Приход Нового года в России тесно связан с фигурой главного новогоднего волшебника Деда Мороза. В постсоветский период ему пришлось выдержать острую конкуренцию с западным коллегой Санта-Клаусом. Россиянин оказался стойким — Деда Мороза Санте потеснить не удалось. Помимо Санта-Клауса, за рубежом существует большое количество собственных праздничных волшебников — например, финский Йоулупукки или французский Пер Ноэль.
Куда меньше известно о, так сказать, «друзьях и соратниках» Деда Мороза в России. В нашей многонациональной стране, помимо «федерального» волшебника, существует масса его коллег на региональном уровне.
Национальные аналоги Деда Мороза с волшебником из Великого Устюга не конфликтуют, живут дружно и вместе с ним приносят много радости взрослым и детям.
Так кто же ещё, кроме привычного Деда Мороза, приходит в Российской Федерации в Новый год к детям с подарками?
Кыш Бабай
Если бы составлялся рейтинг влиятельности новогодних волшебников Российской Федерации, то второе место в нём, скорее всего, занял бы Кыш Бабай — персонаж, чрезвычайно популярный в Башкирии и Татарстане.
Согласно древним тюркским легендам, в самую длинную ночь года, то есть в конце декабря, наступал праздник обновления жизни. Считалось, что в эту ночь родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами. Зимой управлял Кыш тенгресе — Зимнее божество. В народе его называли Кыш Бабай.
Зимний бог отвечал за весёлое празднование Нового года, которое происходило в самую длинную ночь в году — Кара Тон, 22 декабря.
В современных условиях Кыш Бабай совмещает древние праздники и современный Новый год.
Несмотря на забавно звучащее в русском языке имя, Кыш Бабай — чрезвычайно серьёзный мужчина, внешне очень похожий на «классического» Деда Мороза. Это неудивительно, поскольку, согласно современной версии, Кыш Бабай и Дед Мороз являются братьями.
В 2008 году Кыш Бабай обзавёлся официальной резиденцией, которая расположена в 60 километрах от Казани, в селе Яна Кырлай. Это место выбрано не случайно — здесь жил и работал поэт Габдулла Тукай, которого называют «татарским Пушкиным». Он описал в своих произведениях и сказочных существ, которые теперь сопровождают Кыш Бабая.
Резиденция Кыш Бабая с каждым годом становится всё более популярной, хотя не обходится и без казусов. Зачастую дети, приезжающие в гости, ожидают увидеть волшебника, внешне кардинально отличающегося от Деда Мороза, и принимают за Кыш Бабая то Шайтана, то Шурале.
Ямал Ири
Резиденция ямальского коллеги Деда Мороза Ямал Ири расположена в посёлке Горнокнязевск, что в 15 километрах от Салехарда.
Внешне Ямал Ири — это старец, образ которого восходит к мифам народов Севера о первопредке Терлее.
Ямал Ири одевается в национальную северную одежду — малицу и кисы, подпоясан специальным национальным поясом, украшенным изделиями из кости мамонта. Длинные седые волосы собраны сзади в небольшую косичку, усы и бородка клинышком. Ямал Ири имеет специальную волшебную лопатку-посох. Она изготовлена из дерева и украшена национальным орнаментом. Ещё одним атрибутом Ямал Ири является волшебный бубен.
Перемещается на оленьей упряжке, но умеет ездить и на снегоходе.
Несмотря на внешнюю суровость, которая связана с суровым местным климатом, Ямал Ири весьма общителен и доброжелателен, любит путешествовать. В частности, ямальский Дед Мороз посещал в 2014 году зимнюю Олимпиаду в Сочи.
В отличие от Кыш Бабая, прямых родственных связей с главным Дедом Морозом Ямал Ири не имеет, зато является его близким другом.
Чысхаан
Одним из самых холодных мест не только в России, но и на всей планете является якутское село Оймякон, расположенное на левом берегу реки Индигирки. В Оймяконе, где зимой температура падает ниже минус 60 градусов по Цельсию, обосновался якутский коллега Деда Мороза Чысхаан
«Давным-давно могучий и бесстрашный Бык зимы, что насылал на землю лютые морозы, полюбил красавицу Чолбон Куо. Ушла земля из-под ног у них, взялись они за руки и умчались высоко-высоко в бескрайнее небо. Затихла земля от их прекрасной любви, замерла в ночи в тревожном ожидании великого чуда — зарождения новой жизни и наступления нового года. Искры горячей их страсти залетели в каждый дом, зажигая огни любви. Но недолго длилась их любовь: пригрело землю солнце, и отпал один рог, затем второй рог Чысхаана и, наконец, весь он растаял… Лишь студёный ветер, пролетая мимо Чолбон Куо, прошептал ей: "До встречи, любимая, будущей зимой!"». Так гласит якутская легенда, на базе которой и появился образ современного Чысхаана, который был создан якутским модельером Августиной Филипповой.
Нынешний Чысхаан — старец с длинной бородой, в синей шубе, раскрашенной всполохами полярного сияния, с посохом в руках. Выделяется Чысхаан высокой шапкой с длинными рогами — как-никак, Бык зимы.
Собственно говоря, в Якутии уточняют, что Чысхаан — это не просто волшебник, а властелин Холода, который в Оймяконе вручает стужу и мороз в подарок и Деду Морозу, и всем остальным его коллегам.
Соок-Ирей
На родине самого успешного российского министра Сергея Шойгу, в Туве, роль новогоднего волшебника играет Соок-Ирей. Этот образ пришёл в современность из тувинской «Легенды о сотворении мира».
«В самые холодные дни зимы происходит волшебство с духом Улу, он превращается в человека — Соок-Ирея. Тело его, руки, ноги состоят из тош — льда. У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты белым инеем, как все деревья и кусты. Чтобы солнце не растопило и люди не увидели его, он одевается. Его одежда из белого, синего цвета, напоминает лёд, сосульки, торосы. А на шапке его видны солнечные и лунные цвета, и знаки напоминают о его неземном происхождении.
Когда он ходит по кожуунам, холодит всё вокруг — птицы падают на лету, у скотины рога отпадают, реки замерзают, а землю белой шубой покрывает. Даже серый заяц — тоолай становится белым, чтоб одиноко идущий Соок–Ирей не заморозил его.
Соок-Ирей летит в гости к людям по всей Туве в дома и юрты там, где тепло и весело. Когда он радуется со всеми, в юрте и на улице становится теплее. Он может превратиться в холодного старца, молодого парня или красивую девушку среди нас, но он всегда холодный, усталый, грустный. Он не греет людей.
Когда люди начинают говорить: поскорей бы весна наступила, Соок-Ирей теплеет. От тепла человеческих пожеланий он испаряется, и его дух возвращается в недра тайги Танды-Уула», — гласит легенда.
Разумеется, нынешний Соок-Ирей значительно добрее. Он появляется в национальном костюме в сопровождении Тугэни Энекэн — Матушки-Зимы, и приносит детям подарки. Правда, тех, кто вёл себя плохо, Соок-Ирей грозит заморозить, но эта строгость лишь для порядка.
Своей резиденции у Соок-Ирея пока нет. Планируется, что она разместится на территории строящегося в Кызыле туркомплекса «Бай-Булак». Интересно, что, помимо резиденции тувинского Деда Мороза и других культурных объектов, на территории «Бай-Булак» будет размещена и резиденция главы республики.
Паккайне
Карельский коллега Деда Мороза Паккайне не похож на остальных членов российского новогоднего волшебного братства. Собственно, он даже не Мороз, а Морозец, и внешне не умудрённый опытом старец, а весёлый молодой человек.
Легенда о Паккайне родилась в городе Олонец. «В начале зимы торговый обоз возвращался с ярмарки в Олонец. Мороз крепчал, а тут жене одного из купцов приспичило рожать. Родился здоровый крепкий мальчик, который вполне благополучно перенёс путешествие до дома и заплакал только тогда, когда его внесли в избу. В память о необычном рождении родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит "Морозец"...
Паккайне нипочём были самые лютые холода, и он стал заводилой всех зимних игр ребятни…
Очень быстро Паккайне превратился в весёлого парня, завидного жениха. Отец ссудил его деньгами, и Паккайне открыл бойкую торговлю: скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские сладости и разные диковинные товары.
На праздниках Морозец был самым первым весельчаком, и олончане полюбили его.
Ещё ему очень нравилось путешествовать. Паккайне был франтоват, и в каком бы городе ни оказался, первым делом прихорашивался у зеркала. А когда Паккайне уходил, его отражение выбиралось из зеркала и продолжало жить в этом городе. К началу зимы все его отражения отправлялись на родину — в Олонец, где устраивали состязания, пытаясь доказать своё превосходство. Ну а Морозец только улыбался и балагурил, ведь он прекрасно знал, кто тут настоящий Паккайне…», — так гласит история, размещённая на официальном сайте карельского волшебника.
Резиденция Паккайне расположена в туристическом центре «Деревня Александровка» под Петрозаводском. Обитает Паккайне в чуме, где принимает гостей, сидя на троне. Помогают карельскому Морозцу его возлюбленная Снегурочка и лесные тролли.
Паккайне много путешествует и встречается со своими коллегами по новогоднему волшебству, с которыми у него сложились прекрасные отношения.
Перечислить всех зимних волшебников, действующих в России, в одном материале не представляется возможным. Но объединяет их одно — желание принести людям радость, веселье и праздничное настроение.