Бюджет 2014 года предусматривает рост доходов до 13 трлн 570 млрд рублей с одновременным увеличением расходов до 13 трлн 960 млрд рублей. Дефицит бюджета, таким образом, составит 389,6 млрд рублей. Больше всего вырастут расходы на оборону, крупные инфраструктурные проекты и обслуживание государственного аппарата, а расходы на социальную политику, ЖКХ, образование и медицину, наоборот, урежут.
Правительство в очередной раз пытается изменить формулу доходной части бюджета, чтобы снизить долю нефтегазовых доходов в поступлениях. Бюджет на следующий год впервые сформирован на основе программного подхода, т.е. вместо традиционных статей бюджет содержит и расходы на конкретные госпрограммы.
Основные параметры федерального бюджета
Бюджет составлен на основе прогнозируемых инфляции на уровне 5% и ВВП в объеме 73 трлн 315 млрд рублей в 2014 году. Планируется, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом поступления в доходную часть бюджета увеличатся до 13 трлн 570,5 млрд рублей (18,5% ВВП). Объём расходов также вырастет на 4,28% и составит 13 трлн 960,1 млрд рублей.
Дефицит федерального бюджета составит 389,6 млрд рублей, источниками его финансирования станут государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.
Половину поступлений обеспечат нефтегазовые доходы
Федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов ориентирован на на снижение зависимости бюджета РФ от изменения мировых цен на энергоресурсы. Предполагается, что в период с 2014 по 2016 годы будут увеличиваться объёмы ненефтегазовых доходов бюджета. На 2014 год поступления в бюджет за счёт нефтегазовых доходов запланированы в сумме 6 трлн 528,1 млрд рублей (8,9% к ВВП), а ненефтегазовых доходов – в сумме 7 трлн 042,4 млрд рублей (9,6% к ВВП). Эти значения сформированы, исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть в 2014 году на уровне 93 доллара за баррель.
Расходы на военных и чиновников растут, на социальные нужды — сокращаются
В законах о Федеральном бюджете расшифровка части так называемых «закрытых» статей скрыта — в первую очередь эти затраты относятся к национальной обороне и безопасности. Например, в открытой части бюджета на 2013 год расходы по разделу «Национальная оборона» указаны на уровне около 1 трлн рублей, а на самом деле они составляют 2 трлн 100 млрд рублей — разница скрыта в «закрытой» части бюджета.
В бюджете 2014 годы размер закрытых статей увеличился по сравнению с 2013 годом на 432 млрд рублей до 2 трлн 326 млрд рублей (здесь и далее сопоставляются данные из первой редакции закона о Федеральном бюджете на 2013 год от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ и недавно утверждённого закона о бюджете на 2014 год N 349-ФЗ).
С учётом закрытых статей можно говорить, что чемпионами по росту расходов в бюджете 2014 года стали крупные инфраструктурные проекты, на которые предполагается потратить на 500 млрд рублей больше, национальная оборона — рост на 270 млрд или около 13%, а также расходы на государственный аппарат по статье «общегосударственные расходы» — на 83 млрд или около 10%.
Одновременно с этим существенно урезаются затраты на статью «Социальная политика», куда входят пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, охрана материнства и детства — больше, чем на 10% или около 400 млрд рублей, на здравоохранение и образование — по каждой статье свыше 6% или на 33 и 38 млрд рублей соответственно.
Кроме того, значительно сократились расходы на ЖКХ — на 43 млрд рублей по сравнению с первоначальным бюджетом на 2013 год.
Одновременно предлагается заморозить тарифы на услуги инфраструктурных отраслей для всех категорий потребителей, кроме населения. Рост тарифов для населения в 2014-2016 годах планируется увеличивать с коэффициентом 0,7 к уровню инфляции за предшествующий год (на 4,2% в 2014 году).
Программный принцип формирования расходов
Впрочем, гордостью авторов бюджета стали не указанные выше цифры, а новый принцип формирования бюджета — программный. Его смысл в том, что наряду с распределением затрат по традиционным статьям бюджета («Национальная оборона», «Социальная политика», «Образование» и т.д.), их ещё и распределяют по конкретным государственным программам и целевым направлениям. Всего таких государственных программ в бюджете 39, и они призваны увязать бюджетные расходы с конкретными результатами и исполнителями — впрочем, по мнению ряда экспертов, как раз реального наполнения федеральных и местных программ сроками и результатами пока нет.