Протоиерей Алексей Уминский: Богу не нужны никакие дары, кроме нашего чистого сердца

АИФ

   
   
В конференции участвуют: Уминский Алексей Анатольевич

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Он готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова. Этот пост менее строгий, чем Великий и Успенский. Как правильно поститься? Какие послабления есть для детей и беременных женщин? Почему можно есть рыбу, а пить молоко нельзя? Можно ли жениться в это время? Как правильно, по-православному, встречать Рождество? Эти и многие другие вопросы мы обсудили в нашей студии с настоятелем храма Святой Троицы в Хохлах Алексеем Уминским.

Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 09:32 29/11/2012
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. 28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. О его особенностях мы поговорим с настоятелем храма Святой Троицы в Хохлах протоиереем Алексеем Уминским. Здравствуйте, отец Алексей. Уминский Алексей: Здравствуйте. Ведущий конференции: Спасибо большое, что пришли к нам в гости, да еще и точно под дату. Даже не надеялась, что так получится. Вопросов много, и начнем мы с тех, которые непосредственно касаются нашей темы, но на самом деле, я думаю, разговор будет более разноплановым.
Вопрос:Софья Радугина 12:44 24/11/2012
Можно ли поститься без исповеди и причащения, имеет ли это смысл?
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 09:46 29/11/2012
Такой пост не имеет смысла. Пост не является диетой, пост не заключается в том, что сегодня я не употребляю эти продукты или другие. Господь смотрит не на наш желудок, а на наше сердце. Это очень важно понять. Мы себе отказываем в пище, в каких-то вкусовых удовольствиях, бурных развлечениях, в приятном времяпрепровождении, которое сопровождает определенные периоды нашей жизни, ради чего мы это делаем? Что мы вкладываем в этот пост, в понятие поста? Когда мы готовимся к Рождеству, я все время вспоминаю стихи Иосифа Бродского, потому что мы «все немного волхвы» в этот момент, мы все, идущие поклониться Христу, который рождается ради нашего спасения; Бог, который приходит в мир совершенно беззащитным, открытым, всем доступным младенцем, приходит в мир, в котором места для него не находится – маленькая пещера для великого Бога, приходит в мир, который злобно начинает его из себя выталкивать, уничтожать. Мы уподобляемся этим Рождественским постом этим самым волхвам и тем самым пастухам, простым людям, которые встречают своего Бога. Что же ты должен сделать, какой должен пройти путь, с какой душой ты должен подойти к этой пещере и поклониться Христу, с какими дарами? Ведь волхвы приходят с дарами. Что ты можешь подарить? Что ты от себя дашь? И здесь конечно, кроме сердца нашего чистого и полного любви, Богу никакие дары не нужны. Поэтому все, что мы делаем Рождественским постом, когда отказываем себе в пище, когда пытаемся строго смотреть за своими мыслями, за своими помыслами, когда мы отказываемся от удовольствий, это все ради того, чтобы душа наша в этот момент настроилась подобно музыкальному инструменту. Ведь на самом деле человек очень похож на музыкальный инструмент внутри себя. Когда нам плохо, мы говорим, что расстроены. Когда нам хорошо, у нас внутри все поет и мы сами начинаем почему-то петь. Мы музыкальные внутри, мы – настоящие инструменты, которые могут Богу песни воспевать. Для того, чтобы воспеть Богу эту прекрасную песню нашего сердца, надо, чтобы мы были настроены. Нужен некий камертон для настройки нашей души и этот камертон – это молитвы, это покаяние, очищение себя, это серьезный глубокий взгляд на свое расстроенное сердце. Что там не так? Что там Богу мешает к нам прийти? Что мешает нам самим увидеть Бога в каждом человеке? И тут на первое место выходит покаяние. Физический пост в пище – это прежде всего подпорка для того, чтобы человек смог стать серьезнее в этот момент, стать построже к себе, посмотреть на себя, увидеть себя, не испугаться своих грехов, не отвернуться от себя и сказать: «Да, я такой, но хочу стать другим, я хочу как-то себя изменить». Пост для этого и существует, мы должны менять себя ради Бога. Мы должны менять себя таким образом, чтобы хоть немного к концу поста стать на него похожим.
Вопрос:Гера 13:01 24/11/2012
Здравствуйте, как молится так, чтобы Бог услышал мои молитвы? Я не могу сконцентрироваться на молитве, мысли все время уходят куда-то...
Вопрос:Эля 35 23:10 24/11/2012
В каких случаях церковь разводит церковные браки?
Вопрос:Ирунчик 12:02 26/11/2012
Здравствуйте. Скажите, что дает пост? Я по состоянию здоровья не могу поститься. А не будет считаться грехом, если нет желания соблюдать пост?
Вопрос:Шилова 13:52 27/11/2012
Слышала абсолютно разную информацию о том можно ли ходить в храм без платка? Так и не поняла , где правда, так можно или нельзя ходить в храм без платка? И правильно ли исповедоваться за то, что в повседневной жизни я хожу в брюках?
Вопрос:Григорий Москва 16:29 27/11/2012
Легко могу выдержать Великий пост, но рождественский мне никак не поддается...не понимаю почему и как это исправить и дело не в новогоднем застолье, а просто психологически к рождественскому посту у меня более поверхностное отношение, чем к Великому, к сожалению...
Вопрос:Дарья С 16:34 27/11/2012
Отец Алексей, можно ли встречать рождественский пост за границей?
Вопрос:Алексей12312312 16:44 27/11/2012
Что обязательно должно быть на столе в рождество? какие блюда стоит подать и почему именно эти? Спасибо за ответ
Вопрос:Анжела 16:54 27/11/2012
Отец Алексей, скажите, можно ли и нужно ли праздновать Новый год, который приходится на строгие дни Рождественского поста? Если да, то как?
Вопрос:Альманах 17:14 27/11/2012
Хочу держать пост в этом году впервые в жизни. Подскажите, что можно и нельзя есть в это время?
Вопрос:Фффф111 17:15 27/11/2012
Почему перед Рождеством Христовым принято поститься?
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 09:35 29/11/2012
Исторически пост перед Рождеством Христовым возник достаточно поздно в истории христианской церкви, потому что сама дата Рождества является условной. Нигде в Евангелие, ни в каких документах исторических не сказано время, точная дата, когда родился Христос. Эта дата была выбрана специально для того, чтобы в Римской Империи сместить акцент с языческого праздника зимнего солнцестояния на что-то иное. Праздник зимнего солнцестояния праздновался в Римской Империи как староязыческий праздник и чтобы понятие этого праздника было как-то нивелировано, решили, что в этот день будет праздноваться Рождество Христово как пришествие духовного света, духовного солнца. Наши богослужения во многих песнопениях называют Христа солнцем правды, поэтому это как бы символическое пришествие солнца правды на место празднования языческого праздника солнца казалось тогда очень логичным и естественным. Таким образом Рождество стало праздноваться 25 декабря по новому и по старому стилю соответственно. Рождество стало вторым праздником после Пасхи, а Пасха всегда была тем днем, который праздновали христиане все вместе. Причем день празднования Пасхи в течении какого-то времени не был установлен точно. Христиане Запада праздновали Пасху по одному календарю, христиане Востока - по другому. И только на первом Вселенском Соборе в 325 году установили праздновать Пасху так, как мы ее празднуем сегодня. Так как праздник Пасхи является праздником не только воскресения Христова, но и его крестной смерти, его искупительной жертвы, то христиане посчитали необходимым перед празднованием Пасхи соблюдать строгий пост в память того, как сам Христос 40 дней постился в пустыне. Первый пост, который был установлен – это Великий пост перед Пасхой. Когда возникло празднование Рождества – второго великого праздника, такого же значительного для христиан, то логично было установить пост и духовную подготовку к празднованию Рождества.
AIF.RU Ведущий конференций 09:38 29/11/2012
Рождественский пост не такой строгий? Хочу обобщить массу вопросов той категории людей, которые только начали прикасаться к посту и не знают, как подступиться, потому что много литературы. Дайте конкретные рекомендации, пожалуйста.
Уминский Алексей Анатольевич 09:38 29/11/2012
Устав Великого или Успенского поста – это все-таки рекомендации, которые складывались достаточно давно, тысячу лет назад, и эти указания о строгости поста в течение истории церкви преобразовывались. Надо понять, что все эти уставы поста писались монахами для монастырей, исходя из тех условий жизни, в которых они существовали. Существует несколько уставов Великого поста, которые мы можем найти в замечательной книге «Типикон». Там есть устав Студийских монастырей, которые были в Константинополе, и устав преподобного Саввы Освещенного тем монастырям, которые были в Палестине. Уставы разные и по строгости, и по наполнению дня молитвами, богослужениями, и по отношению к пище. Эти уставы стали некоей общей основой постящихся в течение веков. Так сложилось в традиции нашей церкви, что приближение к идеалу всегда очень поощрялось. Идеал – это сам устав, а устав дан для монастыря. Но люди, конечно, живут в разных условиях. Более того, люди живут в разных условиях не только климатических. Представьте себе Палестину, Константинополь и нашу холодную Россию. Понятно, что когда создавались уставы, о нас, бедных россиянах, никто не задумывался. Поэтому понятно, что когда много овощей, оливок, продуктов питания, типичных для Средиземноморья, это одно, а вот для России это все по-другому. Поэтому пищевая проблема всегда перед нами стояла. У нас были уставы наших русских монастырей, которые сохранили свои собственные уставы поста по отношению друг к другу. Что касается нас сегодняшних, Церковь во многом изменила свое отношение к обязательности и строгости поста людей, мы не можем все поститься одинаково. Монахи постятся по-своему, священники - по-своему, люди, живущие в городах, постятся по-своему, те, кто живет в деревне, могут поститься по-другому, те, кто перегружен работой, вообще не всегда имеют возможность серьезно поститься. Петр Первый отменил посты для служащих в армии. Раз ты несешь службу, тебе тяжело. При патриархе Пимене Великий пост для учащихся семинарий был ослаблен таким образом, что в Великий пост, когда нельзя есть рыбу, учащиеся ели и сейчас едят рыбу, хотя эта семинария находится в стенах Троице-Сергиевой лавры, в монастыре. Поэтому вопрос о том, как питаться, что есть этим постом, каждый выбирает для себя, исходя из общих рекомендаций этого поста. Рождественским постом позволительно есть рыбу. Кто-то считает, что рыбу можно есть в воскресные дни, кто-то считает, что рыбу можно есть в течение недели, кроме среды и пятницы, а кто-то по своей необходимости может вкушать рыбу и каждый день. Мы знаем, что этим постом в отличие от Великого поста вкушение рыбы благословляется.
AIF.RU Ведущий конференций 09:41 29/11/2012
А почему рыбу можно есть, а молоко, насколько я знаю, нельзя пить?
Уминский Алексей Анатольевич 09:41 29/11/2012
Не могу ответить на ответить на этот вопрос, сам всегда задумываюсь. Это придумали те люди, которые составляли устав тысячу лет назад для нас. По-разному постятся взрослые и дети, женщины и мужчины. Поэтому вопрос вкушения или не вкушения молочных продуктов, находится прежде всего на совести самого постящегося. Если ты действительно нуждаешься в молочных продуктах или тебе удобнее поститься с молочными продуктами, но от рыбы ты можешь отказаться, тогда ты Рождественским постом отказываешься от рыбы, но позволяешь себе молочные продукты. Так тоже, наверное, человек имеет право поступить, потому что пост, имея общие рекомендации для всех, все-таки для каждого человека всегда бывает совершенно индивидуальным. Это надо понять. Пост – это тоже пространство нашей свободы. Иногда кажется, что Церковь – это пространство несвободы, где ничего нельзя, где надо делать так, как написано. Это не так. Церковь – это пространство твоей духовной свободы, твоего духовного роста и твоего свободного отношения к самому себе. Здесь главным критерием является твоя совесть, твоя вера, твоя ревность, твое желание как-то Богу угодить. Вопрос, зачем ты постишься?
Вопрос:kia 20:58 27/11/2012
Здравствуйте, меня зовут Игорь, я из города Орла. Нашу дочь, в 1989 году, крестили под именем Алёнка, а супругу в 1966 году – Ярослава (она украинка, из г. Львова) Крещение происходило на дому у священника, на Западной Украине, под Львовом. Теперь во всех церквях нам говорят, что таких имен при Крещении не бывает. Мы, когда заказываем молитву о здравии или сорокоуст о здравии, просто просим сказать об этом батюшке, … это все, что мы можем. Прокомментируйте это и подскажите, как нам быть? Благодарим!
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 10:00 29/11/2012
Действительно, для России традиционно нарекать имена детям по святцам в честь святых. Не все у нас знают, что это традиция только русская. Многие думают, что так положено во всем христианском мире, но это не так. И в Греции, и в Болгарии, и в Сербии, и в других православных странах во время крещения человек может получить совершенно разные имена, не связанные со святцами. Это не имеет никакого значения. Для того, чтобы эту проблему снять, совсем недавно наш викарный епископ архиепископ Арсений, который является главным викарным епископом г. Москвы и храмов Центрального округа разослал специальное разъяснительное письмо, чтобы принимать к поминовению имена православных, крещенных в другой традиции. Поэтому никакого значения для молитвы это не имеет. Может быть, надо еще какое-то время, чтобы все к этому привыкли. Но имя Алена – это Елена, поэтому если они будут писать в записке Елена, а не Аленка, то проблемы не будет.
Вопрос:Рима-рита 09:14 28/11/2012
Попросила мужа креститься, но он атеист, для него обряд крещения не был таким уж важным моментом в жизни и в церковь он ходить после этого не стал, сейчас думаю, правильно ли я поступила? Может если человек не верит, то и не надо...
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 10:03 29/11/2012
Совершенно неправильно поступила. Это вещи, которые в моем представлении недопустимы. Что, Богу нужно количество крещенных людей? Нам в церкви нужны мертвые души? Ведь когда человек приходит к крещению, он с Богом разговаривает, он Богу дает обеты верности, он Богу обязывается служить, он Бога обязывается любить как отца своего. Если ты не веришь, произносишь слова лжи, то берешь на себя ответственность перед Богом за эти слова, и твоя жизнь после этого не может не измениться. За свои слова мы всегда отвечаем рано или поздно, даже по отношению друг к другу, но если эти слова сказаны Богу без любви, без веры, с холодным, неверным сердцем… Зачем? На самом деле людей, крещенных без веры, без всякого понимания, зачем это нужно, у нас очень много. У нас очень много людей, которые называют себя православными, не будучи таковыми по жизни, по отношению к Богу и по отношению к ближнему, просто формально православные, потому что это традиция, потому что так захотели родители и их крестили в детстве, родители были неверующие, дети выросли неверующими, такие православные атеисты. Для того, чтобы этого все-таки не было, святейший патриарх Кирилл в очень категоричном порядке каждому приходу, каждому священнику говорит о том, чтобы обязательно перед крещением была подготовка, обязательно взрослых людей приводили к крещению через катехизацию, через объяснения основ веры, через беседы, разговоры. Чтобы не было такого, что человек пришел и ему ничего о вере не сказали и с ним не поговорили. Я надеюсь, что такого не будет, а за своего мужа, который из добрых чувств и послушания своей жене совершил этот поступок, пусть она молится, пусть хотя бы она за него по-настоящему начинает молиться и, может быть, ее молитва как-то будет действовать.
AIF.RU Ведущий конференций 10:04 29/11/2012
Спасибо Вам огромное. Наше время подошло к концу. Мне хочется, чтобы Вы что-то сказали нашим читателям в такой замечательный день.
Уминский Алексей Анатольевич 10:04 29/11/2012
Сегодня первый день Рождественского поста, сегодня начало нашего духовного пути, я хочу пожелать тем, кто вступает на этот путь в первый раз, не бояться и если у вас что-то не получилось, не опускайте руки, если в какой-то момент вашего поста, вы что-то нарушили или что-то случилось и вы перестали поститься, не надо отчаиваться, ничего страшного, начните этот пост еще раз и дойдите до Рождества с чистым сердцем, доброй душой и с добрыми делами, потому что не так важен Богу наш внешний пост, сколько наши добрые дела, о которых мы сегодня, к сожалению, не успели поговорить. Когда мы постимся телесно, когда мы постимся молитвенно, мы обязательно должны думать о том, как послужить нашему ближнему.
AIF.RU Ведущий конференций 10:04 29/11/2012
Спасибо Вам огромное. Друзья, спасибо, что были вместе с нами. Всего доброго!
Вопрос:KALINNA 09:18 28/11/2012
Мой вопрос, возможно покажется Вам глупым, но КАК НЕ ЗЛИТЬСЯ В ПОСТ?
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 09:48 29/11/2012
Мне кажется, что не надо этого бояться. Очень важно, что во время поста, если мы серьезно к этому относимся, у нас все вылезает наружу, то есть мы начинаем себя видеть такими, какие мы есть на самом деле. Если нам Господь через обстоятельства жизни, через встречу с какими-то людьми показывает, что у нас в душе было запрятано и вылезло наружу, мы должны сказать: «Благодарю тебя, Господи. Наконец я увидел, кто я такой на самом деле, что я отнюдь не воспитанный, отнюдь не добрый, отнюдь не ласковый, а раздражительный, злобный человечишка. Поэтому, Господи, я тебя прошу, прости меня, помоги мне стать другим». Так что все эти вещи – это большая польза поста, когда из нас начинает вылезать то, что мы прячем за улыбками, за какой-то манерой речи, за возможностью скрыть себя настоящего в каких-то формах поведения. И вдруг это все вылезает наружу, когда мы к этому не готовы, но мы сами об этом просили. Есть такой замечательный духовный писатель Авва Дорофей, сирийский отец 8 века. Он совершенно современный. Я его читаю время от времени и очень люблю его поучения. Он говорит такие слова: «Если ты, дорогой мой, молишься Богу и просишь: «Господи, дай мне смирения», ты должен знать, что Господь на это обязательно пошлет тебе человека, который тебя будет обижать, оскорблять и всячески злословить». Поэтому, когда мы просим у Бога любви, Господь нам посылает не само чувство любви, а то дело или того человека, у которого мы можем этой любви научиться, или через помощь которому, через встречу с которым, мы можем этой любви научиться. Если мы просим у Бога милосердия, то Бог нам не подает само чувство милосердия, а подает нам навстречу больного, нищего, бомжа, плохо пахнущего, от которого мы не имеем права отвернуться, чтобы научиться, чтобы преодолеть себя, чтобы наконец-то стать милосердным, чтобы что-то для этого сделать. Это такая божественная педагогика.
Вопрос:Алия К 09:32 28/11/2012
Отец Алексей, я мусульманка, но люблю заходить в храм, почему-то тянут меня православные иконы, о смене веры не думаю, скажите не возбраняется ли ходить мусульманам в храм и молится там?
Вопрос:Роман А 10:14 28/11/2012
Здравствуйте, отец Алексей. Скажите, пожалуйста, каким категориям людей разрешено не поститься? И бывает ли, что священники сами рекомендуют кому-то из верующих воздержаться от поста?
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 09:50 29/11/2012
Я недавно рекомендовал одной своей прихожанке воздержаться от поста, потому что, кроме того, что она сама - кожа да кости, еще и физически очень больна. Для того, чтобы таблетки, которые она принимает, имели хоть какой-то смысл, надо, чтобы у нее была какая-то физическая масса, ей необходимо есть мясо. Невозможно рекомендовать пост беременным женщинам. Мне кажется, что это будет какое-то издевательство. Мама ждет ребенка, у нее уже плод внутри, который питается этой мамой. И если кто-то вдруг скажет, что должны все поститься, это будет неправильно. Зачатый младенец не должен поститься, он должен кормиться от мамы. Наоборот, нужно как следует кушать. Придет время, когда ребенок вытянет из мамы все силы, это будет для нее самый настоящий пост, когда она будет кормить, бегать, вставать, непрестанно за ним следить, а пока надо кормить ребенка. То же самое касается детей. Многие родители из семей, которые недавно стали верующими, которые только-только пришли в церковь, считают, что чем строже, тем лучше, и заставляют маленьких детей соблюдать строгий пост. Ни в коем случае этого делать нельзя. Для детей тоже должен быть пост, понятный для них пост, маленький пост. Пост маленького ребенка заключается в том, что сам ребенок для себя может решить, что, например, я не буду есть конфет. Представляете, если ребенок готов на такой подвиг во время поста. Это же великий подвиг. Ребенок отказался от удовольствия ради Христа. Главное, чтобы ребенок сам для себя решил, на что он готов ради своих даров Богу, какой дар он принесет Христу. Родители могут побеседовать с ним, вместе решить, как их ребенок начинает поститься первый раз в жизни.
Вопрос:Евгения Москва 10:16 28/11/2012
В прошлом году постилась впервые, была на исповеди и причастилась, но странное дело какого-то облегчения не почувствовала от поста и в этом году решила не поститься, не понимаю зачем это?
Вопрос:Фатинья 10:17 28/11/2012
Можно ли подключить к посту дочку, ей всего 4 года?
Вопрос:Владимир, Камышин 10:18 28/11/2012
Отец Алексей, как правильно встречать Рождество? Что должно быть на столе? И как можно питаться в Сочельник? Слышал, что там особая строгость. Если на Пасху у нас есть традиционные куличи и крашеные яйца, то есть ли такие же национальные кулинарные обычаи, связанные с Рождеством?
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 09:53 29/11/2012
Я не большой знаток разной кухни, но что касается поста перед Рождеством, то действительно, со второго января наступает такой же строгий пост, как и Великий пост. Там уже исключается и рыба, и молочные продукты. Но наиболее строгий день – это день Сочельника. В уставе написано, что в этот день многие не вкушают до вечера вообще ничего. Литургия, которая служится в Сочельник, в древности служилась вечером. Мы привыкли, что наши службы совершаются с утра, люди приходят в храм с утра натощак, чтобы причаститься святых Христовых тайн, а на Сочельник службы проходила вечером, и люди, ожидавшие Рождество, ждали этого вечера, до первой звезды они ничего не вкушали. И уже после первой звезды, перед службой они вкушали сочево, то есть кашу пшеничную или любую другую из злаков, сваренную с медом, строгую пищу, но предвкушающую сладость праздника. С одной стороны, пища постная, с другой стороны, сладкая, говорящая о том, что ты уже предвкушаешь сладость радости от пришествия Христова. Встречать Рождество, для нас, людей, прошедших долгий советский период, отлученных от церкви, от традиций, не знающих, что такое Рождество, это значит сесть за стол. А вообще встречать Рождество – это значит прийти в храм на рождественскую службу. В последнее время рождественская служба совершается в Москве несколько раз. Первый раз ночью, потом как ранняя литургия в 7 часов утра и поздняя литургия в 10 утра. Можно прийти на одну из этих служб. Самая торжественная – ночная, самая радостная, самая удивительная, но не у всех есть на это физические силы. Самая большая радость, самый большой праздник, это когда ты в храме на Рождество среди потрясающих песнопений, восхваляющих Христа, среди радостных христианских лиц, полных света неземного, среди сияющих глаз, подходишь к чаше с причастием и принимаешь Спасителя в виде хлеба и вина, в виде тела и крови его, и наполняешься неизреченной благодатью встречи со своим Богом. Поэтому конечно же самое главное для нас – встреча с Богом происходит в храме во время литургии, во время таинства причащения, а потом уже те, кто этот пост пережили как свой путь к Христу, как путешествие с этими волхвами, какая особенная радость сесть за дружеский стол и разговеться. Уже наступают Святки, на стол приносится мясо, в Западной Европе это традиционный рождественский гусь. Сейчас и у нас стали украшать стол запеченным гусем. К нам это пришло из Украины и это уже для нас традиционно.
Вопрос:Нино 10:20 28/11/2012
Отец Алексей, здравствуйте, в прошлом году к нам привозили пояс Богородицы, в этом году планируется ли что-то подобное?
Вопрос:Ирина Б 10:35 28/11/2012
Добрый день, прошлый новый год мы встречали в Сербии, были удивлены как отличаются традиции . В храмы все идут с дубовыми букетами - бальянами, перед церквями горят костры, куда кидают эти веточки, поливают огонь ракией, бросают туда конфеты. С чем это связано?
Вопрос:Ульяна Спб 10:36 28/11/2012
Когда и почему появилась Рождественская ель? Как относится православная церковь к традиции наряжать елку?
Вопрос:Хочу знать 10:44 28/11/2012
В Европе на Рождество многие строят перед домами «вертепы», что они символизируют и не будет ли богохульством построить вертеп дома или во дворе?
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 09:56 29/11/2012
Это замечательная западная традиция. Такие вертепы устраивались не только на Западе, а также на Украине, в Молдавии. Эта традиция приходит и к нам. Вертепы иногда устраиваются в православных храмах, а сейчас уже перед храмами. Я видел прекрасно сделанный вертеп несколько лет назад в Донском монастыре. Если традиция устройства прекрасных вертепов, которые изображают сцену самого Рождества, приживется, это будет прекрасно.
Вопрос:Татьяна 57 10:45 28/11/2012
Отец Алексей, почему в Рождество служат в белых одеждах? Что это означает? Как вы лично относитесь к новой традиции ночных служб в новогоднюю ночь?
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 09:56 29/11/2012
Рождество служат и в белых одеждах, и в золотых облачениях. И тот, и другой цвет – цвет праздника, посвященного Христу. Все праздники, посвященные Христу, такие как Преображение, Богоявление, служатся в белых одеждах, сияющих одеждах преображенного Спасителя, которые означают нетварный свет, свет его божественно благодати, свет чистоты и целомудрия, свет его пронизывающей любви, которая нас касается. Поэтому это облачение чистое, белое, светлое, безгрешное. Также как и цвет золота – цвет солнца. Мы уже сказали, что Христа именуем солнцем правды. Что касается новой традиции совершения ночных служб на Новый год, я очень эту традицию люблю. Сам каждый Новый год служу литургию ночью. Мы с приходом таким образом встречаем Новый год. Ночью, когда стреляют петарды, хлопушки, когда мир как будто немного сходит с ума, но он ожидает чуда, потому что на самом деле ожидание Нового года мы получили как переживание Рождества. Рождества ведь не было, елка – это не Новый год, елка – это Рождество, подарки – это тоже Рождество. Украденное у наших родителей, у нас Рождество сместилось на празднование Нового года, поэтому так, как празднуют Новый год в России, не празднуют его нигде. Мистически глубоко переживают его в России, никому это непонятно. И мы не до конца понимаем, что на самом деле мы ждем Рождества, мы ждем чуда, мы ждем перемен, какого-то обновления жизни, мы ждем того, чего сами сделать не можем. Мы можем получить это только как некий дар от кого-то. Мы, люди верующие, знаем, кто дает эти дары, а большинство из наших соотечественников, к сожалению, пока этого не знают, поэтому переживают Новый год как встречу с желаемым чудом, а вдруг что-то изменится к лучшему, а вдруг произойдет что-то такое, что изменит мою жизнь, и все то черное и мрачное, что каждого человека преследует, уйдет в никуда. Поэтому переживание Нового года в соседних домах одно, а мы в храме знаем и в момент, когда вокруг гремят взрывы петард, мы звоним в колокола. У меня все время ощущение, что я плыву на корабле, наш освещенный храм как кораблик, который сквозь черную ночь пробирается куда-то к свету, и в этот момент мы встречаем новый день, Новый год, эту новую жизнь, которую нам подает Господь, вместе с ним. Мы просим его в эту ночь благословить наш год, простить наши грехи, дать нам силы и разум этот год прожить честно, достойно, благородно, по-христиански. И тоже встречаем Новый год с причастием святых тайн Христовых.
Вопрос:Валентина Федоровна 10:46 28/11/2012
Скажите, пожалуйста что символизирует звезда на елке и почему в Америке есть рождественский олень, а у нас нет? Спасибо.
Ответы:
Уминский Алексей Анатольевич 09:58 29/11/2012
Я не был в Америке на Рождество, поэтому не могу про это ничего сказать, но история с рождественским оленем больше характерна для Финляндии и других северных стран. Смешиваются несколько традиций. У нас есть Дед Мороз – персонаж сказочный и пришедший к нам из язычества. А на Западе есть Санта Клаус. Ни тот, ни другой отношения к Рождеству не имеют, но Санта Клаус хоть какое-то имеет, потому что это святой Николай, наш святитель Никола Чудотворец, которого в Европе наградили всеми признаками Деда Мороза, потому что святитель Николай был очень добрый. Известно, что он все время одаривал людей, ходил по ночам по городу и подбрасывал кошелечки с деньгами в бедные дома. Это известно из его житие, поэтому он – любимый персонаж новогодних и рождественских дней. Надо сказать, что у нас Новый год и Рождество очень друг другу мешают. Дело в том, что Новый год идет во время поста и все-таки немного разрушает настрой поста. На Западе совсем по-другому. Там Рождество 25 декабря и Святки, во время Святок Новый год, как это было и у нас до революции. Во время Святок и Новый год празднуется, и петарды в это время звучат совершенно нормально, потому что это дни радости, веселья, подарков, гостей, дни добрых и хороших дней. Рождественский олень может не иметь никакого отношения к Рождеству, скорее к сказкам про Деда Мороза и Санта Клауса. Рождественская звезда означает Вифлеемскую звезду, которая встала над пещерой, где родился Спаситель, указывая путь волхвам, которые приносили дары.

Смотрите также: