Физика и жизнь. Учитель с полувековым стажем — о секретах профессии

Александр Лобанов считает, что надо уважать в детях личность и никогда не повышать на них голос. © / Фото: Марина Круглякова / АиФ

Александр Михайлович Лобанов – учитель физики в школе № 1985, классный руководитель и любимец учеников. Стаж его преподавательской деятельности – 46 лет. Коррес­пондент газеты «Мой район» отправилась к нему на урок, чтобы выяснить, как физика становится интересной даже для детей гуманитарного склада ума.

   
   

Физика и жизнь 

Александр Михайлович много улыбается и говорит, что это физика выбрала его, а не он – физику. Кажется, это слага­е­мые его успеха у детей: улыбка и любовь к физике. 

«Когда я был юным, как раз случился первый полёт человека в космос, – вспоминает учитель. – Конечно, все мечтали стать космонавтами, но я смотрел на вещи более реалистично и подумал, что космонавтами становятся единицы, а вот для строительства космического корабля людей надо гораздо больше. Поэтому я пос­тупил в МЭИ. Но на шестом курсе меня пригласили преподавать радиоэлектронику и физику в школе. Так меня и затянуло – в итоге инженера из меня не вышло, а вот учитель физики получился хороший». 

За свою педагогическую карьеру Александр Лобанов сменил три школы. В 1985-й он преподаёт уже 10 лет. Регулярно проходит курсы повышения квалификации: будучи учителем, нельзя отставать от современных тенденций. 

«Учусь постоянно – для столичных учителей курсы повышения квалификации обязательны, поэтому за партами сидят не только школьники, – говорит Александр Михайлович. – Например, в прошлом году мы с ребятами ездили в Курчатовский технопарк и учились там вместе». 

Подниматься вместе 

Дисциплина на уроках идеальная – ученики не достают мобильные телефоны и не отвлекаются на разговоры. Они уважают и любят своего физика – это видно по заинтересованным взглядам, устремлённым на учителя. Не всем удаётся добиться такого порядка на уроках, но тут у Александра Лобанова секретов нет – все дело в заинтересованности.

«Я никогда не делал ничего особенного, чтобы дети не отвлекались. Думаю, всё дело в том, что учеников надо заразить своей любовью к предмету, – признаётся педагог. – Давным-давно в одной книге я прочитал, что учитель не должен учить, он должен взять ребёнка за руку и подниматься вместе с ним. Кроме того, я не сторонник зубрёжки: ребёнок должен понять, ради чего он изучает предмет. Поэтому мы проводим эксперименты, выясняем, как та или иная тема пригодится в жизни. А если ребёнок будет просто читать параграфы, он быстро забудет, о чём читал». 

   
   

Сейчас в школах активно используются интерактивные технологии – Александр Михайлович тоже составил несколько уроков в МЭШ. Но и тут он использует свой, особый подход. Во время урока о теп­лоте он спрашивает ребят – почему представители горных народов не едят мясного супа? Ребята строят различные версии, а учитель объясняет им, что в горах вода закипает при температуре ниже 100 градусов, а это значит, что микробы в мясе убить не получится. 

«Каждую тему учебника я связываю с реальной жизнью. Со многими физическими процессами мы сталкиваемся каждый день, и, если ребята понимают, как и где проходят эти процессы, учиться становится гораздо интереснее. Конечно, решать задачи тоже необходимо, но решать их в отрыве от жизни очень скучно», – убеждён предметник.