Мы уверены, что даже сотни лет назад, когда ещё не было ни ёлки, ни Нового года, начинающегося 1 января, Дед Мороз точно так же дарил детишкам подарки на какой-то языческий славянский праздник. И Снегурочка все эти века была его верной спутницей. Но так ли это?
На самом деле эти герои «родились» в страшном 1937 г. - тогда Дед Мороз вместе со Снегурочкой впервые появились на главной ёлке страны в Доме союзов. После этого добрый фольклорный дед с внучкой стали обязательными персонажами на всех новогодних советских праздниках. Что было раньше? По сути, никакого Деда Мороза в нашей истории не было. А все бородатые деды, хоть сколько-нибудь на него похожие и связанные с зимним морозцем, были персонажами недобрыми и даже немного инфернальными - связанными с преисподней и злыми силами.
Дед-Яга?
Самый известный из них - сказочный Морозко. На некоторых иллюстрациях и в кино он выглядит как настоящий Дед Мороз. Но этот товарищ страшен: он готов заморозить насмерть любого ребёнка, хоть чуть-чуть несогласного с ним. Одаривает он только падчерицу - и только за то, что она ему беспрекословно служит, как рабыня. Да и дары его совсем непохожи на новогодние подарки. Важнее другое: по своим действиям и поведению на Морозко похожи ещё Баба-яга, леший и злой медведь. Это сходство подчёркивал самый известный в мире специалист по сказкам Владимир Пропп. Он говорил, что эти персонажи, по сути, являются героями одной и той же сказки, в которой падчерица проходит испытания успешно, а родная дочь мачехи - нет, и за это её умерщвляют. Поскольку эти персонажи играют одну и ту же роль, сущность их одинакова, как одинакова и их связь со злом, смертью и миром мёртвых. Представляете, какая жуткая генеалогия выстраивается у нашего доброго Деда Мороза?
Но это не всё. С миром мёртвых связаны ещё одни фольклорные бородатые деды, навещавшие близких накануне Рождества и Нового года - в сочельник. Это духи умерших предков - их изображали ряженные под бородатых стариков, и от них нужно было откупаться, чтобы они не остались с живыми. Ничего доброго в них тоже не было. Не излучал доброту и Мороз Красный Нос из одноимённой поэмы Н. А. Некрасова. По характеру он похож на Морозко, а судя по иллюстрациям - вылитый современный Дед Мороз. Благодаря такому сходству он во многом и стал связующей нитью между страшными фольклорными дедами и добрым новогодним дедушкой с бородой из ваты.
Никого другого, похожего на Деда Мороза, в нашей истории не было. Как, впрочем, и Снегурочки. Вместо весёлой и шутливой внучки в сказках есть лишённая эмоций Снегурочка (Снегурушка), которую подружки оставляют одну в лесу. Была ещё Снежевиночка - печальная девушка, рождённая из комочка снега и невинно убиенная подружками из зависти. Появившаяся потом в пьесе А. Н. Островского Снегурочка тоже лишена задора и только внешне похожа на свою новогоднюю тёзку.
Демон или святой?
Наши главные новогодние персонажи имеют традиционно русскую внешнюю форму, напрочь лишённую исторического содержания. Более того, они противоположны тем фольклорным персонажам, на которых так похожи. Почему? Светлана Адоньева, этнограф, антрополог, доктор филологических наук, считает, что Дед Мороз и Снегурочка сыграли большую роль в борьбе с христианством в СССР. Эти «демоны советского новолетия», как она их называет, заняли место старых святынь, и во многом благодаря им мы до сих пор дружно празднуем Новый год, а не Рождество, как весь христианский мир.
Наверное, это правильно, но религиозные праздники были запрещены и ушли в подполье задолго до появления всенародного Нового года. Мы уже забыли, что в Советском Союзе его не праздновали до 1935 г. Всё началось 28 декабря, то есть всего за три дня до праздника, со статьи «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» в газете «Правда». Её подписал член ЦК ВКП(б), кандидат в члены Политбюро и 2-й секретарь ЦК КП(б) Украины Павел Постышев. Оказывается, ёлка была запрещена как буржуазный пережиток. «Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец, - писал П. Постышев. - Устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» И, похоже, за 3 дня страна успела всё организовать. Но Деда Мороза и Снегурочки на ней ещё не было - они появились 2 года спустя, сделав праздник более волшебным.
Почему вспомнили именно о них? Ведь такой всенародной традиции у нас не было. В царской России ёлка стала непременным атрибутом рождественских праздников только в середине XIX века, и никакого непременного персонажа на рождественских представлениях не было.
Похоже, подсказка пришла из-за океана. Эти годы были расцветом... Санта-Клауса. В 1931 г. он получил новое обличье - художник Х. Сандблом сделал его лицом рекламной кампании знаменитой газировки. И вместе с глобальным бизнесом старичок с белой бородой в красной куртке и шапке быстро завоевал весь мир. Его успех - другим наука. Наверняка с этим образом Санта-Клауса познакомились и советские лидеры - контакты с США тогда были очень активными. И, возможно, в их головы пришла идея: «Вот бы и нам такого!» Сделали - только с нашей славянской спецификой да ещё с внучкой. Получилось здорово, и народ принял этих героев.