Секрет в желании. Как и зачем создают центры допобразования детей

Будущие специалисты рождаются на сегодняшних станциях юных техников. © / Фото: vk.com/kvantorium92

Кто из сегодняшних взрослых в детстве ограничивал источник знаний школой? Кружки, секции после обязательных занятий были нормой, и эти традиции сохраняются по сей день. Причём школьное и дополнительное образование строятся в нашей стране как единая система, потому что они эффективны тогда, когда друг друга дополняют.

   
   

Не только вундеркиндам

По национальному проекту «Образование» открыто 17,7 тыс. бесплатных центров дополнительного образования детей. В кружки и секции по всей России ходят более 19 млн учащихся.

«Традиционно, – говорит директор Новосибирского областного центра развития творчества детей и юношества Роман Вершинин, – мы привыкли, что у допобразования вспомогательная функция. Но я позволю себе сказать, что сейчас – основная, потому что за счёт него ребёнок может раскрыть в себе больше способностей и умений, которые раньше, возможно, даже не замечал. К тому же допобразование стимулирует детей на изучение предметов основного цикла – во всяком случае, у нас в области так. То есть, какое бы направление ты ни выбрал, без знания школьных предметов не пройдёшь ни в одну хоть сколько-нибудь значимую олимпиаду. А потому допобразование – очень мощный ориентир и мощный стимул для ребёнка хорошо учиться».

Согласно ещё одному устоявшемуся мифу считается, что большие возможности, в частности, для научно-технического творчества, открываются исключительно перед одарёнными детьми, проживающими в мегаполисах. Однако государству важно раскрыть потенциал каждого ребёнка независимо от его места жительства и социального статуса его семьи.

«Чтобы поступить к нам, например, необязательно быть вундеркиндом, – подтверждает заместитель директора Севастопольской станции юных техников Анастасия Вакарчук. – Мы открыты для всех. Специально не делаем никаких сложных вступительных экзаменов – хотим, чтобы каждый ребёнок прикоснулся к новому, почувствовал отклик и выбрал действительно то, что ему будет интересно. Важно, чтобы в эти золотые школьные годы, когда есть время, он успел попробовать себя в разном и понял, что для него действительно актуально и важно».

Новый формат

Стране, которая сегодня испытывает кадровый голод, нужны квалифицированные специалисты. И допобразование, в частности техническое,  поможет решить эту проблему.

«Система дополнительного образования в России развивается, предлагая новые возможности для детей и подростков, – поясняет куратор образовательных программ в центрах дополнительного образования «Кванториум» и ­«IT-куб» Ирина Кузнецова. – Так, например, по всей стране открываются детские технопарки «Кванториум». Это новый формат дополнительного образования для детей от 10 до 18 лет с 14 доступными направлениями (квантумами). Здесь они могут получить практические знания и навыки в области современных технологий – робототехники, беспилотников, биотехнологий, промышленного дизайна и других. А в центрах цифрового образования «IT-куб» школьники изучают актуальные языки программирования, получают навыки разработки приложений виртуальной и дополненной реальности, сайтов и мобильных приложений. Таким образом, уже сейчас система дополнительного образования в нашей стране играет значимую роль в подготовке будущих специалистов в области информационных технологий, науки и инженерии, способ­ствуя развитию инновационного потенциала Российской ­Федерации».

   
   

Сегодня по нацпроекту «Образование» по всей стране работает уже более 365 дет­ских технопарков «Кванториум», а к концу 2024 года их число достигнет 496. Центров «IT-куб» открыто свыше 260, к концу года будет 340. Найти ближайший центр дополнительного образования можно на портале Национальныепроекты.рф в разделе «Карты».

Новосибирск, как извест­но, ещё с советских времён является одним из важнейших научных и образовательных центров нашей страны. Здесь будущих специалистов начинают готовить задолго до их поступления в вуз.

«У нас есть хорошая практика, и не только в инженерно-техническом направлении. Мы тесно взаимодействуем с нашими вузами, которые дают крепкое образование, – рассказывает Роман Вершинин. – Занимаясь по тем или иным направлениям допобразования, ребята уже выбирают профильные вузы, они уже ориентированы на конкретные профессии. Кстати, даже если судьба заносит кого-то на учёбу в столицу, они всё равно возвращаются специалистами в города, городки и сёла нашего региона. Это результат экономической политики области».

Только по любви

Общеизвестно, что дополнительные навыки дети приобретают с большим интересом. И неважно, привели их на занятия родители или направление они выбрали сами. Остаются только те, кто горит желанием. Немаловажную роль в этом стремлении играют педагоги.

«Наставники технопарков не только обучают детей новым навыкам, но и помогают им развивать творческое мышление, работать в команде и решать реальные проблемы, – отмечает Ирина Кузнецова. – И дети с раннего возраста с энтузиазмом работают над проектами, которые интересны им и могут быть полезны для общества или бизнеса».

Анастасия Вакарчук уверена, что секрет успехов в доп­образовании – в желании ребят. А желание формируется вместе с интересом. Во всяком случае на Севастопольскую станцию юных техников приезжают дети из разных городов Крыма – на конкретное направление и к конкретному педагогу.

«К нам приходят только по любви, – утверждает Вакарчук. – Не мешают ни расстояние, ни загруженность в школе. Есть такие ребята, которые, имея возможность выбрать три направления, спрашивают, почему нельзя посещать ещё четвёртое и пятое. Выигрывают все – дети не только подтягивают знания по основным предметам, но становятся более подготовленными к дальнейшему пути – им, например, легче, чем однокурсникам, потом учиться в вузе, в особенности на первых курсах, легче выбрать тему для курсовой и область, которой будут заниматься дальше. А государство в результате получает классных специалистов».

По словам Ирины Кузнецовой, содержание программ дополнительного образования актуализируют в соответствии с технологической повесткой, а также встраивают его в цепочку подготовки кадров. А чтобы детям и молодёжи было интересно попробовать себя в разных областях науки и технологий, проводят мероприятия, популяризирующие их.

ДНК и «Мини-Сириусы»

По нацпроекту «Образование» на базе вузов открыты 30 Домов научной коллаборации (ДНК), предоставляющие школьникам возможность получить опыт работы над научными задачами вместе с учёными. Это создаёт среду для ускоренного развития, позволяет получать знания и экспертизу от научных сотрудников, а также выстраивать свою траекторию развития через проектную деятельность.

Кроме того, расширяется сеть центров для одарённых детей и молодёжи «Мини-Сириус» – их уже 79. Скоро в каждом регионе будет своя такая образовательная площадка, работающая по технологиям центра «Сириус». Здесь ребятам помогают выявить и развить таланты в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, технического творчества и, в конце концов, определиться с профессией.