Духанина Любовь Николаевна 15:29 08/02/2011
Одним из направлений модернизации образования в России должно стать повышение статуса учителя. Сейчас много говорят о повышении социального статуса учителя, но мы считаем, что его нужно наполнять конкретным пониманием. Одна из таких позиций – это уровень заработной платы учителя. Я считаю, что уровень заработной платы учителя не должен быть ниже средней по экономике в стране. Являясь членом комиссии, которую создал Президент для организации всенародного обсуждения закона «Об образовании» вместе со своими коллегами по Общественной палате внесла на рассмотрение вопрос о закреплении минимального уровня заработной платы учителя в закон. Сейчас идет обсуждение, к чему привязать размер заработной платы. Есть две точки зрения. Одна точка зрения говорит о том, что нужно привязать к МРОТ, оставив коэффициент к нему. Другая точка зрения – привязать нужно к потребительской корзине. Сейчас в эту дискуссию включились экономисты и будет выработана какая-то единая позиция. Но самое главное – сегодня уже нет ни одного человека, который говорил бы о том, что этого не нужно делать.
AIF.RU Ведущий конференций 15:29 08/02/2011
Как Вы считаете, достойная зарплата учителя с какой цифры должна начинаться?
Духанина Любовь Николаевна 15:29 08/02/2011
Если говорить о Москве, это тоже город очень разный. Потому что в Москве очень много федеральных организаций, федеральных структур, и уровень заработной платы у них значительно ниже, чем в московских организациях. На сегодня на территории Москвы средний уровень заработной платы учителя составляет около 40 тысяч рублей, а заработная плата профессора московского ВУЗа в районе 20 тысяч рублей. То есть даже на территории Москвы существует диспропорция внутри системы образования. Вряд ли кто-то будет утверждать, что сегодня профессор должен получать в два раза меньше, чем учитель.
AIF.RU Ведущий конференций 15:29 08/02/2011
Вы реально видите, что выход из ситуации диспропорции в заработных платах?
Духанина Любовь Николаевна 15:29 08/02/2011
Я думаю, что мы можем уйти от проблемы диспропорции. Самое важное – чтобы над этим Министерство образования и Министерство экономического развития реально работали. Ведь мы много говорим о том, что нужно поднимать науку, в том числе привлекать и зарубежных ученых. Но мы же не можем привлечь зарубежного ученого на заработную плату ниже, чем они ее имеют за рубежом. Кроме того, даже если мы предложим равную заработную плату, но не предложим условий, связанных, например, с современным лабораторным оборудованием, он тоже не поедет. Конечно, вопрос социального статуса, вопрос материального обеспечения семьи работника образования – это серьезные вопросы. Возможно, если бы не было нищенской зарплаты, не процветало бы и репетиторство отчасти. Еще живы те люди, которые помнят, что если учитель не успевал во время урока чему-то научить, он оставался во второй половине дня, спокойно доделывал свою работу, не отпуская ребенка домой с непонятым уроком. Сегодня это превратилось в ситуацию в первой половине дня за деньги государства, во второй половине дня – на деньги граждан. Если государство не пересмотрит ситуацию с заработной платой, такая ситуация будет продолжаться. Возникает некоторое лукавство: государство говорит, что оно обеспечивает государственный стандарт своим финансированием, а реально государственный стандарт за денежные средства, выделяемые государством, не осваивается, и родители вынуждены вкладывать свои средства в обучение детей.