Золото и Айвазовский. В виртуальном мире музеев появились новые экспонаты

@ freepik / freepik.com

Бесплатная платформа «Артефакт», которая создана и развивается в рамках нацпроекта «Культура» — это огромная интерактивная коллекция экспонатов из музеев со всей России. Около 1350 выставок, более 5 тысяч предметов живописи, 440 скульптур, а также графика, декоративно-прикладное искусство и предметы быта, археологические находки и редкие монеты, фотографии, книги и даже коллекция минералов. Всё это и многое другое можно посмотреть онлайн, а дополненная реальность поможет узнать больше о том или ином экспонате. И эта коллекция постоянно пополняется — в 2024 году «Артефакт» станет больше на 60 выставок, а среди новинок — экспозиции музеев из Владимирской и Свердловской областей и республики Дагестан.

   
   

Лаковое искусство Мстёры

Владимирскую область в «Артефакте» представляет Мстёрский художественный музей, который находится в поселке Мстёра на реке Клязьме, где в давние времена делали оклады для икон, а в советские построили ювелирную фабрику — именно на ней к 40-летию Победы сделали более миллиона орденов Отечественной войны II степени из серебра. Выставка, которую музей показывает в проекте, называется «Искусство Мстёры». В её экспозицию входит обширная коллекция лаковой миниатюры — ещё один из традиционных промыслов этого поселка.

Теперь пользователи интернета могут увидеть и узнать об изящном наборе письменных принадлежностей 60-х годов ХХ столетия, о вазах, ларцах и подстаканниках — все их изготовили мстёрские мастера завода «Ювелир», которые сохраняют традиции работы с чеканкой, гравировкой и эмалью. Также на выставке представлены материалы мстёрского краеведа, историка, этнографа, основателя первой в России сельской литографии Ивана Голышева.

«Каждый желающий может самостоятельно совершить виртуальное путешествие по выставке Мстёрского художественного музея и получить мгновенный доступ к информации — больше узнать об уникальных экспонатах и интересных фактах произведений», — говорит директор музея Елена Богунова.

«Малый Эрмитаж» из Дагестана

В постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств в Махачкале представлены работы и графика Карла Брюллова, Василия Поленова, Франца Рубо, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова и других известных художников и скульпторов — именно поэтому этот музей и носит неофициальное название «Малый Эрмитаж». Часть этой экспозиции дагестанский музей и разместил на «Артефакте», так отобрав экспонаты, чтобы посетители видели всё многообразие его коллекции.

Каждый виртуальный экспонат потребовал немалого дополнительного труда от сотрудников музея. Все они были тщательно отобраны, а простые описания были дополнены редкими фактами, которые могут быть интересны зрителям.

   
   

«Для музея размещение на платформе, конечно, ценно. Мы можем заявить о своей площадке на весь мир, показать сокровища нашего музея, рассказать и передать наш подход к формированию экспозиций. Всем, кто посещает музей, удобно пользоваться платформой. Для молодежи это простой и понятный процесс, где каждый, наведя камеру смартфона, может прослушать ту информацию, которую не расскажет экскурсовод. Безусловно, все данные, которые мы собрали про экспонаты, статьи вместить не смогли, но этим и ценно очное посещение нашего любимого музея, где мы, стараясь выходить за рамки, даем каждому гостю как можно больше информации», — говорит заведующий отделом изобразительных искусств музея Александр Сергеев.

Золотая кладовая Урала

Музей истории камнерезного и ювелирного искусства из Нижнего Тагила (Свердловская область) показал в «Артефакте» сразу две выставки — «Камнерезное и ювелирное искусство Урала» и «Золотая кладовая». В их экспозициях — малоформатная каменная пластика Карла Фаберже, миниатюрные яйца-подвески в технике горячей эмали, древнерусская шейная гривна, а также платиновые, золотые, картежные монеты и другие редкие выставочные экспонаты. Благодаря нацпроекту «Культура» музей приобрел необходимые инструменты, и теперь эти миниатюрные предметы ювелирного искусства можно рассмотреть в мельчайших деталях.

«Одно из главных требований к виртуальной экспозиции — качественные фотографии экспонатов, — отметила директор музея Юлия Ильина. — Полированные цветные поделочные камни, ограненные драгоценные камни и благородные металлы объединяет одно коварное для фотографирования качество — блеск. Другой важный момент, характерный для мира ювелирного искусства, — миниатюрность изделий».