Сколько стоила подготовка к Олимпиаде в Сочи?
По официальным данным, расходы на строительство спортивных сооружений и объектов, обеспечивающих их функционирование, составляют 214 млрд руб. Инфраструктурные расходы составили львиную долю «олимпийских» затрат. Реконструкция аэропорта «Адлер» — $690 млн, строительство новой теплоэлектростанции мощностью 360 МВт — $820 млн.
Сочинская Олимпиада войдёт в историю олимпийского движения как самая дорогая. Летняя Олимпиада в Пекине в 2008 году оказалась дешевле сочинской и обошлась китайцам, по официальным данным, всего в 43 млрд долларов.
Фонд борьбы с коррупцией в России оспаривает официальные данные затрат на Олимпиаду, считая, что Игры в Сочи обошлись гражданам России значительно дороже — почти в 1,5 трлн рублей. Борцы с коррупцией утверждают, что напрямую бюджетных денег было выделено 822 млрд рублей, и все эти деньги зафиксированы в законах об исполнении бюджета с 1998 по 2012 год. Частных денег — не больше 4 %.
Источники затрат на Олимпийские игры смотрите в инфографике «АиФ» >>
АиФ.ru собрал информацию по стоимости строительства лишь некоторых основных объектов.
Стадион «Фишт»
Строительство главного олимпийского стадиона «Фишт», где пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, обошлось в 23,5 млрд. рублей, хотя изначальная стоимость была 7,5 млрд рублей. Строительством занималась компания «Ингеоком». В августе было заведено уголовное дело по факту завышения стоимости, но в суд оно не передано до сих пор.
Ледовый дворец «Шайба»
«Шайба» — редкий олимпийский объект, строившийся частным инвестором исключительно за свой счёт. Возможно, поэтому его арена обошлась куда дешевле «Большого». По разным оценкам, миллиардер Искандер Махмудов и его Уральская горно-металлургическая компания потратили на возведение стадиона около $100 млн. Подрядчиком проекта выступил НПО «Мостовик». Одно зрительское место по завершении работ обошлось в 825 тыс. рублей.
Ледовый дворец «Большой»
Строительство Ледового дворца обошлось в 8,9 млрд руб., хотя заявленная стоимость составляла 6 млрд. Проект выполнен российскими специалистами из НПО «Мостовик». Расходы в расчёте на одно зрительское место сопоставимы с ценой новой Toyota Corolla.
Дворец зимнего спорта «Айсберг»
Дворец зимнего спорта «Айсберг» на 12 тысяч зрителей был спроектирован специалистами «Моспроекта-4» . Он стоил в два раза дороже построенного в 2005 году туринского Паласпорт Олимпико — одного из самых современных спортивных сооружений мира. На «Айсберг» потратили 8,9 млрд рублей, на Паласпорт — 89 миллионов евро.
«Ледяной куб»
Стоимость проекта составила $30 млн, после Олимпиады на базе комплекса создадут Федеральный центр развития кёрлинга. Арену строил малоизвестный подрядчик — ИСК «Славобласть».
Центр «Адлер-Арена»
Конькобежный центр «Адлер-Арена» представляет собой овальный стадион на 8 тыс. зрителей. Спроектированная российскими специалистами арена обошлась в $217 млн.
Олимпийский комплекс «Русские горки»
Строительством трамплинов «Русские горки» занималось ОАО «Красная Поляна». Возглавлял её брат вице-президента ОКР Ахмеда Билалова Магомед. Сдача трамплинов затянулась на два года. После выявления фактов, что строительство трамплинов подорожало с 1,2 млрд рублей до 8 млрд рублей, президент Путин публично признал, что с качеством и сроками стройки есть проблемы. Генпрокуратура возбудила против Ахмеда Билалова уголовное дело за «превышение полномочий», а Магомеду Билалову предъявили обвинение заочно. Братья сбежали за границу. Сейчас 92 % акций «Красной Поляны» контролируются «Сбербанком», однако генподрядчик строительства — компания «Транскомстрой» — всё ещё имеет четверть акций, принадлежащих Магомеду Билалову.
Олимпийская деревня
Олимпийская деревня — комплекс жилых домов на 1364 апартаментов, в которых могут разместиться 3 тыс. человек. Жилой микрорайон обошёлся в $735 млн. За счёт продажи этих апартаментов в частную собственность их владелец Олег Дерипаска надеется компенсировать свои инвестиции.
Самый дорогой объект — дорога Адлер – Красная Поляна
Самым дорогим объектом сочинской Олимпиады, общие затраты на которую превышают мировой рекорд и составляют более 50 млрд долларов, является не центральный стадион и не трамплины. Огромные средства были потрачены на строительство 131 км дороги Адлер – Красная Поляна и четырёх новых вокзалов. Смета на строительство всего проекта составила 285,44 млрд рублей, в том числе: 264,18 млрд рублей на горный участок дороги и 21,26 млрд рублей — на прибрежный. Из них 241,07 млрд рублей — средства федерального бюджета, перечисляемые в уставный капитал ОАО «РЖД», а 44,37 млрд рублей — собственные средства ОАО «РЖД».
Согласно требованиям МОК к олимпийским объектам, в Красной Поляне наряду с действующей трассой должен был быть построен дублёр. Организаторы Игр решили построить совмещённую автомобильную и железную дорогу. При проектировании было решено проложить эту дорогу вдоль левого берега горной реки Мзымта. Прокладка этой дороги оказалась очень сложным в инженерном отношении проектом, который представляет совокупность тоннелей и мостов, построенных вдоль реки. Строительство объекта было поручено ОАО «РЖД», генеральными подрядчиками стали группа компаний «СК Мост» и УК «Трансюжстрой». Подготовительные работы обошлись в 2 млрд долларов. Такую сумму потратили на всю зимнюю Олимпиаду американцы в 2002 году в Солт-Лейк-Сити.
Стоимость другой трассы — 17-километровой дороги-дублёра Курортного проспекта в Сочи — составила 83,2 млрд рублей.