Благодаря национальному проекту «Образование» в школах сёл и небольших городов численностью до 50 тыс. человек работает уже свыше 9,5 тыс. центров «Точка роста».
В этих центрах школьники занимаются на современных компьютерах, знакомятся с квадрокоптерами, работой 3D-принтеров, осваивают шахматы, учатся оказывать первую помощь, проводят опыты. До конца 2024 г. в России будут действовать свыше 24 тыс. таких центров при школах.
Необычный предмет
– Я учу детей работать с квадрокоптерами, 3D-моделированию. Но мой конёк – это черчение. Я считаю, что такой предмет будет полезен детям перед тем, как пустить их в мир компьютерных технологий и компьютерной графики. Тем более что нам и оборудования почти не надо. Есть огромная доска во всю стену, а бумага и карандаши всегда доступны. Я разработал для школьников собственную программу, даю знания индивидуально для каждого – по уровню, по успеваемости. Учимся с детьми мыслить пространственно, переносить объект на бумагу, с бумаги – на компьютер, выводить его в 3D-модель. Мои ученики уже четыре года занимают первые места на республиканских конкурсах по черчению, которые проводят Хакасский государственный университет, Хакасский технический институт и другие учебные заведения. Был один год, когда мои ребята заняли все три первых места.
– В школе черчения давно нет, многим этот предмет кажется скучным. Как вам удаётся привлечь детей?
– Никаких фокусов на самом деле нет. Просто общаюсь с детьми, рассказываю, какие возможности дают сегодня навыки черчения. И делаю так, чтобы им было интересно и полезно потратить 2 часа времени (без домашних заданий, потому что у них и так большая учебная нагрузка), чтобы разобраться в интересных деталях. У меня занимаются старшие ребята с 8-го по 11-й класс. Зачастую ко мне отправляют детей для профориентации в плане инженерного навыка. Девятиклассники приходят с прицелом потом учиться в профильном техникуме. Две девочки пришли ко мне из художественной школы и три года с удовольствием занимались. Одна в итоге поступила в строительный университет в Новосибирске.
Черчение – не скучный, а необычный предмет, который заставляет детей думать «от руки». Да, поначалу это кажется скучным. Но если есть какой-то потенциал у ребёнка и можно вести предмет играючи, то возникает интерес, плавно переходящий в искусство техники. На черчении основана современная компьютерная графика, 3D-моделирование. И не только.
В прошлом году мы с детьми сделали проект-обследование школы. На языке профессионалов – дефектовка. Изучили учебники по реконструкции зданий и сооружений. Обследовали 3-этажное школьное здание (а оно было построено ещё в 1982 г.), выполнили расчёты, перенесли результаты на бумагу. Дети описали всё это и предложили, как можно исправить. То есть ребята выполнили работу почти как профессионалы. И учителя это оценили, предложили им выступить с этим проектом на научно-практической конференции на районном или республиканском уровне.
Стимул для развития
– Перспектива поступить в университет – хороший стимул заниматься.
– Только примерно 20% из моих детей идут в родные вузы, остальные 70–80% уходят как инженеры-строители в университеты Красноярска, Новосибирска, Петербурга. Конечно, это заслуга самих детей, что они добиваются такого успеха.
– Получается, «Точка роста» – это отличная возможность для ребят из глубинки стартовать в профессию.
– Причём в отличие от обычных кружков у нас яркий дизайн помещений, хорошее оборудование и современные материалы. Всё это даёт детям интересные возможности. И чем дальше будет развиваться «Точка роста» в плане ещё более современного оборудования, более мощных компьютеров, увлечённых преподавателей, тем больше она будет давать детям.