Поклонники называют Искандера Улумбекова родоначальником направления «Московский прованс». На его картинах «выхваченные из контекста» пейзажи похожи на иллюстрации к книге рассказов о жизни города и горожан. Есть у него особое умение наделять привычные всем улицы, мосты, парки и дома каким-то иным смыслом. Вроде бы видишь их каждый день, а смотришь на работы мастера – удивляешься. Город-то живой! В коллекции пейзажей художника есть акварель «Покровское-Стрешнево» (см. фото). О том, как создавалась картина, автор рассказал корреспонденту «Моего района».
Кругом туман
– Искандер, почему Покровское-Стрешнево?
– Ну как же? Покровское-Стрешнево – почти родной мне район. Я долгое время жил неподалёку, учился – рукой подать – в авиационном институте. Почти вся моя юность прошла в этих краях.
В парке «Покровское-Стрешнево» я постоянно и с собакой гулял, и потом с детьми. Там спортом занимался в молодости. Помню, какая чудная лыжная база там была. Так что мне этот район очень близок. Всё-всё обошёл здесь ногами.
Место на картине – как раз недалеко от парка – очень любопытное с точки зрения пластики. Василий Суриков говорил, что у таких мест есть замОк. ЗамОк композиции.
Когда ты пишешь «кусок местности», который выглядит цельным, получается гармоничная картинка. А если местность без замка, приходится выкручиваться. Покровское-Стрешнево вообще – сплошная гармония.
– Два ярких пятнышка на картине – рабочие на путях, – специально их придумали?
– Да, признаюсь, я их пририсовал. Обычно я вставляю в картинку какие-то фигурки, когда в изображении не хватает активного пятна. Поскольку картина вся получилась серая, пасмурная, понадобилась, что называется, живинка. Если кому-то интересно, то этот приём называется «стаффаж». Пейзаж со стаффажем.
– Действительно, картина пасмурная. Такое, что ли, настроение вызывает у вас наше Покровское-Стрешнево?
– Наоборот, для меня это очень тёплое место, в котором я провёл много лучших лет своей жизни, которое я неплохо знаю и историю которого люблю. Тёплый, обжитой район. Я там достаточно часто и сейчас бываю.
– Ну вот! Такие тёплые слова про район говорите, а солнца на картине нет.
– Сейчас я сознательно стараюсь писать больше солнечных картин. Просто в какой-то момент мне стало это интереснее: свет, тень. А раньше мне нравилось писать пасмурные картины. На них чётче видны большие объёмы.
А ещё, когда я писал Покровское-Стрешнево, меня увлекали туманы. Вот, поднагнал немного туману на картину. Так что серый цвет покровско-стрешневского пейзажа не имеет никакого отношения ни к моему настроению, ни к настроению района, ни к моему восприятию этого чудного места. Это чисто художественный интерес.
Столица меняется очень быстро
– Картина написана в 2014 году. Замечаете, как район изменился с тех пор?
– Конечно, замечаю. Вся Москва изменилась за последние годы. Москва вообще меняется очень быстро. То ли ещё будет. Сейчас набирает силу программа «Мой район». Вот увидите, благодаря ей Покровское-Стрешнево обретёт новую пластичность. Это я вам как художник говорю.
– Как по-вашему, чего не хватает в районе?
– Было бы, конечно, здорово, если бы усадьбе Покровское-Стрешнево уделялось побольше внимания. Её пора бы, наверное, отреставрировать. Это чудесное историческое место, и оно требует ухода.
– Долго вы писали наше Покровское-Стрешнево?
– Точно не скажу, если честно. Обычно я пишу акварелью одновременно несколько работ. Но в среднем две недели, думаю, ушло.
– Если бы сегодня вы писали Покровское-Стрешнево, какие бы краски были на картине?
– Скорее всего, это была бы солнечная, летняя картина. И не только потому, что Покровское-Стрешнево стало лучше, просто у меня такое сейчас творческое настроение – солнечное и позитивное. На картине было бы много жёлтого, зелёного.
Досье
Смотрите также:
- Актриса Ксения Кастор: «Филевский парк - не район, а подарок судьбы» →
- «Розовые бутоны» и «Топинамбур в старой вазе». Бутово в картинах →
- Актриса Наталья Корецкая: «К метро — через яблоневый сад» →