Что вы знаете о ралли? Ревущие машины, несущиеся на бешеных скоростях по непроходимым дорогам, гонщики «без головы», готовые отдать свою жизнь ради всплеска адреналина в крови, и болельщики, которым, как часто говорят, «просто нечем заняться». На самом деле, ралли – это дисциплина, которая предполагает строгие правила поведения на трассе, требует повышенного внимания к технике безопасности экипажей. Кроме того, это красивый и притягательный вид спорта, а гонщики, пилоты и штурманы раллийных экипажей — обычные люди, влюбленные в скорость чуть больше, чем остальные. При этом в жизни часто они одни из самых организованных и спокойных водителей.
Как начинается гонка
Камни и красная пыль Южного Урала, песчаные карьеры Петровска, крутые повороты Карелии – все это различные уголки России, в которых проходит ралли.
Утро гонщика начинается с легкого завтрака. Вчерашний день прошел в административных и технических проверках, проходило ознакомление с трассой. Экипажи на гражданских машинах, без экипировки, проезжают все специальные участки раллийной секции, в то время, как их механики вместе с боевыми авто проходят техническую инспекцию. На первом проходе пилот диктует штурману стенограмму, тот записывает. На втором – штурман зачитывает, а водитель по ходу движения вносит изменения. При этом соблюдаются правила дорожного движения. Иначе это чревато авариями, а то и вовсе — смертельными исходами, как это случилось в нынешнем сезоне.
Карта ознакомления сдана, все проверки пройдены. Сегодня день гонки. Ярославский экипаж прибывает к месту стоянки боевого автомобиля за 40 минут. Штурман отправляется сверить часы с судейскими и посмотреть, во сколько старт.
Андрей Верещагин, в настоящее время являющийся мастером спорта по ралли, обладателем Кубка России, начал свою карьеру в 2008 году. «Заболевание» этим видом спорта происходило постепенно. Сначала поездка в качестве зрителя с приятелем отца. Заинтересовало. Предложил своему другу Алексею Петрову съездить в месте в Ростов на Дону, посмотреть гонку. Теперь уже интерес возник у обоих. Через некоторое время Алексей нашел средства и купил свое первый раллийный автомобиль, предложив Андрею стать штурманом.
«Полноценно, как экипаж, мы с Алексеем стали ездить с 2008 года. Сначала получалось не очень: опыта нет, техническая база никакая. Первый раллийный автомобиль – «восьмерка». Подготовленная для ралли, но не с самым мощным мотором, с простой подвеской. Ломалась часто, особых результатов на ней не показывали. Но уже начали втягиваться», — вспоминает Андрей, надевая шлем.
После нескольких попыток, экипаж попросился на обучение в раллийную школу Ярославля, одну из самых старых и знаменитых в России. Тренером стал многократный чемпион страны по ралли Тимофей Воробьев. А молодой экипаж стал выступать от клуба СТК «Мотор», постепенно уменьшая количество технических сходов и увеличивая мастерство.
Колеса так и летят
В этом году ярославский экипаж Петров – Верещагин выступает на новом автомобиле. От стандартной машины в нем остался только кузов, задняя балка и часть двигателя. Внутрь вварен каркас безопасности, установлены спортивные сидения и система пожаротушения, переделаны торпеда, руль, подвеска, рычаги управления, мотор. Аккумулятор в специальном кожухе вынесен в салон для лучшей развесовки автомобиля.
Старт через семь минут. Пилот заводит машину, штурман проверяет все записи. Первый специальный участок, где будет проходить гонка, рядом, значит можно надеть шлемы.
Наверное, все знают, в чем заключаются обязанности пилота, но мало кто понимает, какую роль в экипаже играет штурман. Он изучает регламент, следит за расписанием пилота, проходит все административные проверки, на нем контроль времени, чтобы везде быть вовремя. Кроме того, в какой-то мере является и администратором: бронирование гостиницы, логистические вопросы. Сколько нужно бензина, кто и когда выезжает, сколько необходимо колес и каких. Кстати, последнее – одно из самых затратных и важных составляющих успешного выступления.
«На гонку может уйти несколько комплектов резины. Например, гонка в Ростове Великом – там покрытие песок и колеса в основном выживают, можно вполне обойтись б/y. Другое дело жесткие гонки, такие как Южный Урал, там мы можем износить 8-12 колес. Главное рассчитать, сколько с собой взять запасок. Всякое бывает в пути, бывало, что и на дисках доезжали», - поясняет Андрей Верещагин.
Старт!
Ровно к назначенному времени ярославский экипаж подъезжает к месту старта. По лицам участников волнения не видно – опыт берет свое.
«Раньше, да, был мандраж. Но все исчезало после старта. Сейчас, конечно, стали спокойнее. Но бывает нервное состояние. Например, на прошлой гонке было какое-то предчувствие. В итоге на первом же СУ встали — стал греться мотор», - комментирует Андрей перед стартом.
«5, 4, 3, 2, 1, старт!» произносит штурман, и боевой автомобиль срывается с места. «100, левый, 5» начинается чтение стенограммы.
Во время прохождения трассы в обязанности штурмана вменяется в нужном ритме читать стенограмму: что будет за несколько поворотов, какой они градации, через сколько метров трамплин, как его нужно пройти, стоит ли осадить автомобиль. И пилот понимает, что за следующим поворотом: можно ли его проехать на скорости 130 км в час или нужно затормозить и там будет разворот в обратную сторону — «шпилька».
«Грубо говоря, куда штурман скажет, туда пилот и поедет. От этого напрямую зависит скорость движения. Если будешь диктовать невпопад или постоянно сбиваться, результата не будет. Конечно, первое время все было далеко от идеала. Отсутствие опыта, прикатка. Часто сбивался, вперед забегал в стенограмме. Я не идеальный штурман – все же это не моя профессия. Но учусь», — улыбаясь, говорит Андрей.
Общаются члены экипажа через переговорное устройство, встроенное в шлемы. Иначе, ничего не услышишь – шумоизоляция в раллийные авто не ставится.
Симбиоз штурмана и пилота
Первый специальный участок пройден. Штурман из машины смотрит на результаты других экипажей. Во время прохода трассы случились пару моментов, когда боевой автомобиль практически вылетел с трассы.
«Для штурмана очень важна стрессоустойчивость. Во время гонки часто случаются экстренные ситуации, главное не нервничать и не переставать читать стенограмму. Видишь, что автомобиль выровнялся, похвалил пилота и продолжаешь», — поясняет Андрей Верещагин.
А перевороты или, как их называют гонщики, «словить уши», случаются в карьере каждого автоспортсмена.
«Все происходит очень быстро, понимание, что случилось, приходит, когда висишь вниз головой в машине, оказавшейся в кювете. Но с опытом приходит автоматика, что во время переворота успеваешь закрыть лицо тетрадкой со стенограммой от осколков бьющегося стекла. Авто на крыше, двери заблокированы, нужно лезть через окно. В авто для этого есть специальные приспособления: стропорез для заклинивших ремней и металлический молоточек, чтобы разбить стекла», — оясняет Алексей, чертя в воздухе траекторию переворота авто.
А потом начинается «послекрышный» синдром. Оба члена экипажа на свободе, выставлен аварийный знак, и только после этого начинает слегка потряхивать.
В команде, по словам, штурмана ярославского экипажа, очень важно взаимное доверие. Любой штурман готов к вылету в кювет или перевороту – ситуации разные бывают. Но не каждый пилот готов к тому, что штурман может ошибиться. Экипаж должен быть симбиозом, единым целым.
В салоне во время гонки 70-75 градусов
Время ехать на следующий спецучасток. Штурман открывает дорожную книгу, выданную организаторами, смотрит куда ехать. Движение происходит по правилам, установленным в этой местности. Опоздание к следующему старту – штраф, ровно как и ранний подъезд.
Снова старт, снова боевой автомобиль летит по трассе.
Тем временем, обстановка в авто накаляется, причем в прямом смысле. Кондиционеры, по понятным причинам, здесь не предусмотрены. Плюс к тому во время летней гонки работает печка, чтобы избежать перегрева двигателя. В салоне – около 70-75 градусов. А если учесть, что экипаж сидит в комбинезонах, под которыми еще и нательное белье, можно представить их ощущения.
«Ралли – это хобби, без которого я не представляю свою жизнь в эти годы. Эмоции меняются со временем. Их не становится меньше, просто они более осознанные. Если первое время финиш — это уже победа, то сейчас цель просто доехать не стоит. Хочется занять первые места. Когда начались подиумы, эмоции были классные: вручение кубков, аплодисменты зрителей, вспышки фотокамер», — вспоминает Андрей.
Сейчас кубки, полученные за успешные гонки, выходят за пределы выделенного специально под них столика.
Помехой в продолжении карьеры, как и во многих видах спорта, оказалась травма.
«У меня и до этого не очень со спиной было, а с занятием автоспортом, который предполагает постоянные прыжки, трамплины, сильную нагрузку на позвоночник, эти проблемы усугубились. Все врачи в один голос советуют «Давно бы тебе пора завязать». А мне, конечно, не хочется. Потому и не иду второй год делать томографию — меньше знаешь, крепче спишь», - смеется Андрей Верещагин.
Успехи и помехи
Спецучастки первого дня гонки пройдены. Машины и экипажи отправляются в сервис-парк. Там 45 минут дано на ремонт, а после авто встанут в закрытую зону до следующего утра.
В этом сезоне ярославский экипаж Алексея Петрова и Андрея Верещагина показывает хорошие результаты. Впереди еще два этапа Чемпионата России, где ярославцы поборются за призовую тройку.
«Мы надеемся попасть в тройку лидеров, а это очень вероятно, если не случится неожиданного схода. Цели победить в этом сезоне нет – только привыкаем к новой машине. И надеемся, что в следующий год вступим с новыми силами, если позволит здоровье и финансирование», — говорит Андрей.
Ситуация с финансированием автоспорта, как и с многими другими видами, складывается весьма печальная. Помогает клуб, ДОСААФ России, но этих денег недостаточно. Бюджет, выделяемый городом на ралли, в прошлом году был урезан ровно в два раза, а в этом станет еще меньше. Потому кто-то из гонщиков вкладывает собственные деньги, кто-то ищет спонсоров.
Первый день очередного этапа окончен. Гонщики отправляются в гостиницу. Там ужин, проверка стенограммы следующего дня и сон. А впереди новый гоночный день, наполненный скоростью, пылью из под колес, ревом двигателей и новыми победами — если повезет.
Смотрите также:
- «Каждый может победить». Чемпион мира помогает тяжелобольным детям обрести силы →
- Завтрак с туристом. Учитель из Москвы победил в Международных соревнованиях →
- Галопом вдоль полюса. Россиянин пробежал 40 километров по вечной мерзлоте →