18 декабря столичный градоначальник выступил перед депутатами Мосгордумы с ежегодным отчётом о результатах деятельности городского правительства. Он ответил на все острые вопросы, показав, что у его команды есть стратегическое видение развития города.
Самая непростая тема
Градостроительную политику мэр назвал наиболее важной и в то же время самой конфликтной темой в городе.
К 2010 г. внутри Третьего транспортного кольца было сконцентрировано свыше 40% рабочих мест – в то время как 90% москвичей проживают за его пределами. В итоге маятниковая миграция: миллионы людей каждый день едут в центр и обратно. Поэтому, по словам Собянина, правительство стало стимулировать инвесторов строить за пределами центра помимо жилья и другие объекты, которые создают рабочие места.
За это время построено 15 млн кв. м коммерческих площадей – это магазины, рестораны, кафе, технопарки, офисы, промышленные предприятия. И созданы сотни тысяч рабочих мест вблизи проживания потенциальных работников.
На жилищном строительстве градоначальник остановился основательно, напомнив, что первая программа расселения пятиэтажек началась ещё в конце 1990-х по инициативе Юрия Лужкова. 350 тыс. жителей города переехали из развалюх в новые квартиры. И нынешняя программа – естественное продолжение той, только масштабы другие.
«Перед нами стоит архисложная задача, которую в мире, кажется, никто не решал: за 15 лет предоставить новые квартиры 1 млн москвичей. И сделать это не где-то на выселках, а в районах проживания», – уточнил мэр.
Самое капиталоёмкое направление
Самой сложной и капиталоёмкой программой города Собянин считает развитие транспортной системы.
«За год в транспортной сфере мы проходим сегодня тот путь, который некоторые города проходят за десятилетия», – сказал он.
С 2011 г. открыто 80 новых станций метро и МЦК. Появился новый вид общественного транспорта – наземное метро. На 100% обновлён автобусный парк, на 70% – трамвайный. На 57% – подвижной состав метро.
Построено 900 км новых дорог, реконструировано большинство вылетных магистралей. Создана крупнейшая в мире интеллектуальная транспортная система. Такси, каршеринг, велопрокат – востребованные варианты передвижения по городу.
«Сегодня перед нами вновь встаёт альтернатива. Может быть, уже не стоит вкладываться в развитие транспорта – ограничимся теми делами, которые уже сделаны? – размышлял мэр. – Мы можем, конечно, притормозить, но не можем остановить рост московской агломерации, не можем остановить рост количества транспорта. И если делать ничего не будем, то просто очень быстро вернёмся к прежней ситуации».
Поэтому он не видит другого пути, кроме ежегодного ввода 100 км новых автодорог, открытия десятков новых станций метро, запуска его Большой кольцевой линии, ещё 2–3 диаметров. Кстати, тогда протяжённость подземного и наземного метро станет 1 тыс. км, увеличившись по сравнению с 2010 г. в 3 раза. А доля москвичей, имеющих доступ к нему, достигнет 95%.
Самая уютная программа
Можно было бы ограничиться сделанным и в создании качественной городской среды, поскольку здесь тоже проведён беспрецедентный, по мнению градоначальника, объём работ. Однако он считает, что нужно «сделать уютными, комфортными не только центр города, но и все районы Москвы, где проживает подавляющее большинство москвичей». На это и работает программа «Мой район».
Развитие города, уверен он, не помеха для увеличения площади зелёных насаждений: «За эти годы мы посадили 7 млн кустарников и деревьев, в т. ч. с помощью горожан».
В мире набирает популярность концепция Urban Health (с англ. – «город здоровья»). В ней много составляющих, но прежде всего: здоровый город начинается с благоприятной экологии.
Главный загрязнитель нашего воздуха – автотранспорт. «Не заводы и даже не Московский НПЗ, которым, конечно, тоже надо серьёзно заниматься, реконструировать, что и происходит. 90% – это машины, на которых мы ездим», – подтвердил мэр.
Многие думали, что ситуация будет только ухудшаться. Но, по словам Собянина, датчики показывают: количество вредных выбросов вдоль трасс уменьшилось в разы. Это произошло по разным причинам, в т. ч. ввиду изменения парка машин – как городских, так и частных. Они стали более экологичными, чему способствовали усилия власти.
«Мы провели переоснащение общественного транспорта, коммунальной техники. Ввели ограничения на вес грузовиков и автобусов, запретили продажу на АЗС топлива стандарта ниже Евро-5. И, как я уже сказал, стимулировали серьёзные вложения, огромные вложения в реконструкцию Московского НПЗ», – пояснил градоначальник.
Перспектива – переход на электротранспорт. Уже на две трети наземные перевозки осуществляются им: только электробусов работает 250. А вскоре, пообещал он, весь общественный транспорт перейдёт на электротягу. И Москва в этой сфере станет лидером среди мировых городов.
Столица стала первым городом в России, в котором заработал каршеринг электромобилей и создаётся сеть общедоступных зарядных станций. Мэр поблагодарил депутатов за принятие закона об освобождении электромобилей от транспортного налога – это важный стимул.
Самые здоровые вложения
Здоровый город – это здоровые люди, которые занимаются физкультурой и спортом. В ближайшие годы, пообещал Собянин, появятся десятки капитальных спортивных сооружений и тысячи некапитальных.
Ещё одним необходимым условием здоровья города он считает надёжную социальную защиту жителей: «Правительство скрупулёзно, на 100%, выполняет свои социальные обязательства. С 1 сентября 2019 г. повышен социальный стандарт дохода пенсионеров до 19,5 тыс. руб. В 2020 г. будут проиндексированы десятки видов пособий, социальные выплаты старшим поколениям и семьям с детьми», – отметил он. Кроме того, ежемесячное денежное пособие начнут получать «дети войны».
Средняя ожидаемая продолжительность жизни москвичей за 8 лет выросла на 4 года и достигла 78 лет. В Париже и Лондоне, по словам мэра, примерно столько же. Удовлетворённость здравоохранением у нас выше, чем в Германии: 49–50% против 30%. За последние годы удалось решить много острых проблем, связанных с качеством и доступностью медицинской помощи.
В будущем вложения в здравоохранение не остановятся и пойдут прежде всего в поликлиники. Хотя они, по словам Собянина, лучшие в стране, всё же строились 40–50 лет назад. Уже принято решение о комплексной реконструкции 135 зданий. Помимо этого появятся 32 новые поликлиники. Стационаров построено десятки, и строить их продолжат. Пройдёт реконструкция инфекционных больниц и онкоцентров.
В медучреждениях появится 487 цифровых КТ, МРТ, маммографов, ангиографов, рентгеновских аппаратов – это крупнейшая в стране программа модернизации оборудования.
Кто наполняет казну?
Развитие промышленного сектора, поддержка малого и среднего бизнеса, стимулирование индустрии гостеприимства. Правительство уделяет этим сферам много внимания, т. к. они дают «обратную связь»: пополняют городской бюджет.
«Москва – это 20% ВВП России, включая изрядную долю оборонного производства. От нас во многом зависят перспективы экономического роста всей страны», – отметил Сергей Собянин.
Наиболее устойчивой опорой в этом смысле, по его словам, является малый и средний бизнес, обеспечивающий работой 2,5 млн человек и дающий четверть доходов городской казны. Предоставление льгот при создании технопарков за счёт частных инвестиций дало бурный их рост – сегодня на таких площадках работают 40 тыс. человек.
Избавляться от крупных промышленных предприятий (о чём говорили в начале 2000-х) невыгодно и недальновидно, считает мэр. Модернизации действующих производств и созданию новых предприятий способствуют система налоговых льгот, офсетных контрактов и другие меры городской поддержки.
«В прошлом году впервые за последние 30 лет мы отметили 10%-ный рост промышленности. Это дорогого стоит», – сообщил он.
В последние годы заметно влияет на экономический рост развитие информационных технологий (по версии ООН, Москва по электронным услугам занимает 1-е место в мире), а также ещё одна перспективная отрасль – индустрия гостеприимства. Благодаря её развитию вдвое увеличился турпоток в столицу. В этом году, по прогнозам, у нас побывает рекордное количество гостей – 25 млн, а доходы отрасли достигнут 1 трлн руб., из которых 15% поступит в виде налогов в городской бюджет.