Игры с «душком». Наши спортсмены едут в Пхёнчан выигрывать вопреки всему

Александр Вильф / РИА Новости

И чем ближе Пхёнчхан-2018, тем сильнее подозрение, что борьба за медали там развернётся не только на трассах и ледовых аренах, но и в кабинетах высоких спортивных чиновников.

   
   

Олимпийское движение вниз

«Думаю, побегаю до Олимпиады в Южной Корее и завершу. Всё-таки 30 лет - уже возраст», - делился своими планами с «АиФ» Антон Шипулин тогда, когда фамилия Родченков была известна лишь узкому кругу специалистов. До Олимпиады, судя по всему, лучший биатлонист страны не добежит. Его просто вычеркнули из списка приглашённых на Игры людей. Как и шорттрекиста Виктора Ана, лыжника Сергея Устюгова, фигуристку Ксению Столбову… 

Их имена никогда не упоминались Родченковым, не фигурировали в списках В­АДА. У них чистые допинг-пробы и репутация. Тем не менее Между­народный олимпийский комитет (МОК) отказал этим людям в праве принять участие в Играх, а заодно отказался назвать причины, по которым принял такое решение. Лишь сообщил, что данные спортсмены не прошли через сито из 17 критериев допуска, придуманных для русских. Виктор Ан писал письмо в МОК с одной просьбой - назвать причину, чтобы «отстоять честь и достоинство». Ответ был: «Мы не комментируем отдельные случаи». Не попроси Ан в 2011 г. российское гражданство, ничего подобного бы с ним не произошло. «После травмы меня в Корее почти перестали воспринимать как спортсмена. Я искал страну, где мне дадут спокойно и полноценно работать, чтобы вернуться на прежний уровень. И очень рад, что такой страной стала Россия. Здесь я заново начал не только карьеру, но и жизнь», - объяснял он «АиФ» несколько лет назад. Но «спокойно» не получилось. Теперь выясняется, что в спортсменах с российским паспортом мировое сообщество не нуждается, даже если они 6-кратные олимпийские чемпионы, как Ан. Зато в Корею МОК приглашает сингапур­ских шорт-трекистов, нигерийских бобслеистов, эквадорских лыжников и малайзийских фигуристов, участие которых, при всём к ним уважении, мало что добавит этой Олимпиаде.
Нажмите для увеличения. 

Дважды за одно и то же 

Биатлонисты Ирина Старых, Александр Логинов, конькобежцы Денис Юсков, Павел Кулижников… Они хотя бы знают, почему МОК отправляет их смотреть Олимпиаду по телевизору. Один из 17 критериев по допуску - отсутствие в прошлом допинговых историй. У них эти истории были. Так, действующий мировой рекордсмен 23-летний Кулижников в 17 лет купил в магазине энергетик, в котором содержались запрещённые вещества. За неосмотрительность расплатился 2-летней дисквалификацией. У Юскова в допинг-пробе, взятой в 2007 г. на юниорских соревнованиях, обнаружили марихуану. Сам Юсков, заработавший дисквалификацию, отрицал факт её употребления. Похоже, что Денис тогда стал жертвой внутренних разборок в Союзе конькобежцев России («Конкурентная борьба… Я не хочу во всём этом копаться. Добраться до правды всё равно никто не сможет. Моей допинг-пробы в антидопинговом агентстве нет», - рассказывал Денис «АиФ»). Этот сомнительный эпизод с марихуаной теперь закрыл двери в Пхёнчхан для 3-кратного чемпиона мира из России. А вот хлопнуть олимпийскими дверьми перед носом американского пловца Фелпса, которого тоже поймали на марихуане, никто не рискнул.

Но даже если не копаться в деталях старых допинговых дел, фундаментальный прин­цип уголовного права non bis in idem («Не дважды за одно и то же» - лат.), запрещающий двойное взыскание за одну провинность, ещё никто не отменял. Никто, кроме МОК! Причём только в отношении русских. Например, дважды дисквали­фицированный в прошлом американский бегун Гэтлин без проблема выступил в Рио-2016. А спортсмены из России, уже отбывшие наказание за употребление запрещённых веществ, вместо Южной Кореи отправились судиться в Федеральный суд Швейцарии (на момент подписания номера вердикт суда неизвестен). 

К слову, коньки и биатлон - виды спорта, которые больше других пострадали от работы МОК над очищением нашего спорта. Но от глав этих двух спортивных российских федераций не слышно ничего, кроме разговоров о несправедливости. За то, что происходит со спортом, извиняется президент страны, а не люди, имеющие непосред­ственное отношение к отрасли. 

Вот такой БА-БАХ! 

Зато Томас Бах, как и полагается главе Международного олимпийского комитета, сейчас весь в белом. Он, кажется, забыл, что в 2014 г. с благодарностью принимал орден Почёта от РФ - за большой вклад в развитие международного олимпийского и паралимпийского движения и заслуги в подготовке российских спортсменов. В 2018 г. он внёс большой вклад в то, что многие из этих спортсменов пропусят главное событие четырёхлетия. 

Взять хотя бы последнюю ситуацию со Спортивным арбитражным судом (CAS), который был создан по инициативе самого МОК. На прошлой неделе там вынесли вердикт по делам российских атлетов, обвинённых в манипуляциях с допинг-пробами на Играх в Сочи. Именно из-за этих манипуляций, имевших место быть, по мнению МОК и ВАДА, команда России лишилась флага в 2018 г. Суд оправдал 28 спортсменов и разрешил им принимать участие в Играх. Но никому из них - ни скелетонисту Третьякову, ни лыжнику Белову, ни саночнице Ивановой - в Корее появиться не суждено. МОК против. «Решение стало для МОК неожиданным и разочаровывающим, - говорит Бах. - Оно показывает необходимость в реформах CAS, в том числе и в руководстве органа». Любопытно, что мысль о том, что суд нуждается в реформах, не приходила в голову Баху, пока вердикты CAS отвечали интересам МОК. 

   
   

А вот член МОК, бывший глава ВАДА Ричард Паунд, и вовсе удивился выбору коллегии CAS. Выяснилось, что одним из судей был австриец, который вроде как поддержал присоединение Крыма к России. Как же можно таким людям судейство доверять?!

А вот у нашей лыжницы Шаповаловой своё удивление: «Представители МОК должны были порадоваться, что спортсмены оказались чистыми, и поддер­жать это. А оказалось, они недовольны тем, что ничего запрещённого атлеты не принимали». 

«В первый раз я участвовал в Играх в 1968-м, - говорит тренер по фигурному катанию Алексей Мишин. - И все эти годы с Олимпиадами было связано что-то светлое, яркое. Но то, что функционеры от спорта теперь делают с нашей командой, производит мерзкое впечатление. И общество тоже раскололось: некоторые лежат на диване и говорят: «На нас льют грязь, а мы всё равно едем. Это неправильно, надо объявить бойкот». Но даже тогда, когда с нами поступают так оскорбительно, необходимо ехать и показывать всё, на что мы способны. Выигрывать всему вопреки». 

169 человек, лишённых флага, гимна и многих лидеров. Это для МОК они «олимпийские атлеты из России», а для нас они наши. И если наши заставят страну однажды утром проснуться в хорошем настроении, потому что выиграли в хоккейном финале или прыгнули туда, куда раньше не допрыгивали, то всё остальное пока гори олимпий­ским огнём. 

Пробы с политическим душком

В Альбервиль-1992 наша к­оманда тоже отправилась не под национальным, а под олимпийским флагом и гимном. Тогда в ответе за это была политика - СССР перестал существовать за 42 дня до начала Олимпиады. Допинг-пробы, которые лишили нас госсимволов на Играх-2018, тоже с политическим душком.

- Против России и российского спорта была развёрнута беспрецедентная атака, - считает директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ Максим Григорьев. - Тот факт, что ВАДА и МОК «без суда и следствия» штампуют решения о дисквалификации и отстранении наших атлетов от Олимпийских игр, наводит на мысль, что это был чисто политический заказ. Запад (и прежде всего США) не просто убирает конкурентов, давая таким образом возможность своим спортсменам завоевать медали в ряде дисциплин, здесь идёт работа над созданием негативного международного имиджа России. И эта история с голословными обвинениями в допинге логично увязывается с другой абсолютно бездоказательной кампанией - с обвинениями во вмешательстве в американские выборы якобы русских хакеров.

Фото: АиФ

В результате нанесён большой удар по олимпийскому движению в целом, одна из базовых ценно­стей которого - дер­жаться в стороне от политики. Однако давление со стороны Америки, по-видимому, было столь мощным, что международная спортивная верхушка не устояла. Думаю, сыграло свою роль и то обстоятельство, что американские компании тратят огромные средства на рекламу в ходе Игр, поэтому спортивная бюрократия сильно зависит от них. 

Но, наказав Россию и её спортсменов, поправ все правила и нормы, инициаторы этой кампании создали опасный прецедент. Теперь никто не будет застрахован от подобной атаки - когда в следующий раз США захотят наказать какую-нибудь страну, которая не следует проамериканскому курсу.

«За своих надо драться!»

Медали Сочи нам вернули. Но как вернуть честные имена тем людям, которых уже несколько лет возят в допинг-грязи?

- Я продолжаю настаивать, что наши чиновники вели себя пассивно в ситуации, когда спортсменам требовалась защита, - говорит специалист по международному спортивному праву, управляющий партнёр компании Lawitt Hamilton Ангелина Фитоз. - Отправляться в суд надо было ещё тогда, когда опубликовали первый доклад Макларена (в июле 2016 г. глава независимой комиссии ВАДА на основании показаний экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Г. Родченкова заявил о существовании в России допинг-системы. - Ред.). Именно этот доклад, не имеющий под собой юридической доказательной базы, лёг в основу огромного скандала. 

Мне очень обидно за наших спортсменов, которые оказались фактически один на один с международным спортивным беспределом. Уже давно стало ясно, что надо выстраивать систему, которая будет всегда защищать людей, в т. ч. и юридически. Надо драться за национальные интересы, за наших спортсменов! Надо разбираться с отстранением Олимпийского комитета России (ОКР). Мы сейчас сидим молча, ждём, куда кривая вывезет. Кто-нибудь слышал фамилию человека, который сейчас отстаивает интересы ОКР в МОК? Как бы нас там ни ущемляли, сдаваться нельзя. Это как в ООН - ситуации бывают разные, но нашего представителя, который не молчит, а борется, знают все. 

И ещё я выступаю за создание международной допинговой комиссии. Это должна быть объективно независимая структура. ВАДА себя дискредитировало, потому что если там настаивают на бесконтрольной ситуации с допингом в России, то это и их упущение в том числе. Пусть тоже отвечают, а не играют в политические игры. 

Сейчас МОК не допустил к Играм спортсменов, которых оправдал суд в Лозанне. Массу людей отстранили просто без объяснения причин. При принятии последних решений было допущено колоссальное количество процессуальных нарушений, и мы должны забрасывать их письмами, судиться. Можно и нужно подавать в суд за причинённый моральный ущерб. Ведь это ещё и удар по репутации страны, по репутации конкретных людей.

Мнение болельщика

Журналист, телеведущий Владимир Познер:

- МОК не скрывает своего недовольства решением суда. Ведь решение CAS бросает тень на МОК. То есть вся эта история с пробирками может продолжиться, и финала её никто предсказать не в состоянии. Но на сегодняшний день мы имеем хотя бы подтверждение того, что справедливость существует. 

Что касается самой Олимпиады, то болельщики ценят её во многом за то, что там представлены сильнейшие спортсмены разных стран. И в этом плане нынешние Игры ещё до их начала понесли урон из-за ситуации с недопуском российских атлетов. Особенно неприятно, что для подобных решений не было ничего, кроме бездоказательных списков и показаний Родченкова. Неучастие наших сильных атлетов в ряде видов спорта, разумеется, снижает уровень самих Игр. Получается, что с российской стороны соревноваться будут не первые номера, а те, кому позволили, разрешили это сделать, что вызывает огромное сожаление.

Но одно можно сказать точно: учитывая все обстоятельства, любая медаль наших спортсменов в Пхёнчхане будет ценнее, чем когда бы то ни было.  

Опять проСОЧИлись на первое место 

На Олимпиаде-2014 Россия завоевала 33 медали. В конце д­екабря 2017 г. комиссия МОК под руководством Д­ениса Освальда, изучив сочинские пробы, отобрала 13 из них.

В итоге наша команда скатилась с первой на третью строчку обще­командного зачёта Игр. С 20 медалями (10 золотых, 3 серебряные, 7 бронзовых) мы пропускали вперёд Норвегию и Канаду. Последнее решение CAS вернуло России 9 медалей (в лыжах, коньках, санях и скелетоне) и первую строчку зачёта.  

Суд не нашёл доказательств вины 28 российских спортсменов и оправдал большин­ство наших чемпионов и призёров, вернув им награды и возможность участия в Олимпийских играх. Под вопросом ещё 2 «­серебра» в биатлоне - дела Вилухиной, Зайцевой и Романовой будут рассмотрены позже. А вот 2 «золота» в бобслее мы потеряли. И Воевода, и Зубков попали в число 11 спортсменов, которых суд по­считал виновными в нарушении антидопинговых правил, аннулировав их достижения на Олимпиаде. Однако при этом CAS отменил их пожизненное отстранение от Игр, которое наложил МОК, заменив его запретом на выступление только в Пхёнчхане-2018.

Общекомандный зачёт Сочи-2014

Было

«Золото»

«Серебро»

«Бронза»

Всего

1. РОССИЯ

13

11

9

33

2. Норвегия

11

5

10

26

3. Канада

10

10

5

25

4. США

9

7

12

28

5. Голландия

8

7

9

24

 Стало

«Золото»

«Серебро»

«Бронза»

Всего

1. РОССИЯ

11

9

9

29

2. Норвегия

11

6

10

27

3. Канада

10

10

5

25

4. США

9

9

12

29

5. Голландия

8

7

9

24

А что будет с детским спортом?

Во всей этой истории есть один аспект, о котором мало кто говорит: а что будет с нашим детско-юношеским спортом? Сколько родителей, насмотревшись на все эти скандалы, передумают отдавать ребёнка в секцию? Сколько пацанов отбросят в сторону палки-лыжи и пойдут трудиться в офис менеджерами? 

- Что бы там чиновники ни рассказывали, но детско-юношеский спорт держится у нас на энтузиастах. Внимание и финансирование нам достаются по остаточному принципу. Оздоровительные сборы - за счёт родителей, инвентарь - сказать, что слабо поставляют, значит, не сказать ничего. Пока, слава богу, этот энтузиазм есть. Но надолго ли его хватит? - говорит первый тренер биатлонистов Антона Шипулина и Анастасии Кузьминой Надежда Коврижных. - Вот есть у мальчишки кумир. Он думает: буду много тренироваться и стану таким же, как Шипулин или Ан, доберусь до высот. А выясняется, что там, на высоте, дурдом. Олимпиада - это же мечта каждого спортсмена. Во что её превратили?! Какое-то бесконечное издевательство над нашими. И никто за это унижение не отвечает! Если спросят у меня: «Почему Шипулина нет на Олимпиаде?» - что отвечать? Что это политика? Но уж если я не понимаю, что политика делает в спорте, дети и подавно не поймут!