Довольны ли своей работой преподаватели российских вузов? Вопрос не праздный. Если будущих хирургов учит профессор, который ненавидит то, чем занят, не страшно ли им доверить даже удаление аппендикса?
Счастье в труде
В мае — июне 2024 г. Президентская академия в рамках научно-исследовательской работы «Мониторинг развития высшего образования: оценки и ожидания профессорско-преподавательского состава российских вузов» провела седьмую волну ежегодного опроса. В ходе онлайн-анкетирования были опрошены 21164 респондента. Вопросы касались удовлетворенности профессиональной деятельностью и жизнью вообще. Результаты социологического исследования легли в основу аналитической записки, составленной экспертом Института социального анализа и прогнозирования Президентской академии Евгенией Мальковой. Работа призвана предоставить правительству дополнительную информацию для дальнейшего развития нацпроекта «Образование».
«Удовлетворенность работников трудом, сказано в исследовании, — важный показатель, оказывающий влияние на производительность сотрудников, текучесть кадров, трудовую мобильность. Понимание факторов удовлетворенности преподавателей своей работой может способствовать формированию эффективных инструментов мотивации».
Как показал опрос, 78% преподавателей в целом удовлетворены своей трудовой деятельностью в текущем учебном году. Из них почти 34% «удовлетворены», более 43% «скорее удовлетворены». Скептически оценили свою профессиональную деятельность 17% участников опроса, из них 13% «скорее не удовлетворены» преподавательской деятельностью, чуть более 4% «не удовлетворены».
Любопытно сравнить эти данные с показателями по стране в целом. 4 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты мониторингового опроса россиян о работе. Оказалось, что довольны своим трудом 84% работающего населения, то есть счастливых доярок, сантехников и менеджеров в стране (в процентном отношении) несколько больше, чем профессоров. А почему бы и нет?
Денежный фактор
В качестве одной из основных причин недовольства преподавательской деятельностью респонденты называли недостаточную, по их мнению, оплату труда. В ходе анкетирования было установлено, что респонденты, чей доход составляет 60 тыс. рублей и более, удовлетворены своей преподавательской деятельностью в 80% случаев. Участники опроса, чей доход находится в пределах 30 тыс. рублей, удовлетворены в 72% случаев.
Фактор начальства
Не менее существенная связь наблюдается между удовлетворенностью преподавательской деятельностью и отношениями с руководством.
Исходя из полученных в ходе опроса данных, каждый пятый респондент признался, что в последний год имел случаи споров и конфликтов с начальством. При этом респонденты, которых подобные конфликты не коснулись, удовлетворены работой в 84% случаев, другие же — лишь в 62%.
Бумажный фактор
Еще одним фактором, влияющим на удовлетворенность преподавателя своим трудом, является уровень загруженности отчетной документацией. Ответы опять же были ожидаемыми: чем меньше рабочего времени занимает бумажная работа, тем выше показатель удовлетворенности профессуры своей работой.
К примеру, преподаватели, отметившие, что составление отчетов занимает у них 90% рабочего времени, получают удовольствие от труда лишь в 59% случаев. А в том случае, если на заполнение всевозможной документации уходит меньше четверти рабочего времени, удовлетворенность работой стремительно вырастает до 82 — 83%.
Фактор ноутбука
На то, доставляет ли обучение студентов радость, влияют и менее значимые факторы, на которые, тем не менее, тоже нельзя не обращать внимания. К ним в аналитической записке Президентской академии отнесены:
- наличие своего рабочего кабинета или комнаты, на худой конец — собственного рабочего стола на кафедре;
- наличие на рабочем месте современного компьютера.
В ходе опроса выяснилось, что рабочее пространство есть практически у всех преподавателей вузов. Причем, у 36% из них есть свой кабинет. Совсем неплохой результат, если сравнивать, скажем, с опен спейсами крупных компаний.
А вот с компьютерной техникой у российских вузов, оказывается, проблемы. О наличии современного ноутбука, предоставленного вузом, заявил лишь 51% опрошенных. Еще у 7% респондентов казенная оргтехника тоже есть, но, видимо, устаревшая.
Это важно: имеющие современный рабочий компьютер преподаватели удовлетворены своей профессиональной деятельностью в 84% случаев, не имеющие — в 71%.
Еще больше исследований на самые актуальные темы — в телеграм-канале Президентской академии @ranepa_science.