Статья по теме
Начался пост. Жди искушений?
В конференции участвуют: Лоргус Андрей
Он священник и психолог в одном лице. Придя к вере еще в советские времена, когда сама мысль о существовании Бога шла вразрез с установленными нормами и грозила исключением из комсомола, он и сегодня остается на церковном пути. При этом отец Андрей Лоргус не забывает и о своей профессии. Так получилось, что ему удалось объединить психологию и веру. Он преподает христианскую психологию, и уверен, что сегодня, когда церковь активно выходит на социальное служение, большинство задач без знания психологии не решить. Дети-инвалиды, трудные подростки и многие семьи нуждаются в квалифицированной консультации не светского психолога, а именно психолога христианского.
31 марта отец Андрей Лоргус ответил на вопросы читателей AIF.RU.
Вопрос:восьмой 19:03 25/03/2010
Как выглядит БОГ в вашем представлении,с точки зрения материи и что такое черное облако,если Вы об этом знаете?
В Болгарии ВАНГУ все жители страны уважают и помнят,но почему то в РОССИИ ,наши священники связывает ее с нечистой силой,хотя каноны по большому счеты у ВАС одинаковые?
Я знаю ответы на эти вопросы,мне интересно ВАШЕ мнение(если можно откровенно).Мнение покойного ДАНИИЛА СЫСОЕВА я уже знаю по телевизору,но я не думаю,что эта точка зрения всей Православной религии.
Вопрос:Алексей 21:07 25/03/2010
1. Как вы объясните что ХРИСТИАНСТВО (ПРАВОСЛАВИЕ) и КАТОЛИЗМ похожи во многом а единства нет?
2. Вы психолог, что можете сказать о том что молитва эта таже форма концентрации т.е. похожа на медитации, задействуются те же психические силы такие как раскаяние и др.? 3. Зачем же со стороны Правословных летят такие утверждения что Китай это источник зла? и т.д. Я не выступаю ни за какие религии я православный но всё же считаю что люди братья. И такие страны как Китай и Индия насчитывают больший опыт в той же самой психологии. 4. Почему церковь против йоги? Когда такой великий психоаналитик как Юнг признавал и кундалини и чакры и многое у них почерпнул как и Вы я думаю. Нельзи ли найти точки соприкосновения и дружить искренней дружбой чем ругать друг друга.
Ответы:
Лоргус Андрей 17:57 31/03/2010
Есть интересные исследования, много лекций могу прочитать. Должен сказать, что молитва в правосавном понимании и медитация – разные вещи. Молитва – с помощью концентрации, но в сознательных формах, а медитация предполагает бессодержательное сознание, а для православия характерно сознание и сверхсознание. Православная аскетика направлена на развитие чистого зознания. А медитация – размытое сознание.
Вопрос:Валерий Злыгостев 21:55 25/03/2010
Святость
Валерий Злыгостев
Стоя у церковного порога,
Я не знаю,стоит ли входить.
Страшно если там не верят в Бога,
Жутко ,видя всё,без веры жить.
Стоит ли всех под одну гребёнку,
Мне ли как мирянину решать?
Я ведь к ним несу свою душёнку,
А они должны её спасать.
Трудно поделиться сокровенным,
С тем ,кому довериться нельзя.
И мечусь в сомненьях в теле бренном,
Чтобы к Богу привела стезя.
Не боюсь,что как-нибудь обижу,
Тех, кто в сан церковный облачён.
В их глазах я святости не вижу,
Как на ликах из лихих времён.
Может потому что не страдали
Или настрадаетесь потом?
Прежние вожди-те в вас стреляли,
С нынешними -пьёте за столом.
Стоя у церковного порога,
Я не знаю,стоит ли входить.
Страшно если там не верят в Бога,
Жутко,видя всё,без веры жить.
Вопрос:Валерий Злыгостев 22:17 25/03/2010
Вече
Валерий Злыгостев
В старину на Руси,когда трудно бывало,
Находились всегда,кто страну мог спасти.
Им Народное Вече в руки судьбы вручало
И умели достойно они крест свой нести.
Нынче время другое-плутоватые речи,
Ничего не решают-только гвалт да галдёж.
Может стоит собрать нам Всенародное Вече
И спросить с кого надо:\"Ты куда нас ведёшь?\"
Как похожи они на чертей с табакерки.
Всех успели подмять,всем смогли завладеть.
Глянуть, с виду они-сплошь одни недомерки,
А на Вече хоть было на кого посмотреть.
И дошло до того ,что на Пасху с попами
Вокруг Храма Спасителя,Крёстным Ходом идут.
А на Вече ,на подвиг ,осенялись церквями.
...Я не верю кресту,раз похож он на кнут!
Вопрос:Mary 01:46 26/03/2010
Так получилось, с самого моего рождения, что половина моей семьи Православные, а другая половина лютеране. Поэтому я знаю много о тех и других, и о протестатах вообще. Мое мнение, что протестанты - это люди, которые пытаются очень внимательно разобраться в Новом завете и за это РПЦ клеймит (судит, чтоб буыть судимой) их сектантами и последними грешниками на свете. Почему? Я крестилась в РПЦ по собственному желанию в 31 год, но ушла из нее, потому, что вы непримиримы к другим Христианам, и самое главное потому, что вы благославляете российское ядерное оружие массового уничтожения всего человечества, вас включительно. Как может быть это совместимо с учением Христа? Вы читали Евангелия? Вы поняли, чему учил Иисус? Вы Христианин? Модератор, если у вас есть совесть, покажите это \"св. отцу\", пусть он ответит мне по емайлу, хотя бы, у меня душа разрывается от этих вопросов. В светской по Конституции стране такое не публикуют даже в комментариях светской прессы, не так ли? :(
Ответы:
Лоргус Андрей 17:56 31/03/2010
Официальная точка зрения по отношению к лютеранским церквям Европы как к лютеранской церкви. МЫ часто встречаем с ними в богословские дискуссии, мне приходилось в них участвовать. Они происходят ежегодно, мы ведем их уважительно. Может быть, кто-то из духовенства допускает такие слова, но официальная точка зрения не такова.
Вопрос:Расим 09:53 26/03/2010
Меня интересуют такие вопросы. Как выглядит душа человека? Как она покидает тело? Как выглядит Святой Дух? Кто такие Старцы? Где находится Рай и как там располагаются души? Всех ли знает нас Отец? Почему говорят: Надо молиться ,может быть Бог вас услышит? Получается, Он слышит не всех? И что такое УМ. Ответьте, пожалуйста, на любой вопрос, на который вам хочется ответить. С уважением, Расим.
Вопрос:асия 13:31 26/03/2010
у всего общества есть сомнения в вашей святости и блаженстве.
Блаженны, те кто соблюдает слова Книги Сей.
А вы ее и за Святыню ни приняли, клялись Книгой Сей и всем кто записан в Книге Сей и всеми деяниями их.
Блуд ,род Блудный.
Вопрос:Ольга 15:44 26/03/2010
о. Андрей, так уж случилось что я была ранее в церкви, много лет, была и послушницей в монастыре, но на сегодняшний день я не имею никакого отношения более к какой бы то ни было религии или сообществу и не желаю иметь. Можно сказать что я прошла все возможные состояния присущие современному верующему человеку и в конце концов пришла к выводу, опираясь на опыт, конечно,и наблюдения, что церковь способна более породить внутренние конфликты у верующего, нежели помочь разрешить имеющиеся, с которыми в основном ступают на порог храма ищущие. Только вне церкви мне удалось разгромоздить всё то, что мне нагромоздила церковь в моём сознании, и вздохнуть с облегчённой душой. Увлекаясь психологией, я хочу задать Вам несколько вопросов. Как Вы имея образование психолога, можете помочь верущему, если впринципе скрещивание религии и психологии невозможно! как вы можете помочь человеку не будучи свободным в своём сознании от систем церковного мышления? Я знаю о чём я говорю, в силу того что и училась в Свято Тихоновском Университете и изучала историю древних религий, психологию религий, философию религий и т.д. плюс мои личные наблюдения и опыт показывает что это совершенно несовместимые вещи. Насколько ваша практика способна иметь эффективность в работе и помощи отдельным личностям? ваши пациенты-подопечные разве способны обрести свободу и жить самостоятельно более не прибегая к Вашей или других священников помощи??? Не думаю что мои слова для Вас будут что-то значить, но поразмышлять над этим призываю, можно не отвечать.
Ответы:
Лоргус Андрей 17:54 31/03/2010
По поводу свободы очень важная для меня тема. Есть статья у меня Свобода как пасторская задача. Кризис веры, который у вас произошел, Ольга, он происходит у каждого человека. То, что с вами произошло, трагично, но вы не одна такая. У многих людей наступают сомнения в вере. Это не грех, это ен беда, это поиск. Не надо останавливаться. Знания и опыт вам пригодится в жизни. Не знаю, какой будет у вас дальше путь, но вы используете тот опыт. Не надо бояться кризисов, через них мы выходим к новым уровням. Если только мы не прячемся от кризиса, а смело идем через него. Можно остаться на краю пустыни, а можно пройти сквозь.
Вопрос:Не важно 17:56 26/03/2010
Близкий мне человек по глупости совершил попытку самоубийства. К счастью, его удалось спасти, и он теперь очень раскаивается. Но при этом церковь говорит, что место самоубийцы - в аду. Есть ли у него шанс искупить вину перед Богом?
Вопрос:Людмила 18:13 26/03/2010
\"Христианская психология\"...
1. Возможно обсуждать только понятие православная психология.
2. Православная психология есть абсурд.
3. Священник, личность имеющая дары Духа. К этому нужно прибавить обязанность каждого верующего расширять свой кругозор: чтение святоотеческой литературы, книг строго духовного содержания (святых, подвижников также о них) - это суть и объем материала достаточны для того, чтобы хорошо разбираться в вопросах, касающихся (развития) личности. При этом предела совершенству нет. Трудитесь!
Надо на Бога уповать, а не на психолога-священника.
Вопрос:Кока 12:52 27/03/2010
Как Вы относитесь к тому, что в школах собираются проводить уроки православия? И не является ли это преждевременным? Может, сначала Церкви нужно попытаться воздействовать на СМИ? Например, добиться закрытия \"Дома-2\"и др. подобных передач?
Ответы:
Лоргус Андрей 17:51 31/03/2010
Мы опоздали с преподаванием Закона Божьего. Да, это трудный вопрос. Тем не менее преподавать надо с первого по 11 класс. Такая безыскходная ситуация в основном в центральоных регионах. Я посетил много епархий, где закон божий давно преподается по согласованию с правительством субъекта федерации. Никаких конфликтов. Более того, в некоторых регионах директора школ говорят: давайте нам священников.
Вопрос:Влад 13:12 27/03/2010
У меня есть грехи которые очень страшно и стыдно исповедовать перед знакомым священником. Как быть?
Ответы:
Лоргус Андрей 17:50 31/03/2010
Если у вас единственный священник, надо ехать куда-то. А в городе можете пойти в другой храм к другому священнику. Хотя стыд не повод, чтобы искать другого исповедника. Это вопрос в личном отношении к себе. Священник – свидетель. Конечно, священник человек, и когда я прихожу на исповедь, для меня личность исповедника очень важная. Но преодоление стыда – тоже духовная работа. Задача не в том, чтобы избежать его, а в том, чтобы с ним разобраться.
Вопрос:Никандр 14:02 27/03/2010
Уважаемый батюшка некажется ли вам,что в основном в жизни каждого человека,многое зависит от самого человека?Кто прибежище человеку?Как сам же человек!Ведь законы жизни-это законы веры,убеждений и устаявшихся мнений!Человек должен сам суметь для себя определить,что самое важное в его жизни!Для одного семья,для другого самовыражение и творчесво,для третьего наука и познание окружающего мира.Но прежде всего своё мировозрение человек должен выстрадать и обрести сам.Мнение других интересно,но не глабально важно,ибо сам человек обязан душой своей разуметь,где богоподобные идеи,мысли и сужддения,а где лишь частное полагание другого человека.Ведь есть же в жизни благоприятные вещи,а есть неблагоприятные.Так изберите же благоприятные и следуйте им.Супер глобально важна добрая воля!И её благое руководсто в жизни просвещенного,мудрого челоека.
Вопрос:Людмила 15:06 28/03/2010
Ответ Владу.
Вы исповедуетесь перед Богом, а не перед священником. Священник есть свидетель, он же читает разрешительную молитву. Для исповеди священника не выбирают.
О грехах надо говорить (Богу) не стыдясь, но с глубоким раскаянием. Стыдиться называть свои грехи на исповеди есть грех. Прочитайте об исповеди. Подготовьтесь.
Божией помощи Вам!
Вопрос:Людмила 17:21 28/03/2010
\"Святоотеческое учение направлено на спасение души, спасение в мистическом смысле слова, а психология направлена на вопросы формирования и развития личности. Разные цели.\" - А.Лоргус. Этот ложное утверждение.
Психология есть лженаука. Православная психология это искуственно созданный конгломерат - абсурд. И более того, деятели от этой \"науки\" наносят вред людям неподготовленным, направляя их по ложному пути.
Так, святоотеческое учение необходимо для формирования личности. Более того, обязанность каждого верующего каждодневным трудом стремиться к совершенствованию: молиться, трудиться, поститься, развивать эрудицию, читать, постигать и укрепляться. При этом личная духовная жизнь есть тайна. А источником знания должна служить только строго духовная православная литература. И на этом пути нет предела совершенству ибо \"никто не благ, но только Бог один\".
Полагаю, что деятельность А.Лоргуса и иже с ним подлежит церковной экспертизе и объективной оценке.
Ответы:
Лоргус Андрей 17:48 31/03/2010
Экспертизу делает Министерство образования. Факультет христианской психологии проходил лицензирование и аккредитации успешно. Христианская психология развивается везде. 2 года назад в Питере было основано общество православных психологов. Так что это является ответом на ваши сомнения.
Вопрос:Зотов 17:50 28/03/2010
о. Андрей, властьимущие создали в России экономическую систему, при которой подавляющее меньшинство меняет как перчатки личные суперяхты и самолеты, а пенсионеры и бюджетники живут в беспросветной нищите. Фактически кучка бессовестных людей обворовывает народ. Часто эту \"элиту\" показывают по ТВ в храмах со свечками в руках. Значит РПЦ имеет на них определенное влияние. Почему церковное руководство молчит? Почему не призывает последователей Ельцина вспомнить о совести? РПЦ не может незамечать трагического раскола россиян на высокопоставленное ворье и обворованный народ.
Вопрос:rolli 03:08 29/03/2010
Скажите Почему провославная церьковь так мало рассказывает о том ,что Христос был обрезанный еврей.Он был равин.И для того,чтобы стать христианином нужно изучичить ТОРУ.
Ответы:
Лоргус Андрей 17:47 31/03/2010
Раввином он не был. Он прекрасно знал Священное писание. Как мы знаем из евангелия от Луки, в 12 лет он уже это все знал и разговарилва со знатоками на равных. Чтобы быть христианином, не надо быть обрезанным, это постановили апостолы на первом апостольком соборе. Не нужно сначала стать иудеем. Так что постановление есть давным-давно.
Вопрос:ввв 07:35 29/03/2010
Здраствуйте! Батюшка скажите, не кажеться ли вам что РПЦ становится более толерантной, в том числе и к католикам и не произойдет ли в ближайшее время изменения в канонах, мне очень хочется чтобы церковь сохраняла свои традиции
Ответы:
Лоргус Андрей 17:44 31/03/2010
Вспомните 19 век – все говорят по-французски, многие дворяне переходят в католичество, потому что знают их традиции лучше. Тогда российская элита была близка к каталицизму, и тем не менее ничего не произошло. Сейчас мы в значительной степени удалены от общения в широком смысле от католиков. Так что влияние сейчас меньше. Мы традиции свои храним. Тут дело не в толерантности, а в жизни человека, его выборе, его изучении. Думаю, что православие прежде всего в верности своей традиции, но для этого ее нужно изучать .Нужно учиться церки, православию.
Вопрос:Галина Маркова 12:00 29/03/2010
Здравствуйте!
У меня к вам совсем конкретный вопрос, могли бы вы мне объяснить, как нужно исповедоваться?
Я соблюдаю пост хожу на Причастие, но вот только один раз была на исповеди и просто не знала, что сказать... Я конечно небезгрешная, но не знаю как это нужно делать.
Добро и радости Вам!
Ответы:
Лоргус Андрей 17:42 31/03/2010
Самый главный секрет исповеди в искренности. Важны не форма. Важно помнить ,что это предстояние перед Богом. Здесь самое важное говорить Богу на том языке, на каком говорите с собой внутри. Это беседа души с Богом. Вот к чему хочется стремиться.
Вопрос:Игорь 12:27 30/03/2010
Андрей, вы, действительно, считаете, что если все будут жить в своих собственных домах, то жизнь наладиться?
Ответы:
Лоргус Андрей 17:41 31/03/2010
Во всяком случае, у человека шансов повзрослеть и стать добрым хозяином и семьянином гораздо больше, чем у жителя маленькой квартирки в спальном районе.
Вопрос:Паразитолог 13:06 30/03/2010
\"РПЦ не может не замечать трагического раскола россиян на высокопоставленное ворье и обворованный народ (цитата Зотов / 28.03 17:50)\". Я бы сказал не только не замечает, но и воспитывает в последнем болаголепие и смирение. РЦП хочет стать шестой или первой властью над людьми? И каждый ли священник оказывается в раю?
Вопрос:Константин 13:37 30/03/2010
О. Андрей, известный проповедник и миссионер о. Андрей Кураев пытается говорить с молодежью на ее языке, дружит с рок-музыкантами и неформалами. Как Вы расцениваете это? Вопрос не праздный. Я пишу сценарий фильма (пытаюсь, по крайней мере), где хотел бы сказать о своем видении православной веры и существования Бога. Своей аудиторией вижу как раз, главным образом, молодежь, изрядная часть которой ни во что не верит вообще. Как Вы считаете, эффективнее будет опуститься на \"уровень плинтуса\" или, напротив, попробовать поднять наверх тех, кому хочу что-то сказать? И не получится ли в первом случае упрощение и популизм, а во втором - раздражающее морализаторство? Спасибо.
Ответы:
Лоргус Андрей 17:41 31/03/2010
Для Кураева это не популизм. ОН человек одаренный. Он главный миссионер русского православия. Для него это как раз высокое искустсво – так, чтобы ни одного догмата не исказить .а языком пользоваться тем, который понимает его слушатель. Кураев – искуснейший миссионер, было бы полезно у него учиться. Жаль, что он один. Но вот так время выдвигает. Он уникален как человек, очень талантлив, он родился тогда, когда вокруг другого такого не было. Сейчас много проповедников, которые идут по его пути, но такого, как он – нет на сегодня. Он философ, боголосв, удивительный апологет ,мастер дискуссии и проповеди, и неутомимый человек. Мало кто знает о том, сколько он путешествует .Мы с ним неоднократно подсчтивыали, что дома он бывает меньшее количество времени. И он отдает себе отсчет, сколько это отнимает здоровья. Это чудо, кто может столько ездить? Десятки городов за два месяца. Я с ним ездил, это 2-3 выступления в день, но накаком уровне и как он говорит! Со всеми он говорит, сознавая, на каком языке говорит аудитория. Для всех я был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых. Фильм надо снимать про Кураева, пока он жив. Я с ним знаком с 87 года, люблю его искренне и желаю ему здравствовать и успехов.
Вопрос:Анна, журналист 13:40 30/03/2010
Как Вы прокомментируете это сегодняшнее сообщение?
Доля последователей православия за прошедший год в России увеличилась с 70% до 75%, достигнув, таким образом, максимального значения за все время измерения.
Как показал опрос, россияне в равной степени разделились на тех, кто читал и не читал Священное Писание - по 49%. С содержанием Библии знакомы, в первую очередь, пожилые (60%) и высокообразованные респонденты (57%), последователи православия (54%).
Ответы:
Лоргус Андрей 17:37 31/03/2010
Это именно так. Я даже вижу в цифрах хорошую статистику. Вообще, любая статистка в религиозной сфере относительна. Тут требуется детальные социологически еислледования ,пока я их не свстречал. Верующий измеряется не тем, как хорошо знает Биближ, а как часто бывает в храме. Сегдняшнее отношение к вере более практическое. Церковность человека определяется уча стием его в таинствах, а не знанием богословаия. Конечно, мне бы хотелось, чтобы наши прихожане читали Библию. Но к современному православному человеку требования скорее практические. Такова современная практика. Может быть, будущее Церкви связано с более просвещенной паствой, может быть, даже богословски образованной. МЫ должны согласиться, что предшствующие десятилетия церквоь жила тем верующим народом, который даже библию в руках держать не мог, и поэтому ее плохо знал. Те бабушки, которые копейками церковь поддерживают, но что такое святая Троица, не очень хорошо опнимают.
Вопрос:Алёна 15:08 30/03/2010
А что значит святой? Кто это определит и по каким критериям? Один священник скажет, что он потому что...., другой скажет, что он, потому что, но совсем другое и т.д., и т.п.
Вопрос:читатель 16:29 30/03/2010
Отец Андрей, скажите, пожалуйста, без каких качеств и установок, на ваш взгляд, не обойтись человеку, который собирается стать психологом? Православным психологом. И как не ошибиться, выбирая этот путь, как понять, что сможешь?
И еще вопрос: сможет ли это сделать тот, кто сам в свое время пережил тяжелый кризис, трагедию, последствия которой сказались очень сильно и трудно, не один год, преодолевались?
Ответы:
Лоргус Андрей 17:34 31/03/2010
Главное качество – личностная зрелость. Иногда для этого требуется длительная психотерапия, иногда жизненный опыт, профессиональные знания. Кризис, который человек пережил, не является препятствием. Более того, в жизни каждого психолога что-то такое было, может быть, и не раз. В жизни каждого человека есть кризисы, это этап развития. Тот, кто преодолел свой кризис, знает ,как помочь другому. Тут не столько даже возраст, сколько личностная зрелость. Опыт жизненный, преодоление, опыт выхода из трудных ситуация, и опыт побед.
Я как священник и психолог знаю, что каждая проблема для человека – проблема его реальности. Если бы я не признавал реальности проблемы человека, я не смог бы оставаться в профессии. Если это ребенок, плачет, потому что получил двойку и боится идти домой, это всегда проблема, которую я уважаю. Иначе я не смог бы ничего сделать.
Типология проблем однозначная. Она общемировая. Прежде всего детско-родительские, супружеские отношения, и личностные проблемы. И есть еще грань здоровой личности и психической патологии, с этим часто обращается ко мне. У многих людей есть недоверие к официальной психиатрии. Поэтому многие люди идут к православному психологу, надеясь, что он их избавит от необходимости ложиться в больницу. Люди все, нет исключения. У всех проблемы одни и те же.
Думаю, что возрастает от богатства отвественность, масштаб видения проблемы. Это эффект зума, когда человек поднимается по сцоиальной лестнице, начинает видеть бьольше и иначе, и, конечно, это изменение может привести человека в Церковь. Но вижу, что напрямую деньги, власть и статус не ведут к религии. Но для многих людей достижение большого статуса является критичным. нЕсмоеннно, что многие люди не выдерживают духовно такую ответственнотсь без опоры на что-то. Нужна мировоззренческая опора. Но и среди людей занимающих высокий пост, встречются люди ,которые легкомысленно относятся к религии, или магически .как и просто люди. Те же духовные проблемы. Кто-то меркантильно, кто-то в поимках чуда…
Вопрос:Константин Лукьянов 19:30 30/03/2010
Как поживаете?
Куда Вам можно написать?
Константин
Ответы:
Лоргус Андрей 17:25 31/03/2010
Если набрать мою фамилию в Интернете, можно найти и мой телефон, и интернет-адрес. Поживаю хорошо, спасибо. Хочу поделиться радостью - Пасха скоро. Перед наступлением Пасхи желаю всем пасхальной радости. С наступающими праздниками.
Вопрос:Ольга 10:16 31/03/2010
читатель: можно я отвечу? Если вы сами проходили долгий кризис и считаете что осознанным путём его преодолели, и вас интересует что происходит с вами и другими людьми внутри и снаружи, а так же вы наблюдательны и проницательны, то вам стоит попробовать. С наилучшими).
Вопрос:Руслан 10:52 31/03/2010
Здравствуйте.Как можем во время различных скорбей,искушений и болезней благодарить Бога?Вместо этого мы ропщем и хулим Его -не научились этому.Я,как провизор,принимаю настойку валерианы -мое сердце измучено.Православие как истина и психотерапия должна приносить радость и покой -а вместо этого горечь.
Ответы:
Лоргус Андрей 17:24 31/03/2010
Православие не приносит покоя. Радость - да. Покой – состояние, в котором ничего не происходит. Духовный путь всегда преисполнен напряжения, но и радости, не покоя.
Конечно, когда человек в стрессе, в остром горе, ему трудно найти возможность благодарить Бога, он и забывает об этом. Но такое состояние скоротечно. Когда человек подводит итог прошедшему, чуть-чуть успокаивается, тогда может найти в себе силы благодарить Бога. А когда все только произошло, это едва ли возможно. У святых это, возможно, было, но ведь мы люди обычные.
Вопрос:Артем 13:09 31/03/2010
Батюшка, чем может помочь сам себе верующий человек, если у него клиническая депрессия, диагноз подтвержден врачами.
Ответы:
Лоргус Андрей 17:23 31/03/2010
Поскольку речь идет о клиническом диагнозе, необходима консультация врача, и такому больному необходимо иметь препараты всегда с собой, ситуация может наступить внезапно, и знать, как их применять. Человек подготовленный знает, как спасаться. Хорошо, что вопрос от лица человека, который принял свой диагноз, многие не принимают, им трудно помочь. А человек, который готов лечиться, уже в большей безопасности. Но когда речь идет о тяжелом заболевании, без медикаментов не обойтись. Это тяжелые препараты, но тем не менее. Главное – сохранить жизнь.
Вопрос:Артем 13:20 31/03/2010
И как можно бороться с мыслями о самоубийстве, если в спокойном состоянии осознаешь, что это страшный грех, но во время приступа паники начинаешь хотеть этого и считать единственным выходом? Спасибо.
Вопрос:Ольга 15:05 31/03/2010
Скажите, чем можно помочь близкому человеку, не ощущающему больше смысла в своей жизни, что ему посоветовать?
Ответы:
Лоргус Андрей 17:21 31/03/2010
Искать. Услышит ли - его выбор. Но то, что только ищущему открывается, Евангелие свидетельствует в первых главах Евангелия от Матфея: ищите и обрящете, стучите и вам откроют. Господь призвал искать, не останавливаться, дерзать, не закрывать двери новому, экспериментировать. Ищущий – человек, который дерзает. Но человек, который говорит: я все знаю, больше развиваться не буду, - духовно мертв. Это страшно.
Вопрос:Ольга 16:12 31/03/2010
Артем, напиши мне на мыло - evsevij@mail.ru
Вопрос:Лена 16:50 31/03/2010
Андрей, на фоне последних событий снова всплыла идея смертной казни. Предлагают ввести эту меру наказания исключительно для террористов. Какова точка зрения церкви на такое предложение? Вообще, можно ли назначить справедливое наказание за массовое убийство невинных людей? Спасибо
Ответы:
Лоргус Андрей 17:17 31/03/2010
Думаю, что точек зрения Церкви на этот вопрос две. Первая – евангельская: только против. Другая – прогосударственная, в которой Церковь относится с пониманием к необходимостям государственным и гражданским, и с допущением. Как известно, в истории Церкви были периоды, когда Церковь не только не противостояла введению смертной казни, но даже в какой-то степени смертной казни придавала духовный смысл. Это известно из Повести временных лет.
Но я посмею высказать свою точку зрения как священника и психолога, тем более что она уже письменно изложена уже давно, я написал статью «Против смертной казни». Она в том, по поводу террористов и маньяков, то есть людей, которые способны на чрезвычайную жестокость, для них смертная казнь есть оправдание их деятельности, потому что они выбирают смерть как способ борьбы, они выбирают смерть, и свою и чужую, как способ доказательства, как чрезвычайную ценность для них. Они пытаются этим что-то доказать. Если мы вводим смертную казнь против них, то становимся на ту же позицию, и тем самым говорим: да, это средство борьбы, вы с нами боретесь, и мы с вами боремся тем же самым.
В прошлом году мне довелось быть в тюрьме, где сидят подобные люди, в том числе и боевики, на совести которых десятки жертв. Сама обстановка этого заведения чудовищная с точки зрения нормальной психики. И я встречался с некоторыми, разговаривал, в том числе с офицерами, которые несут там очень сложную службу, прекрасно понял, что их от смертной казни отделяет очень тонкая человеческая грань, и эта грань оставляет их людьми. Переступив ее, люди теряют что-то важное в своей духовной жизни. Введение смертной казни будет утратой этой грани для многих людей. Нужно подумать и о тех, кто будет применять смертную казнь. Кто будет ее исполнять, во-первых, а во-вторых - пассивны все мы. Сейчас приходится иметь дело с внуками палачей сталинских времен, и им страшно живется на свете. Многие из этих семей вырождаются. О них тоже нужно подумать.
AIF.RU Ведущий конференций 11:29 01/04/2010
Расскажите подробнее о вашем институте.
Лоргус Андрей 11:29 01/04/2010
Психология в духовных учебных заведениях до революции всегда преподавалась. Более того, были специальные учебники для семинарии по психологии. После восстановления духовной стороны, Церкви и образования, психология не вошла еще на общих основаниях в систему духовного образования. Но психология близка многим задачам духовного образования. Я убежден, что священнослужителям психология необходима, не только в смысле социального значения, но в том числе в смысле собственного духовного служения, самопознания, понимая, что такое человек.
Второе обстоятельство в том, что я психолог по образованию, я закончил Московский университет, а уже потом поступил в семинарию. А уже когда я учился в семинарии, я отдавал отчет в том, что я чувствую в себе призвание применить это и на церковном поприще. Но я считал нужным сначала разобраться в церковной антропологии как методологии новых психологических знаний. И потом христианство. И я уже 14 лет как вернулся в свою специальность. Я долго к этому шел. В 2002 году мы открыли факультет христианской психологии, который давал высшее образование по государственным стандартам. А теперь мы открыли институт дополнительного образования, даем специализацию по христианской психологии. Мы даем специализацию по христианской психологии для психологов, медиков, волонтеров, священнослужителей. Это уникальное учебное заведение, пока единственное. Чтобы стать нашим слушателем, прежде всего нужно иметь высшее образование, во-вторых - иметь желание. К нам приходят люди разных профессий. По нашим госстандартам могут получить дополнительное образование все люди, имеющие высшее образование. Сколько учиться – зависит от квалификации. Психологи учатся год, не психологи - 1,5-2,5 года.
Вопрос:Светлана 16:51 31/03/2010
Здравствуйте!
Мне 50 лет, меня в детстве крестила моя верующая бабушка, нужно ли мне креститься ещё раз? Спасибо за ответ.
Ответы:
Лоргус Андрей 17:45 31/03/2010
Нет. Если вы уверены, что крестины были по православному обряду, перекрещения быть не может. Достаточно прийти к священнику и об этом рассказать. У цервки есть опыт отношения к подобным случаям. Священник примет решение, которое будет верным с канонической точки зрения.
Вопрос:Виктор Иванович 17:42 31/03/2010
Здравствуйте отец Андрей.
Сил Вам и помощи Божией в Вашей службе людям во Славу Божию.
раб Божий Виктор.Помните храм Илии Пророка.
Вопрос:AIF.RU Ведущий конференций 18:04 31/03/2010
Давайте в начале конференции скажем несколько слов о печальных событиях последних дней, о месте Церкви в этой ситуации.
Ответы:
Лоргус Андрей 18:44 31/03/2010
Думаю, что чем дальше, тем больше будет проникновения общественного в церковное и наоборот. Речь идет не о новой роли Церкви, а о восстановлении ее собственной роли. Церковь всегда была заодно с общественными явлениями. Разделении общества на церковное и нецерковное – искусственное и довольно трагичное. Его не существует. Оно существует только благодаря нашей конституционной ситуации, где церковь отделена от государства. На самом деле это нонсенс. Церковь во всем – и в войне, и в голоде, и в трагедиях всегда шла туда, где трудно. Священники шли в тифозные бараки, к раненым, на поля сражений. Известно хорошо, что священники во время Первой мировой войны просто участвовали в военных действиях. Не только были штатные полковые священники, они даже иногда принимали участие в боевых действиях.
То, что сейчас Церковь принимает активное социальное участие – восстановление ее природной роли. В будущем мы будем свидетелями того, как средостение Церкви и общества исчезает. Церковь займет свое естественное место среди социальных явлений, кроемее греховных. Представить, что Церковь будет там, где совершается насилие, где унижение и осмеяние человека, где потакание проку, трудно. В остальных явлениях жизни Церковь будет рядом с человеком, прежде всего с человеком ищущим и страдающим. То, что сейчас священники и волонтеры призваны помогать пострадавшим, и не только пострадавшим, но и людям с подвижной психикой, которые от самого факта теракта пришли в смятение, вполне естественно. Так что помогать надо не только жертвам и пострадавшим, но и тем, кто нуждается в духовной поддержке.
Вопрос:Екатерина 18:18 31/03/2010
Здравствуйте, отец Андрей! Мой муж - фанатичный атеист, в прошлом алкоголик с многолетним стажем. Побороть алкоголизм помог нарколог - психотерапевт, то есть кодирование. 3 года муж не пьет и каждый год продлевает код. Этот единственно возможный для него выход кажется мне неприемлемым с точки зрения христианской жизни. А о Боге он и слышать не хочет. И веду его на очередное кодирование я. Это грех?
Смотрите также:
- 100 лет со дня рождения Ванги: Какие тайны хранят ее последователи? →
- Почему подростки не уважают прошлое? →
- Существуют ли рай и ад? →