Режимное время
«Навыки мы обычно оттачиваем на близлежащих улицах, в том числе, конечно, и Зюзина, – рассказала Светлана корреспонденту газеты «Мой район». – И вот однажды я решила провести эксперимент. Пригласила студентов и всех желающих собраться у пруда в полшестого утра. Многие изъявили желание снять красивый рассвет. Но пришли только двое: моя ученица и парень-самоучка со стороны, который периодически присылает мне на рецензирование работы. Горжусь этими ребятами – они не просто встали ни свет ни заря, пришли, но и выдержали резкое похолодание – мы продрогли насквозь. Но тема была «пейзаж в режимное время (восход, закат)». А где, кроме как на улице, её отработаешь?»
Светлана считает, что в фотоискусстве важно не только знать техническое устройство камеры и уметь обращаться с настройками. Нужен настрой души, особое состояние. И даже определённая жертвенность. Ведь если люди пришли ранним холодным утром, значит, они увлечены предметом.
Не прыгай через лужу
У 14-летней девочки, к слову, тогда получились изумительные кадры. Медитативные даже. Полная неожиданность для преподавателя.
А к педагогической деятельности профессиональный фотограф Сковер подходит со всей серьёзностью. Учёба длится с сентября по май, и большинство студентов наверняка хотят уделять побольше времени практике – они ведь для этого и пришли. Светлана же уверена: чтобы стать мастером, надо знать историю фотографии. Очень важна насмотренность. «Если студент не знает работ гениальных авторов, он попытается изобрести велосипед. И сняв, например, прыгающего через лужу человека, будет искренне радоваться, не догадываясь, что много лет до него этот кадр гениально снял Анри Картье-Брессон». А кроме легендарного Картье-Брессона были Уильям Эгглстон, Ман Рэй и удивительный Прокудин-Горский, создавший «Коллекцию достопримечательностей Российской Империи». Есть работающие сегодня Стивен Шор и Сергей Максимишин – лауреат множества премий, чьи работы публикуют ведущие мировые СМИ. Эрудированность помогает определиться со своим направлением, решить творческие задачи. Иногда преподаватель даёт ученикам задание поснимать в стиле того или иного автора. Тут тоже порой возникают и неожиданности, и умные вопросы. «Идёт более осмысленное проникновение в фотографию». Кстати, уже сейчас студенты Светланы готовят проекты, которые покажут на выставке в феврале 2020-го.
Натюрморт с мусором
«Но что красивого в Зюзине или соседних Чертанове, Бутове?» – удивятся некоторые. Светлана Сковер уверена: прекрасного много даже в простеньких на первый взгляд спальных районах. Просто красоту надо уметь видеть. Яркий оранжевый лист на фоне белого дома, красная бутылка на зелёной трубе. А вот стройка огорожена серо-стальным забором, а над ним – ряд маленьких красных лампочек… «Какое прекрасное сочетание цветов! – восхищается фотограф. – Проехал голубой автобус – получилась цветовая композиция!» Однажды её в очередной раз увидела ученица, снявшая натюрморт из… выброшенных бутылок и мусорных пакетов. «Они стояли на фоне пепельно-розовой стены с серыми дверями. Обычный человек сказал бы: фу, как ужасно. А для меня, как для преподавателя, это была прекрасная цветовая гамма». Что немаловажно, снимок получился социальным. Именно в стрит-фотографии легко и удобно объяснять взаимодействие цветов и форм и как с ними обращаться. Как использовать освещение от рекламы во время сумерек или свет пасмурного дня, когда цвета начинают звучать по-особому. «Для этого необязательно далеко ехать. Зюзино – вполне подходящее место».
У каждого района Москвы своё лицо. Сохранить его – принцип программы «Мой район».