Национальные герои. Медалисты Олимпиады о пути к победе

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Русская ракета

«Я поверил в победу, только когда пересёк финишную прямую в четвёртом заезде, - признаётся Александр Третьяков. - Даже небольшая ошибка в скелетоне может «помочь» вылететь из числа призёров».

   
   

28-летнему сибиряку бороться за победу помогал Вилли Шнайдер, главный тренер нашей сборной по скелетону. Сейчас немец расплывается в довольной улыбке: в женском лагере тоже успех: скелетони­стка Елена Никитина завоевала «бронзу»! Незадолго до Олимпиады «АиФ» встречался со скелетонистом (см. «АиФ» № 5). Он тогда нахваливал Шнайдера: «С его приходом многое изменилось в лучшую сторону. У нас же в России скелетонов никто не делает. Приходилось там чего-то купить, ещё где-то чего-то урвать. Теперь всё просто: Шнайдер является производителем и скелетонов, и коньков к ним, и у нас всё нормализовалось».

- Саша, но тренеру-соотечест­веннику можно было в случае чего ответить крепким словцом. А немцу ведь не получится...

- Можно и ответить, не сдерживаться - переводчик-то всё равно не станет переводить, - смеётся Александр. - А если серьёзно, то со взаимопониманием у нас порядок. Когда люди хотят работать над результатом, они находят общий язык.

- В вашем виде спорта многое зависит от техники? Вот в «Формуле-1» считается, что 50% успеха - мастерство пилота, 50% - машина. А у вас эти пропорции как выглядят?

- В процентах? Это сложно даже примерно подсчитать. Тем более что у нас надо делить не на два, а на три: кроме пилотирования и техники, от которой, понятно, зависит многое, у нас есть и третий компонент - старт. Который может выручить.

- А если дать тебе сани из магазина, каким ты будешь на финише?

   
   

- Последним. На самоделке далеко, а главное, быстро не уедешь.

«Русской ракетой» уже окрестили Третьякова фанаты и журналисты. «Это очень льстит. Думаю, этот титул мне не просто так дали! У меня действительно один из лучших разгонов в мире». Чемпион повезёт олимпийское «золото» в родной Красноярск, где его ждут жена, дочка и… диссертация. По скелетону! Ведь он аспирант Сибирского технологического университета.

Скелетонист Александр Третьяков. Фото: РИА Новости

В честь Цоя

«Как мне аплодировали болельщики! Это что-то невероятное! Я рад, что смог осчастливить всех этих людей. Ведь я приехал в Россию именно для этого», - скажет россиянин Виктор Ан, который ещё до декабря 2011-го был корейцем Ан Хен Суном. Скажет по-русски с невоспроизводимым акцентом. Просто в его родном корейском языке нет буквы «р».

Виктор Ан и Владимир Григорьев - «золото» и «серебро». Впервые на олимпийский пьедестал в шорт-треке поднялись два россиянина. Точнее, натурализованных россиянина. Григорьев приехал из Украины, потому что там со свободным для тренировок льдом напряжёнка была даже в Киеве. Ан - из Сеула, потому что там на нём поставили крест.

В Корее так много людей, твёрдо стоящих на коньках, что, когда в 2008 г. Ан (трёхкратный чемпион Игр-2006!) получил серьёзную травму колена, его просто вывели за штат сборной - как бы не стало человека. Его отец написал письмо в Союз конькобежцев России (СКР). В СКР в преддверии Сочи не растерялись...

«В России мне предложили идеальные условия для тренировок. Переезд сюда - лучшее решение из тех, что я мог в тот момент принять. После первой медали в Сочи (бронзовой. - Ред.) я чуть не разрыдался. А теперь это «золото». Я ждал этой минуты 8 лет!» - пытается объяснить Виктор, почему в его глазах слёзы.

Конькобежец Виктор Ан. Фото: АиФ / Алексей Витвицкий

После тренировки он садится за учебник русского, слова гимна новой страны (легионерам от российского футбола - на заметку!) и песен Цоя уже выучил (он ведь Виктором стал в честь солиста «Кино» - корейца № 1). Если жалуется, то иногда на холод, встречается только с одной девушкой (летом намечается свадьба с кореянкой Нари, которую он уже перевёз в Россию).

«Трёхкратный олимпий­ский чемпион, а живёт, как все, на базе в Новогорске. Готов всегда что-то подсказать по технике, а может и совета спросить», - говорит об Ане Григорьев.

Журналисты азиатского информ­агентства «Ренхап» рассказали нам, что согласно опросу 61% корейцев поняли и приняли решение Ана выступать за Россию. Они говорят: «Он классный парень, поэтому его люди и любят. А сам он больше всего в жизни любит шорт-трек». Этому самому агентству Виктор после своего «золотого» забега взахлёб расхваливал своих замечательных партнёров по команде.

Впрочем, в этой дружелюбной атмосфере неожиданно прозвучали слова корейца Джимми Джена, недолго тренировавшего нашу сборную (его принцип работы «кто выживет - тот и чемпион» не прижился в команде). Мол, Виктор, перед тем как к России обратиться, предлагал себя американцам... «Я читал многие статьи о себе. Мне дейст­вительно есть что сказать в ответ. Но я хочу сделать это по окончании Олимпиады», - пообещал Ан.

В любом случае другого варианта, как быть русским до конца, у Ана нет (от корейского гражданства ему пришлось отказаться). И если он не сойдёт со своего конька до южнокорейской Олимпиады (а Виктору тогда будет 32 года) - это будет самый интересный сюжет Игр-2018. А потом?

«Я планирую лучше выучить русский язык, чтобы после завершения карьеры передать свой опыт молодым российским спортсменам. Это нормально для корейцев. В Корее почти каждый отличный спортсмен становится великим учителем».

Двойка - это прекрасно

26 лет - ровно столько потребовалось для того, чтобы наши бобслеисты стали первыми на олимпийской трассе. В Калгари-88 это сделали латыш Янис Кипурс и Владимир Козлов на машине, собранной рижским заводом ВЭФ (завод занимался производством телефонов). В Сочи-2014 успех повторили Александр Зубков и Алексей Воевода. Над их бобом трудился австрийский механик.

А ведь «золотого» дуэта Зубков - Воевода вполне могло бы не быть на этой Олимпиаде. Оба после «бронзы» Ванкувера-2010 заявили о завершении карьеры. Потом оба вернулись и… вдрызг разругались. «Да, наверное, у меня непростой характер, - рассказывал Алексей «АиФ». - Я достаточно упёртый. А тот наш конфликт обсуждать совершенно не хочу. Что было, то было - и уже прошло. Сели, поговорили по-мужски, пожали друг другу руки и приступили к работе».

Воевода в Краснодарском крае нарасхват. Сам он местный, сочинец.

За свои 33 года он кем только не работал. «И барменом, и грузчиком, и инкассатором, и экспедитором. А также системщиком, наладчиком, сборщиком компьютеров, программистом. Время было ещё то». И спортсмен из Воеводы уникальный. Хотя бы потому, что звание заслуженного мастера спорта России получал дважды: сначала - за победы на чемпионатах мира по армрест­лингу, а потом - и за успехи в бобслее. В этот вид спорта он попал случайно: познакомился с тогдашним президентом федерации Валерием Лейченко, поговорили, тот предложил: «А давай-ка у нас попробуем».

Бобслеист Алексей Воевода на церемонии открытия Музея спортивной славы. Фото: РИА Новости / Игорь Чернов

- Представлял ли я во время того разговора олимпийские медали? Да о чём вы? - удивляется нашему вопросу Алексей. - О наградах ни тогда, ни в первые мои бобслейные годы и близко не думалось. Мы тогда боролись за «пятнашку», а попасть в «десятку» было за счастье. Мы гордились уже тем, что выступаем на мировом уровне. Гордились тем, что показываем хорошие старты. Правда, финишировать в призёрах не получалось. Техника у нас была тогда, как бы лучше сказать, позапрошлого века. Это уже потом, когда у нас появились более-менее приличные бобы, мы стали обрастать медалями как снежный ком.

Он просто светится от счастья. Огромный мужчина, а радуется, как ребёнок. От того, что всё сложилось, как сложилось: «Да, честно, успешное выступление на Играх станет неплохим бонусом для будущих дел. Но не это, поверьте, было главной мотивацией. В Сочи мне не нужна никакая дополнительная мотивация. Это же родной дом! Домашняя Олимпиада!»

Медальный зачёт

Следить за медальным зачётом Олимпийских игр в Сочи вы можете здесь >>

Расписание Олимпийских игр 2014 в Сочи

Точные дата и время начала всех официальных церемоний и соревнований зимней Олимпиады. Подробнее >>