Высшая школа. 78% преподавателей вузов любят свою работу

Довольны ли своей работой преподаватели российских вузов? Вопрос не праздный. Если будущих хирургов учит профессор, который ненавидит то, чем занят, не страшно ли им доверить даже удаление аппендикса?

   
   

Счастье в труде

В мае — июне 2024 г. Президентская академия в рамках научно-исследовательской работы «Мониторинг развития высшего образования: оценки и ожидания профессорско-преподавательского состава российских вузов» провела седьмую волну ежегодного опроса. В ходе онлайн-анкетирования были опрошены 21164 респондента. Вопросы касались удовлетворенности профессиональной деятельностью и жизнью вообще. Результаты социологического исследования легли в основу аналитической записки, составленной экспертом Института социального анализа и прогнозирования Президентской академии Евгенией Мальковой. Работа призвана предоставить правительству дополнительную информацию для дальнейшего развития нацпроекта «Образование».

«Удовлетворенность работников трудом, сказано в исследовании, — важный показатель, оказывающий влияние на производительность сотрудников, текучесть кадров, трудовую мобильность. Понимание факторов удовлетворенности преподавателей своей работой может способствовать формированию эффективных инструментов мотивации».

Как показал опрос, 78% преподавателей в целом удовлетворены своей трудовой деятельностью в текущем учебном году. Из них почти 34% «удовлетворены», более 43% «скорее удовлетворены». Скептически оценили свою профессиональную деятельность 17% участников опроса, из них 13% «скорее не удовлетворены» преподавательской деятельностью, чуть более 4% «не удовлетворены».

Любопытно сравнить эти данные с показателями по стране в целом. 4 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты мониторингового опроса россиян о работе. Оказалось, что довольны своим трудом 84% работающего населения, то есть счастливых доярок, сантехников и менеджеров в стране (в процентном отношении) несколько больше, чем профессоров. А почему бы и нет?

Денежный фактор

В качестве одной из основных причин недовольства преподавательской деятельностью респонденты называли недостаточную, по их мнению, оплату труда. В ходе анкетирования было установлено, что респонденты, чей доход составляет 60 тыс. рублей и более, удовлетворены своей преподавательской деятельностью в 80% случаев. Участники опроса, чей доход находится в пределах 30 тыс. рублей, удовлетворены в 72% случаев.

Фактор начальства

Не менее существенная связь наблюдается между удовлетворенностью преподавательской деятельностью и отношениями с руководством.

   
   

Исходя из полученных в ходе опроса данных, каждый пятый респондент признался, что в последний год имел случаи споров и конфликтов с начальством. При этом респонденты, которых подобные конфликты не коснулись, удовлетворены работой в 84% случаев, другие же — лишь в 62%.

Бумажный фактор

Еще одним фактором, влияющим на удовлетворенность преподавателя своим трудом, является уровень загруженности отчетной документацией. Ответы опять же были ожидаемыми: чем меньше рабочего времени занимает бумажная работа, тем выше показатель удовлетворенности профессуры своей работой.

К примеру, преподаватели, отметившие, что составление отчетов занимает у них 90% рабочего времени, получают удовольствие от труда лишь в 59% случаев. А в том случае, если на заполнение всевозможной документации уходит меньше четверти рабочего времени, удовлетворенность работой стремительно вырастает до 82 — 83%.

Фактор ноутбука

На то, доставляет ли обучение студентов радость, влияют и менее значимые факторы, на которые, тем не менее, тоже нельзя не обращать внимания. К ним в аналитической записке Президентской академии отнесены:

  • наличие своего рабочего кабинета или комнаты, на худой конец — собственного рабочего стола на кафедре;
  • наличие на рабочем месте современного компьютера.

В ходе опроса выяснилось, что рабочее пространство есть практически у всех преподавателей вузов. Причем, у 36% из них есть свой кабинет. Совсем неплохой результат, если сравнивать, скажем, с опен спейсами крупных компаний.

А вот с компьютерной техникой у российских вузов, оказывается, проблемы. О наличии современного ноутбука, предоставленного вузом, заявил лишь 51% опрошенных. Еще у 7% респондентов казенная оргтехника тоже есть, но, видимо, устаревшая.

Это важно: имеющие современный рабочий компьютер преподаватели удовлетворены своей профессиональной деятельностью в 84% случаев, не имеющие — в 71%.

Еще больше исследований на самые актуальные темы — в телеграм-канале Президентской академии @ranepa_science.