Один день с кузнецом

Фото: «АиФ»

Жизнь на сказочном острове

Кузница одного из самых знаменитых ремесленников Татарстана Алмаза Казакова находится в бывшем конном дворе на окраине сказочного острова Свияжск, что в 30 км от Казани. Здесь же расположены гончарка и мастерские по плетению из лозы и изготовлению кожаных изделий.

   
   

Он приходит сюда обычно к 9:00. Мастерская у него просторная, покрыта рабочей коричневой пылью, в углу горн, посередине – две наковальни, повсюду молоты и кувалды, металлические розы, подковы, обереги по фэн-шуй, кольчуги, меч и шлем. Рядом – металлические формы для чеканки монет «На счастье» и старый патефон. Атмосфера эпическая: в кузнице почему-то слушают грузинские песни. 

Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

С утра в кузнице разжигают огонь: сначала дрова, потом – каменный уголь. За день у Казакова и его подмастерьев уходит около пяти мешков угля. Огонь здесь берегут: нет толку разжигать целый горн, если ты трудишься только над чем-то одним.

К 9:30 у подмастерьев Паши и Лёши утро только начинается – они живут в подсобном помещении самой мастерской. Здесь деревянный стол, на котором – чайник, печенье и сигареты. С последних и начинается рабочий день кузнеца: прежде чем что-то сотворить, нужно настроиться и поразмышлять. Затем следует традиционная «раздача пинков» за бардак – Казаков любит, чтобы в кузнице всегда был порядок. 

Учитель, вышибала и повар на Рублёвке

Алмаз говорит, что лень у него в крови не заложена: всё детство дед в деревне с рассвета будил, учил косить сено, рубить дрова. В студенческие годы Казаков подрабатывал: денег в доме не хватало – на родительских плечах были младшие брат и сестра. Устроился «вышибалой», преподавал английский и турецкий в начальной школе, затем друг-татарин позвал в Москву: Алмаз стал барменом в Большом театре, с надписью в пропуске и в трудовой «буфетчица». «Где есть один татарин, через год будет 50, – смеётся Казаков. – Татары напористые и друг друга в беде не оставят».

Из Большого он попал поваром на Рублёвку: набравшись наглости, наврал суровому хозяину госдачи, мол, «поварское образование и опыт имеет, а корочки предоставит ему, когда привезёт из Казани». За работу Алмазу здесь платили уже немалые деньги. 
 
Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru
 
«В детстве, когда родители уходили, я кормил сестрёнку и братишку, конечно же, никакого поварского образования у меня нет, – смеётся кузнец. – Готовил как для себя, так что претензий у банкира-хозяина ко мне не было: то «суп по-татарски» приготовлю, то плов из баранины, то шашлык. Так меня и оставили. Про дипломы больше не спрашивал». 
 
Казаков удивлял даже изысканных гурманов: его «стряпню» попробовали и послы, и банкиры, и чиновники. «Нужно подходить творчески ко всему и в любом деле стремиться к совершенству, – улыбается он. – Даже на кухне».

«Поехал в отпуск и попал в кузницу»

Однажды во время отпуска Казаков приехал в Казань, и знакомая позвала его на экскурсию в кузницу Сергея Ершова. Звук удара молота о наковальню заворожил Алмаза. Казаков попросился к кузнецу в ученики, но угрюмый ремесленник как отрезал: «Не возьму! Много вас таких тут ходит, а как руки до дела доходят, то сразу исчезаете». Но Алмаз не отступал: в первый же день, до прихода Сергея, аккуратист убрался в кузнице, после чего мастер решил, что толк, наверное, с него будет. 

Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

Парень променял «рублёвский» гонорар на 600 рублей ученического оклада. «Три года обучения, я себя даже кузнецом не осмеливался называть. Сейчас уже 10 лет с огнём, мужицкой силой и металлом связан. Ни разу не пожалел об этом», – рассказывает ремесленник. 

Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

После казанской кузницы поехал Казаков снова в Москву – теперь уже повышать квалификацию. Говорит, что в провинции люди неприхотливы – простые вещи заказывают, а вот в Москве – выкованные решётки и ограды – целое произведение искусства. Клиенты там строгие: сначала просят чертёж, потом макет из пластилина и только потом окончательный металлический вариант. 

   
   
Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

Со временем Алмаз вживался в образ: придумал себе творческий псевдоним «Казаков» (его настоящая фамилия – Фатыхов). «У меня прадед служил в казаках на Дону 25 лет. Когда он вернулся, в деревне все начали звать его «казак». И до сих пор родных так и именуют».

Решил измениться и внешне: проколол уши и вдел серьги, сделал тату. Теперь на одном плече – бог – покровитель кузнецов, на другом – зубр, вымирающий вид, как и кузнечное ремесло.

Кузнец-шоу

Следующим этапом проявления таланта кузнеца стало «Кузнец-шоу». «Однажды под Новый год друг попросил меня сыграть роль Деда Мороза, и я задумался, а почему не придумать представление с наковальней и молотком», – вспоминает Алмаз. 

И понеслось: на свадьбах кузнец начал ковать обручальные кольца, изящные розы, подковы с именами жениха и невесты. В день приходилось давать по 5–6 «Кузнец-шоу», каждое из которых приносило по шесть тыс. рублей.
 
Фото из личного архива

«В языческие времена молодожёнов на Руси расписывали кузнецы, – рассказывает Казаков. – Они им кольца ковали обручальные, подковы на счастье, украшения невесте. Считалось, сила кузнеца и металл будут оберегать семью всю жизнь. В «Кузнец-шоу» я возродил этот древний обряд». 

Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

Ковал «счастливые» подковы он не только на свадьбах, но и в Свияжске, и на Сабантуях с депутатами, с олимпийскими чемпионами, и даже с Путиным и Медведевым.

Написал президенту в Twitter

Однажды Алмаз зарегистрировался в Twitter и подумал, кому бы написать. Увидел страницу президента Татарстана Рустама Минниханова и оставил ему сообщение: «Здравствуйте, это Алмаз-кузнец, не забывайте меня». Вскоре президент дал указание «занять» ремесленника. Так Казаков попал на Конный двор в Свияжск. И уезжать отсюда не желает: здесь тишина, спокойствие и свежий воздух. 

Фото из личного архива

Он руководит работой всех мастерских в конном дворе – гончарной, кожаной, лоскутной. Но в основном, в течение дня Алмаз учит своих подмастерьев своему ремеслу, то и дело подходя к ним и объясняя, а иногда и сам поправляя погрешности на металле. Иногда кузнец и подмастерье работают над одним изделием вдвоём. Например, если толстый пруток нужно сделать тонким. Учитель показывает, куда нужно бить, ударяя по металлу молотком, ученик бьёт туда же, но уже кувалдой. 

Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

Кузнец – и колдун, и шаман, и знахарь

Алмаз добавляет каменный уголь в горн, огонь раздувается, становится жарко, щиплет глаза. В таком огне металл обычно нагревается до 900 градусов, в 1200 градусах он уже начинает плавиться. Кузнец берёт стальной прут, кладёт его в огонь и рассказывает, что на Руси кузнецов и уважали, и боялись – считали, что они не от мира сего. «Недаром кузнецы жили всегда на отшибе, у края деревни. «В Свияжске, например, в XVI веке было 40 кузниц, и почти все они располагались на одной стороне острова», – говорит Алмаз, хорошо знакомый с историей, обрядами своей профессии. 

Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

Казаков берёт красно-рыжий металлический прут из печи и кладёт на наковальню. Вот уж когда металл становится мягким, податливым, как пластилин. Удар молотом, снова удар. «Кузнец был для всех то ли колдун, то ли знахарь, то ли волхв – чем-то между богом и сатаной, – комментирует свои действия кузнец. – Он самый нужный на селе «чувак» был – красивую утварь, инструменты, украшения мог создать, любую тварь мог подковать, даже самого чёрта».

Завершив ковку, Казаков опускает горячий металл в воду. Говорит, что раньше вода, в которой металл закалялся, считалась целебной, и её пили.

Работа кузнеца богата традициями и суевериями. «Если куёшь много одинаковых деталей, вместо «последний» говори «крайний», иначе жди, что следующую выкуешь кривой. Ковать нужно всегда с позитивом, заряжать металл положительной энергией, особенно подковы на счастье», – уверен Алмаз.

«В ковке есть своё меню»

«В ковке тоже есть своё меню. Если знаешь основу дела, то уже потом начинаешь фантазировать и экспериментировать, добавлять что-то от души», – делится секретами кузнец.

 «Дело не в том, сколько ты металла используешь и дорого ли он стоит, – объясняет Алмаз. – Из металла размером вот в эту зажигалку (достаёт из кармана) я могу сделать сувенир стоимостью 200 рублей, а если потрачу больше времени и приложу максимум усилий – сувенир на 10 тыс. рублей. Важно не то, что ты делаешь, а зачем делаешь. Работа должна тебе нравиться». 

Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

За день в кузнице изготавливают несколько десятков сувенирных подков, ножей, медальонов со святыми, подсвечников, подвесок. Каждый зарабатывает по труду – сколько сделал, столько и получишь. Сезон продаж – лето. «Когда туристов много летом, весной и осенью – мы куём на улице, и все проходящие могут видеть, что мы изготавливаем», – говорит Казаков. 

Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

Мечты ремесленника

Алмаз мечтает, чтобы на конный двор летом съехались как можно больше ремесленников. «Большинство гениев с золотыми руками никто не знает, и они не умеют на своём труде зарабатывать, – рассуждает он. – России нужно прекратить закупать дешёвые поделки из Китая и продвигать наших отечественных мастеров».

Кузница Алмаза непростая, а интерактивная: здесь каждый желающий турист может выковать себе что-нибудь на память. 

Автор фото: Алия Шарафутдинова, АиФ.ru

Алмаз Казаков уходит с работы поздно, бывает, задерживается даже до пяти утра. Несколько раз в неделю он ездит в Казань к жене Надежде (Заслуженная артистка Республики Татарстан – прим. автора) и четырёхмесячной дочке Амалии. Летом семья перебирается в Свияжск. Алмаз считает себя счастливым и мечтает о простом кузнечном счастье: чтобы дом и мастерская были рядом, и детей побольше.

Смотрите также: