За два года уровень осведомленности предпринимателей о нацпроектах России вырос до 93%. Среди экономических программ самая узнаваемая — «Малое и среднее предпринимательство», о которой знают 81% бизнесменов.
За два года уровень осведомленности предпринимателей о национальных проектах России вырос на 7% (с 86% до 93%). Существенно уровень знания увеличился среди представителей среднего бизнеса (46%).
Об этом свидетельствуют данные исследования Центра аналитики НАФИ. В его подготовке учитывались результаты опроса 500 предпринимателей и руководителей компаний микро-, малого и среднего бизнеса из всех округов. В рамках исследования оценивались осведомленность респондентов о национальных проектах, их заинтересованность в мерах поддержки, а также эффективность государственной поддержки по ключевым направлениям.
Самыми узнаваемыми остаются проекты социального блока «Демография», «Здравоохранение» и «Образование».
Среди экономических самый узнаваемый нацпроект — «Малое и среднее предпринимательство». 81% бизнесменов знают о проекте или что-то слышали о нем. Лидирующие меры поддержки: поддержка самозанятых (49%) и льготные кредиты (39%). 52% предпринимателей отмечают рост поддержки со стороны государства в последние 12 месяцев.
О национальном проекте «Производительность труда» знают 69% респондентов. Из них: 48% назвали наиболее известной мерой поддержки программу переобучения и повышения квалификации персонала; 44% предпринимателей отметили рост внимания со стороны государства к вопросу повышения производительности труда за последний год; 39% хорошо осведомлены о нацпроекте.
О поддержке государством представителей IT-компаний по нацпроекту «Цифровая экономика» знают 62% опрошенных, из них: 46% о льготном кредитовании для IT-компаний; 44% о грантовой поддержки для IT-компаний.
При этом, предприниматели положительно относятся к использованию искусственного интеллекта в бизнесе: 74% полагают, что сервисы на основе ИИ могут сделать деятельность компании более эффективной. Повышения эффективности ожидают в части скорости работы (61%), качества (51%) и экономической эффективности (44%).
Половина опрошенных (50%) знают о нацпроекте «Международная кооперация и экспорт». Лучше всего о нем осведомлены представители среднего бизнеса (69%); 49% отметили повышение качества и конкурентоспособности российской продукции; 40% бизнесменов считают, что государственная поддержка экспорта усилилась.
При этом, 54% представителей малого и среднего бизнеса считают, что технологический бизнес в России находится на среднем уровне развития. 31% предпринимателей положительно оценивают текущее состояние отрасли приборостроения.
Исследование также выявило, что многие представители бизнеса демонстрируют заинтересованность в непосредственном участии в реализации национальных проектов. Среди стимулов участия — меры государственной поддержки, возможности повышения квалификации персонала и улучшение условий для экспорта.
Результаты исследования будут использованы для дальнейшего улучшения взаимодействия между бизнесом и государством.