Район Тропарёво-Никулино на протяжении многих десятилетий был излюбленным местом у кинематографистов. Здесь снимались такие легендарные фильмы, как «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова, «Чародеи» Константина Бромберга, и многие другие. Красота юго-запада Москвы привлекала не только отечественных кинематографистов, но и зарубежных. Именно в Тропарёве-Никулине получает новую квартиру герой Марчелло Мастроянни Антонио в советско-итальянской картине «Подсолнухи» режиссёра Витторио де Сика.
Софи Лорен влюбилась в СССР
Предыстория создания фильма «Подсолнухи» не менее интересна, чем сам сюжет картины.
Кинозвезда Софи Лорен и её муж известный продюсер Карло Понти безумно хотели детей. Несмотря на все усилия врачей, у Лорен случились один за другим несколько выкидышей, что повергло женщину в депрессию. На протяжении нескольких лет она проходила курс терапии. Когда Софи в очередной раз забеременела, врачи сказали: чтобы сохранить ребёнка, она должна лежать несколько месяцев. Лорен была готова на всё. 29 декабря 1968 года она родила сына Карло Понти-младшего.
Счастью новоявленных родителей не было предела. Обезумевший от счастья Карло Понти подарил любимой ларец, полный бриллиантов. Но радость от подарка была недолгой. В одной из поездок в гостиничный номер Софи Лорен ворвались бандиты и потребовали отдать драгоценности. Артистка отдала ларец с содержимым, стоившим несколько миллионов долларов. Это громкое преступление долго расследовалось, но драгоценности найдены не были.
Чтобы отвлечь любимую, Карло Понти решил проспонсировать фильм «Подсолнухи» режиссёра Витторио де Сика. Съёмки планировались в 1969 году в Италии и СССР. Идея поездки в Советский Союз так увлекла Софи Лорен, что боль от нападения бандитов притупилась. Актрисе во время её первого визита в 1965 году очень понравился Советский Союз. Тогда Лорен представляла на IV Московском международном кинофестивале фильм Витторио де Сика «Брак по-итальянски», где исполнила главную женскую роль. А главную мужскую роль исполнил её давний и любимый партнёр по кино Марчелло Мастроянни.
В новом фильме «Подсолнухи» по сценарию Чезаре Дзаваттини, Тонино Гуэрра и Георгия Мдивани Софи Лорен и Марчелло Мастроянни снова играли мужа и жену. Как шутила в интервью актриса, в постели на съёмочной площадке они с Марчелло провели времени гораздо больше, чем со своими реальными супругами в жизни.
По сюжету «Подсолнухов» во время Второй мировой войны итальянка Джованна (Софи Лорен) встречает солдата Антонио (Марчелло Мастроянни), которого должны отправить на фронт в Африку. Между молодыми людьми возникают романтические отношения, а так как молодожёну положена отсрочка, Джованна и Антонио женятся. Однако после кратковременного отпуска Антонио попадает не в Африку, а на Восточный фронт в СССР, где пропадает без вести. Джованна, так и не дождавшись вестей от любимого, отправляется за ним в Союз.
После долгих поисков оказывается, что Антонио жив. Джованна находит мужа в русской глубинке – съёмки, кстати, велись в деревне Захарково на месте нынешнего района Южное Тушино. Оказывается, солдата, раненого и обмороженного, вытащила с поля русская медсестра Маша (Людмила Савельева).
А из окна – вид на храм в Тропарёве
Герой Марчелло Мастроянни работает на заводе, женат на своей спасительнице, у них растёт дочка.
В гневе Джованна возвращается в Италию, рвёт фотографии предавшего её любимого.
А Антонио и его русской жене Маше дают новую квартиру, куда они переезжают из своего старенького деревянного дома. Гружённый скарбом грузовик, в кузове которого сидит герой Марчелло Мастроянни, приезжает в Тропарёво-Никулино, в новостройку на проспекте Вернадского. В кадре можно увидеть станцию метро «Ленинские горы», храм Архангела Михаила в Тропарёве.
Несколько сцен сняты в квартире на проспекте Вернадского – супруги Антонио и Маша (герои Марчелло Мастроянни и Людмилы Савельевой) разговаривают у окна, из которого видна знаменитая тропарёвская церковь.
«Создатели фильма «Подсолнухи» выбрали район Тропарёво-Никулино потому, что в конце 1960-х годов это был один из самых прогрессивных районов новостроек, – рассказывает корреспонденту «МР» научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш. – Учитывая, что фильм советско-итальянский, конечно, нашей стороне хотелось показать, что в столице строятся прекрасные жилые кварталы. Тропарёво-Никулино в «Подсолнухах» – это символ новой жизни, растущей Москвы. Много раз в кадре картины Витторио де Сика появляется знаменитый храм в Тропарёве, построенный в середине XVII века в стиле московского узорочья. Конечно, такую достопримечательность столицы нельзя было не показать. Во-первых, храм удивительно красив. Во-вторых, церковь Архангела Михаила в Тропарёве, или храм во имя Чуда Архистратига Божия Михаила, что на Тропарёвском овраге, никогда не закрывался и поэтому был в приличном состоянии – его можно было снимать в кино».
Кстати, позднее, в 1975 году, именно в этот дом на проспекте Вернадского переедет Женя Лукашин в известном фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», хотя кинематографисты назовут эти места «3-я улица Строителей». И тот же самый прекрасный храм в Тропарёве вновь увидят в кадре зрители.
В финале картины «Подсолнухи» Антонио приезжает в Италию – он не может забыть Джованну – и предлагает ей начать всё заново. Она любит Антонио, но уже замужем, у неё есть сын. Ребёнка Джованна назвала Антонио. «В честь меня?» – «В честь святого Антонио!» – отвечает она. В роли младенца, кстати, был ребёнок актрисы – тот самый малыш Карло Понти-младший, который дался ей так нелегко.
Герой садится в поезд и уезжает обратно в Россию.
В 1971 году композитор Манчини получил за «Подсолнухи» премию «Оскар» – за лучшую музыку к фильму. А зрители всего мира благодаря мелодраме Витторио де Сика увидели красоту района на юго-западе Москвы – Тропарёва-Никулина.
Сохранение истории района, его уникальности – одно из направлений программы «Мой район».