Организаторы Олимпиады Сочи-2014 со своеобразным юмором отнеслись к церемонии закрытия самых необычных игр в истории планеты. Если зимняя Олимпиада при температуре +25 градусов выше нуля у морского побережья кому-то могла показаться сюрреализмом, то церемония её закрытия стала полным отрывом от реальности.


«Россия в отражениях» — так называлась постановка, показанная на закрытии Сочи-2014. А ведь отражения могут появляться не только в обычном зеркале, к которому мы привыкли. На глади Байкала, подёрнутой ветерком или в кривом зеркале, отражения могут принять очень причудливые формы.


C трибуны всё это действо смотрелось не так красиво, как по экрану телевизора. Перемещения актёров казались сумбуром, хотя на экране было видно, что они изображают сложные фигуры с филигранной точностью. Но то, как организаторы обыграли ошибку церемонии открытия, поняли все — и это действительно впечатлило. Из актёров в зеркальных костюмах сложился узор из пяти колец, таких, какими на открытии их увидел весь мир — четыре раскрывшихся и одно нераскрывшееся. Разница между двумя церемониями была лишь в том, что в этот раз кольцо, символизирующее американский континент, после долгих попыток, всё же раскрылось, вызвав бурю оваций.
Под них и вышли на сцену спортсмены. В отличие от первого дня Олимпиады, когда «Фишт» увидел сосредоточенные взгляды не позволявших себе лишнего атлетов, 23 февраля на арену они выбегали, дурачились, фотографировали друг друга. Мы увидели свободных людей, которым завтра не выходить на старт и хоть один день в году можно повеселиться.
Дальше, после длительных официальных церемоний награждения, введения в МОК новых членов и так далее, чтобы сразу снять все защитные механизмы, не позволявшие воображению пуститься в свободное плавание, сценаристы решили начать с оживших произведений выдающихся и противоречивых российских художников, в число которых попали Казимир Малевич, Василий Кандинский, Александр Дейнека и Марк Шагал. Проплывающие пред глазами стадиона образы, появляющиеся почти из воздуха в немыслимой последовательности и сумасшедших формах сопровождались музыкой в исполнении Юрия Башмета. Понять, что же происходит, без дополнительных пояснений было сложно, но смотрелось масштабно.
Начав с изобразительного искусства, организаторы продолжили прыгать по всем формам прекрасного. Праздник для глаза сменился наркотиком для обладателей абсолютного слуха — классические русские фортепьянные мелодии исполнялись лучшими мастерами рояля. А место 62-х огромных оживших инструментов, устроивших Броуновское движение на огромной сцене заняли два, как бы отражающих друг друга помоста театров, Большого и Мариинского, лучшие солисты которых знакомят зрителей с историей театрального искусства России.
Дальше литература — один из наименее зрелищных моментов церемонии, но и самый краткосрочный. Организаторы развернули огромные полотнища, на которые проецировались портреты великих российских поэтов и писателей. Параллельно звучали строчки из их произведений. Письменная классика сменилась взрывом эмоций, ведь сцена стадиона «Фишт» превратилась в самую большую в мире арену цирка: клоуны, жонглёры, акробаты, гимнасты — более 400 циркачей создали настоящий праздник.
К сожалению, мир, в котором хотелось бы остаться навсегда, в скором времени сменился более официальной частью церемонии — передачей Олимпийского флага представителям следующей столицы зимних Олимпийских игр — корейского Пхенчхана. Сопровождалось это печальное для нас действие красивой, по-азиатски спокойной презентацией хозяев следующей Олимпиады — с деревьями из света, божественными голосами двух исполнительниц и, конечно, музыкантом, исполнявшим традиционную композицию на корейском народном 12-струнном инструменте, каждая из струн которого символизирует каждый из месяцев в году.
Вскоре олимпийские талисманы — мишка, леопард и зайка — исполнили свой последний танец, увидев, что олимпийское пламя сковали глыбы льда и пришло время прощаться. Под дождь из миллиардов лепестков мимозы, в сопровождении детей, они отправятся в вечность. Ушли навсегда, но останутся с нами, в наших сердцах. Они вместе с нами видели триумф сборной России, радовались победам и утешали нас в моменты поражений. Они олицетворяли эти Олимпийские игры, первую Олимпиаду в России — и самую успешную для нашей страны. Да, не было тех эмоций Москвы-80, когда все провожали в путь Олимпийского мишку, но по этим ребятам мы будем скучать ничуть не меньше.
И, конечно, самый яркий момент — салют, которого, к сожалению, внутри стадиона видно не было. Как каждая яркая вспышка, как каждый световой день сменяется тьмой и ночью, на Олимпийском стадионе «Фишт» наступил поздний вечер. Вся страна отключилась от Сочи, где тысячи людей продолжили провожать Олимпиаду, возможно, самой сумасшедшей вечеринкой в истории страны под музыку DJ Kto, в своё время стоявшего у истоков нашей электронной музыки.
Красочным завершением Олимпиады стал невероятный салют. Фото: РИА Новости