изучаем предмет. Если у ребёнка есть знания по предмету, то ему никакой Единый государственный экзамен не страшен.
AIF.RU Ведущий конференций 17:44 26/09/2013
На прошлой неделе у нас в гостях был ректор МГУ и, конечно, затронули вопрос с ЕГЭ. Сошлись на мнении, что сегодняшний ЕГЭ требует доработки. На ваш взгляд, это так или нет?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:44 26/09/2013
Материалы по ряду предметов требуют содержательного совершенствования, иногда формулировки неточны. Трудно найти другую школу, где подавали бы столько апелляций, сколько подают выпускники нашей школы, и чаще всего эти апелляции удовлетворяются, потому что ребята аргументированно доказывают, что их точка зрения имеет право на существование.
AIF.RU Ведущий конференций 17:45 26/09/2013
А много апелляций было в этом году?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:45 26/09/2013
У нас было 259 выпускников в этом году, и, наверное, 180 из них подавали апелляции по разным предметам. Порядка 100 апелляций было удовлетворено, ребятам повысили баллы. Это свобода, к которой привыкли наши дети: свобода выбора, свобода выражения своей точки зрения. У нас можно высказать любую точку зрения, мы готовы её обсуждать. Это и на уроках происходит. Поэтому для них пойти и высказать свою точку зрения на апелляции – обычное дело. К этому тоже надо детей готовить. А материалы ЕГЭ каждый год дорабатываются. Думаю, что когда-нибудь мы получим более совершенные КИМы.
Вопрос:Карина 79 18:10 24/09/2013
Добрый день у меня несколько вопросов: Какой сегодня конкурс на место? Сколько стоит обучение в лицее? Какой у лицея педагогический состав? Какие языки у вас можно изучать?
Вопрос:Юлия Константиновна Шубина 18:34 24/09/2013
Хочу сразу сказать, я не против ЕГЭ, НО! В этом году мой сын окончил школу, экзамены стали настоящим стрессом для всей семьи, начинаю от сына и заканчивая котом, потому что ему доставалась всякий раз, когда сын был не в настроении! Естественно мы готовились с репетиторами, денег было потрачено очень много, и хочу заметить, что как только закончились эти траты начались новые, связанные уже с вузом. Но это отдельная история. Вопрос в следующем, на ваш взгляд, можно ли превратить ЕГЭ в спокойный экзамен, без нервотрепки, что для этого необходимо? Мы только с сыном отмучились, скоро предстоит пройти весь этот ад с дочкой, никакого здоровья не хватит!
Ответы:
Воробьева Татьяна Васильевна 17:45 26/09/2013
Это, наверное, то, о чём я уже говорила. Ребёнок должен быть уверен в себе. Когда он уверен в себе, он более спокойно переносит экзамен. Любой экзамен – это стресс, хотим мы того или не хотим. У нас в лицее работает психологическая служба. Уже при подготовке девятиклассников, не говоря уже об одиннадцатых классах, их учат, как спокойно ко всему относиться. Кстати, и родителей тоже. Потому что часто не сам ребёнок нервничает, а вся семья. Так или иначе, это заразительно и передаётся ребёнку. Думаю, что здесь должны работать и психологи, и ребёнок должен настраиваться на сдачу, привыкать сдавать экзамены. Если ребёнок поступает к нам в 8 класс, а сейчас мы берём уже и в 7, мы их тренируем, для них это уже не такой стресс. Это очень важно. Многое зависит от того, в какой пункт проведения экзамена ребёнок попал, потому что человеческий фактор всё равно остаётся. Мы сами много лет являемся пунктом приёма экзамена, стараемся, чтобы была доброжелательная, спокойная обстановка, стараемся не создавать лишнюю нервозность. К сожалению, в каких-то пунктах проведения экзамена это бывает, мы получаем такую информацию от наших детей, так как они не сдают экзамен в своей школе, а расходятся по другим пунктам. Конечно, наши дети защищены в большей степени, потому что они готовы к этому и в смысле образовательной подготовки, и в смысле психологической. Мы стараемся это сочетать, и тогда всё получается.
AIF.RU Ведущий конференций 17:46 26/09/2013
Вы сказали, что экзамен – это всегда стресс. Наше поколение ЕГЭ не сдавало, мне не с чем сравнить, но многие говорят, что сейчас всё просто ужасно, раньше такого не было. Просто нагнетают обстановку?
Воробьева Татьяна Васильевна 17:46 26/09/2013
Я думаю, что да, нагнетают обстановку. Противники у ЕГЭ есть. Какие-то моменты муссируются совершенно беспочвенно. Стресс? А раньше, когда дети сдавали экзамены, поступая в вуз, это не было стрессом? А 6 часов на сочинение или 5 часов на письменный экзамен по математике? Это же тоже был стресс. Поэтому я думаю, что детей надо просто готовить к этому, и готовить не накануне экзамена, а все годы обучения.
Вопрос:Богданыч 22:25 24/09/2013
Нынешнее поколение детей очень своенравное и свободолюбивое, как вы находите к ним подход, что первично кнут или пряник?
Вопрос:effi 00:19 25/09/2013
Поддерживаю вопрос Светланы Степаненко. Школа не готовит учащихся к жизни вообще, даже организованная профориентация почти не проводится. Даже программа, необходимая для успешной сдачи ЕГЭ, не преподается в школе в полной мере. Школьникам приходится добирать ее на занятиях с репетиторами или подготовительных курсах (а это лишние затраты денег и времени). Почему так происходит? И как со всем этим обстоит дело в вашем лицее?
Вопрос:Bright11 02:55 25/09/2013
Как вы полагаете, может ли история изучаться в учебной программе без конъюнктуры, только нейтрально? И какое время спустя должны изучаться недавно прошедшие исторические периоды (например, 2000-е годы)?
Вопрос:Городецкая Елена Дмитриевна 08:34 25/09/2013
Добрый день!!!!Мне не нравится отношение к моей дочери в школе.Там не предусмотрено помогать детям-она очень обучаемая девочка-может учиться на одни пятерки,но что-то не поняла по математике и я наняла репетитора,но так ей и поставила математик двойку,классный руководитель вообще меня удивляет поступками-никогда никакой поддержки-сплошной негатив.Очень трудно отстоять права ребенка.существует даже страх,что могут в очередной раз довести дочь до слез и еще раз унизить.Не приемлю такое отношение в школе.Как с этим бороться,если директор идет на поводу у нерадивых преподавателей?
Вопрос:Дарина 10:50 25/09/2013
В СМИ в последнее время всплывало много разных скандалов, когда учителей увольняли, после изучения их страничек в соц. сетях или узнав, про то, что после уроков они занимаются хобби, которые портят их педагогическую репутацию. Вы следите за жизнью педагогов вне школы? Работают ли в лицеи молодые специалисты?
Ответы:
Воробьева Татьяна Васильевна 17:48 26/09/2013
Молодые специалисты у нас работают. Пока меньше, чем хотелось бы. Костяк учителей, которые создавали лицей, ещё, к счастью, с нами. Мы прирастаем, увеличиваемся и стараемся всё-таки делать это за счёт молодёжи. Очень приятно, что среди молодых специалистов уже есть наши выпускники: три учителя иностранного языка, учитель обществознания и права, руководитель бальных танцев и т. д. Это очень здорово для нас. Поскольку все учителя активно включены в жизнь лицея, то их хобби так или иначе связаны с лицеем. Они вовлекают в это и детей. Допустим, моё хобби – театр. Так открывай театр. Мы даём возможность самореализоваться не только детям, но и учителям. Мы это всячески приветствуем. Учитель имеет право на личную жизнь, безусловно. Вмешательства школы не должно быть. Но если это действительно не вступает в противоречие с принципами морали, этики.
Вопрос:scorpion6011@yandexru 11:32 25/09/2013
дай бог Вам здоровья
Вопрос:Авилов Сергей Александрович 15:47 25/09/2013
Татьяна Васильевна, Скажите пожалуйста как вы полагаете и что думаете как нам воспитать нашу молодежь и уберечь ее от деградаций которая перешагнула все границы в нашей жизни. Мы сталкиваемся с хамством и неуважением старших каждый день практически от наших детей которые курят, матерятся ведут себя вызывающе и в придачу бьют наших преподавателей как в последнем случае в Омске. Я не хочу всех детей грести под одну гребенку но большинство именно таковы как сказано выше. Как все же заложить им изначально что хорошо и что плохо? Спасибо вам заранее.
Ответы:
Воробьева Татьяна Васильевна 17:48 26/09/2013
Мы образование понимаем очень широко – это обучение и, безусловно, воспитание и развитие ребёнка. Я уже давно работаю в школе и считаю, что дети сегодняшние – такие же дети, они просто в более сложных условиях растут. Ребёнок повторяет то, что делают взрослые. Это проблема общества. Ребёнок становится таким, каким его делает общество. Какие-то стереотипы, то, что они видят вокруг себя, то, что они видят в средствах массовой информации, они это несут. Вот мы говорим про сленг молодёжный. А это откуда? Это из Интернета, с телевидения. Это модно. Они и повторяют. Поэтому способ только один – создать им такую образовательную среду, которая давала бы другие образцы поведения, давала бы возможность включиться в какую-то полезную деятельность. Для нас всегда это было очень важно. О доброхотах я уже говорила, это наши поездки в заповедник, к которым мы готовимся, потом подводим итоги, делаем фильмы об этом, то есть это круглогодичная работа. И они чувствуют, что они там нужны. Там никаких проблем не возникает ни с хамством, ни с поведением. В прошлом году мы стали сотрудничать с фондом «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой. Замечательный фонд. Ребята собирали и сейчас собирают игрушки для «Коробки смелости», наш театр в прошлом году дал два спектакля. Всё это кончилось в мае благотворительной ярмаркой, на которую пригласили родителей и жителей окрестных домов. Продавать, чтобы зарабатывать деньги, можно было только то, что ты сам сделал. Это и поделки, и проведение мастер-классов, потому что наши дети, оказывается, умеют делать очень много того, о чём мы даже не знали: кто-то лепит из глины, кто-то плетёт. Проводили аукцион, на котором опять же продавалось только то, что сделано самими детьми. В июне месяце в разгар ЕГЭ благотворительный фонд пригласил наших ребят поучаствовать в качестве организаторов на «Играх победителей», которые проводились уже в пятый раз. Это спортивные игры для детей, которые победили рак. Участвовали только добровольцы. 32 человека из нашего лицея, и большая часть из них – одиннадцатиклассники. Они в течение трёх дней были организаторами этих игр: работали в столовой, с родителями, помогали детям в проведении соревнований. Материал по этим играм размещён сейчас у нас на сайте. Это очень много им дало, ни один из наших детей не ушёл, они все дни работали. Это было очень тяжело физически. Мы волновались, как это морально воспримут дети. Но они видели, что нужны. Это реальное дело – их помощь нужна, потому что это – маленькие герои, которые победили рак: у кого-то нет руки, у кого-то - ноги, у кого-то - волос на голове, но они жизнерадостные, участвуют в спортивных соревнованиях. Наши дети сказали: «Мы не могли уйти. Ну и что, что у нас на следующий день экзамен. Мы действительно там были нужны». Я считаю, что искусство педагога, школы и искусство родителей – создавать ситуации для детей, в которых они могли бы понять, что они нужны, они могут сегодня принести пользу. Пусть одному человеку, пяти, не надо в мировом масштабе, но они приносят пользу, точно так же, как в заповеднике. Каждый должен своё дерево посадить, и тогда не будет вандализма, он не будет ничего ломать, топтать газоны. Я очень хорошо помню, как после поездки в Пушкинские горы мы поехали на экскурсию в Санкт-Петербург. Идём по пригороду после экскурсии, и дети спрашивают: «Как же они ухаживают за этим парком? Здесь такие территории! А какие газоны ухоженные!». Они знают цену этого. И мне кажется, что именно этого не хватает многим. Все беды от того, что дети не могут самореализоваться. Надо находить, в чём ребёнок может самореализоваться, и тогда всё будет в порядке.
Вопрос:Абакумов Владимир Александрович 17:45 25/09/2013
Уважаемая Татьяна Васильевна. На протяжении 8 лет на сентябрьских родительских собраниях я проводил блиц-тестирование взрослых на основе Справочника школьника 5-11 классов, задавая им вопросы со случайно открытых страниц этого справочника по математике(алгебра, геометрия и т.д), физике, химии, биологии. И все 8. лет- практически полное родительское молчание (речь идет об успешных, благополучных родителях, т.к. они должны были принять решение об обучении их детей про авторской программе "Основы управления предприятием в условиях современной экономики"). Одна родительница за эти годы вспомнила правило разложения разницы квадратов. Тогда я уточнил у нее, а хоть раз в своей взрослой жизни (практической деятельности, работе) она применяла это правило? Нет-был ответ. Вопрос очевиден: зачем давать для большинства учащихся такой объем знаний, невостребованных в реальной жизни. И что, на ваш взгляд, можно бы изменить в этой ситуации. К сожалению, дети интуитивно начинают осознавать, что получаемые в школе знания ПРИЛОЖИТЬ не к чему, кроме как при сдаче ЕГЭ. (см. вопрос С.Степаненко, effi)
Вопрос:Lt 06:25 26/09/2013
Каким должно быть воспитание в современной школе, как вы считаете? К чему конкретно она должна готовить учащихся? Говорят, сейчас они хорошо знают свои права, но не знают обязанностей - почему так происходит и есть ли такое в вашем лицее?
Вопрос:Air 07:48 26/09/2013
Современные учебники, даже для младших классов, составляются непонятно настолько что даже не все родители могут помочь детям с уроками. Кем и для чего это делается?
Вопрос:Евгения Седова 09:36 26/09/2013
Добрый день! Мой сын, 17лет, прекрасно учится. До 10 класса ни одной тройки в году, почти одни пятерки. Но он до сих пор не знает, кем хочет быть. И не особо хочет знать. Успевает на 4 и 5 почти по всем предметам. Их класс вообще на 90% весь такой с 1-го класса. Участвует в олимпиадах школьных и городских в основном по географии и обществознанию. Но не хочет искать подходящие вузы по этим наукам. Как мотивировать сына на будущую профессию. Спасибо!
Ответы:
Воробьева Татьяна Васильевна 17:46 26/09/2013
Можно пройти психологическое тестирование. Сейчас есть профориентационные методики. Можно поездить по различным вузам в день «открытых дверей», понять, что его интересует. Мы тоже пытаемся с момента поступления к нам детей помочь им сделать выбор. У нас сейчас 7 профилей обучения в 10–11 классах. Наши девятиклассники при переходе в 10 класс должны выбрать профиль обучения. Сейчас профильное обучение есть практически в каждой школе. Поэтому только искать. Каждый должен понять, что он всё-таки хочет делать в этой жизни. Сначала - что он хочет делать, а потом - где он может получить для этого образование, а не наоборот. Ошибаются наши учащиеся? Ошибаются. Мы разрешаем переходить с профиля на профиль. Такие случаи тоже встречаются. Ребёнок понимает, что не тот профиль выбрал после 9 класса. Хорошо. Досдай разницу в программах и переходи. Лучше ты это сделаешь в школе, чем потом на 5 курсе института. Думаю, что такие возможности есть во многих школах, потому что сейчас профильное образование развивается. Я бы порекомендовала читательнице начать с профориентационного тестирования.

Смотрите также: