Времена и нравы. Как попасть на бал в центре Москвы?

Фото: Игорь Харитонов / АиФ

Десять различных исторических периодов можно наблюдать своими глазами на бульварах и в парках Москвы. В четырех локациях даже пройдут реконструкции крупных сражений. Брусиловский прорыв 1916 года — в парке «Митино», сражение под Малоярославцем 1812 года — в парке 50-летия октября, битва за Ладогу 1164 года — в парке им. Ю. М. Лужкова и русско-польская война 1654-1657 — в парке Коломенское

   
   

Крупные площади города тоже заметно преобразились. Здесь появилось множество стендов, по которым проводят более 300 экскурсий, рассказывающих об особенностях культуры и быта того или иного времени. В скверах гуляют гусары и дамы в кринолинах, у памятника Пушкину устроен настоящий бал, а на Тверской площади развернулся маркет, где можно купить различные исторические предметы по приемлемым ценам. Так, ценители монеток могут, например, купить советскую мелочь всего по 100 рублей за три штуки. 

Сколько применений может быть у вилки?

Здесь же трудятся кузнецы. Горн полыхает, молотки стучат без устали. Неудивительно, что тут собирается толпа любопытствующих, с интересом наблюдающих за работой мастеров. Представляют они 10-13 века.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

«Мы показываем, рассказываем людям про кузнечное ремесло, — объясняет Тихон Утехин, мастер “Кузницы Вёланда”, — как это было раньше, как люди добывали металл, как они его обрабатывали и также про историю чеканки монет...»

На кузнице тут же изготавливают и показывают людям удивительную вещь, которая называется однозубая вилка. 

«Это, грубо говоря, бабушка современных вилок, от неё же потом пошли двузубые вилки и так далее. Помимо основного своего функционала, она является неким средневековым мультитулом, — рассказывает мой собеседник. — Это и заколка для волос, и заколка для плаща, и шило, и стамеска. Всё ограничивается только фантазией её владельца».

Посетителям предлагают угадать, для чего мог максимально функционально использоваться этот предмет. На сегодняшний день рекорд от зрителей — 15 применений. Сами мастера признаются, что могут придумать примерно сотню способов использования хитроумного инструмента. Самый неожиданный способ эксплуатации от гостей — вытаскивание картриджей из принтера. 

   
   

Историческая реконструкция для мастеров — не просто хобби, это и их повседневная работа. 

«Мне интересен именно этот период становления русского государства, торговли и так далее. Я сам настоящий кузнец, — говорит Тихон, — то есть после завершения мероприятия я переоденусь и стану в цех, ковать». 

Изготавливает мастер украшения, гвозди и вот такие вот вилки. Как оказалось, предметы из 10 века вполне могут заинтересовать наших современников.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

«Их с удовольствием покупают сейчас, — рассказывает он. — Девушки используют её как заколки в волосы, те, кто работают со скотчем, говорят, что с ней очень удобно работается».

Пока мы общаемся, на площадке разгорается жаркий спор. Новые гости предлагают способы использования однозубой вилки. 

«Ей можно защищаться», — предполагает одна из зрительниц.

«Это бессмысленно и беспощадно, в первую очередь по отношению к самому себе, — не соглашаются ремесленники. — Она короткая и мягкая, а у любого свободного человека, в то время, когда она была максимально распространена, — в X веке нашей эры, — был при себе нож. От маленького, которым при желании всё равно можно тушу разделать, до тесака, у которого 40 сантиметров только лезвие. И если у человека висит вот такой ножик, я бы с вилкой на него не шёл. И это у свободного человека, а у рабочего в руке мог топор оказаться, вилы, грабли. Поэтому придумываем следующие версии...»

Мозговой штурм продолжается, а мы идем исследовать площадки дальше.

Сложно ли стать настоящим гренадером?

На Гоголевском бульваре маршируют гренадеры. Полк небольшой, но при полном обмундировании и достаточно хорошо вооружен.

«Мы представляем эпоху Петра Первого, его армию, а точнее, гренадерскую роту Преображенского полка, — поясняет Дмитрий Леин, военно-исторический клуб “Государевы драгуны”. — В обмундирование такого солдата входит камзол, ботфорты. И главное снаряжение гренадера — это его сумка, в которую помещается запас ручных гранат, которые он должен кидать. А на ремне сумки крепится специальная медная или латунная трубка, внутри которой помещается тлеющий фитиль, им гренадер поджигает гранату». 

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

В сумку влезает 6-7 гранат, каждая весом по килограмму. Поэтому в гренадеры брали только очень больших и выносливых людей. Правда, запаса гранат хватало примерно на одну атаку, а дальше солдат должен был действовать как обычный пехотинец. Для этого через спину у Дмитрия перекинуто ружьё весом около 10 килограммов. Беру в руку, понимаю, что даже удержать на весу такую махину очень нелегко, а из неё же ещё приходилось стрелять во время боя. Сам пехотинец управляется с оружием легко, как с игрушкой, показывает, как его заряжать и даже стрелять. Правда, в центре города это запрещено, поэтому нам приходится довольствоваться лишь сухим щелчком. Но в быту ружье вполне рабочее, засыпьте туда пороху, подожгите фитиль — и можно смело воевать. Стоит такой аксессуар больше 60 тысяч. Примерно в такую же сумму обходится весь наряд. Так что, не знаю уж, как в петровские времена, но в XXI веке стать гренадером — удовольствие не из самых дешевых.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

«Мне очень интересна конкретно эта эпоха, — делится со мной Дмитрий. — Люди родились в конце XVII века в привычном для них государстве, а потом всё вокруг начало меняться. Мне хочется погрузиться в психологию человека того времени, попытаться понять, как он всё это воспринял. Для того чтобы погружение произошло успешно, нужно, прежде всего, надеть эту униформу, походить в ней пару недель и поесть из настоящей посуды. Историческая атмосфера во многом зависит от еды, мы всё через желудок воспринимаем. Нужно поесть хорошую похлебку, выпить кваса из деревянного жбана, ну и почитать литературу того времени. Но самое главное, что-то сказать. Например: “Пойдем-ка, днесь, в особливу камору, там и предадимся мы с тобой амуру”. Мы не знаем, как звучал язык повседневный, потому что эпоха молчит, писем, документов, дневников осталось крайне мало. Но примерно речь восстановить можно, она, конечно, была другой. Мы вряд ли поняли бы человека того времени, если бы он к нам обратился».

Больше всего знаний об этой эпохе черпается, конечно, из археологии. И, как ни удивительно, из подводной. 

«Когда судно тонет, на нём всё сохраняется в одном месте, для исследователей такая находка — настоящий клад, — говорит Дмитрий. — Например, недавно в Балтийском море был поднят корабль “Архангел Рафаил”, купеческий, скорее всего, ещё и контрабандный. Так вот, там нашли несколько сундуков вещей того времени. Там вещи капитана, его кафтан, камзол, пуговицы, кухонная утварь, книги. И по одной такой находке можно много интересного почерпнуть об историческом периоде.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Люди вспоминают его чаще по фильму “Как царь Пётр арапа женил”. Поэтому эпоха для многих москвичей знакомая. Подходят, расспрашивают о деталях, фотографируются с большим интересом».

Прогуливаясь по аллее мы встречаем дам в шикарных нарядах. Видеть их, мирно шествующих среди обычных столичных жителей в топах и джинсах — необычно. Непонятно, то ли они перенеслись к нам из былых времен, то ли мы в центре старой Москвы смотримся более неуместно со всеми нашими современными гаджетами. Дамы спешат на небольшой импровизированный бал. Устремляемся за ними.

300 страниц танца

Возле памятника Гоголю развернулась настоящая эпоха барокко. Девушки в кринолинах, мужчины в париках, все чинно танцуют полонез. Следом за ним идет несколько парных танцев и один сольный, праотец современного балета. Зрителям недолго удается оставаться лишь наблюдателями. Очень скоро их приглашают в центр «танцпола» и разучивают с ними несложные движения.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

«Наша мастерская занимается реконструкцией танцев и культуры именно этой эпохи, век барокко, Петра, Екатерины, — разъясняет Елена Мельникова, учительница мастерской исторического танца Entrée, когда музыка стихает. — К этому направлению я пришла из классического балета. Есть такой балет “Пламя Парижа”, и там представлен танец как раз из этого времени. Мне стало интересно, как же его танцевали на самом деле. И я пришла в историческое общество, чтобы узнать, как двигались не стилизованно, а именно в ту эпоху. А поскольку сохранились в библиотеках все записи исторического танца, мы их расшифровываем и воплощаем на сцене. Социальные танцы могут быть простыми, их можно быстро разучить. Как вы видели, с этим легко справились даже наши зрители. А есть сольные танцы, для них нужна подготовка. Барочные танцы очень сложны. Король Людовик XIV, например, специально организовал академию танца, где им обучали профессионально. На разучивание одного сольного танца у меня в первый раз ушел месяц, с моей-то профессиональной подготовкой. Корпус, руки-ноги, ведут себя совершенно по-другому». 

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Контрдансов Елена знает около 10, сольных на одну даму — пока что 8, парных столько же, и есть ещё один танец на троих. Это очень мало, как говорит она. «Есть несколько сборников, больших многотомных, страниц по 300, в которых расписаны движения. По ним мы учимся. Каждая страница — это несколько тактов. Верху нотная строка, что играет музыка, а внизу прорисовано, как стоят руки и ноги. И один танец может растянуться на 10 таких страниц».

Это увлечение для Елены стало частью жизни и даже привело её к смене работы. Она окончила специальное учебное заведение и сейчас преподаёт малышам хореографию, в том числе и историческую.

«Сейчас такие танцы в Москве пользуются большим интересом, — рассказывает она. — Раньше это была прерогатива Петербурга, потому что они ближе к Европе, у них это более развито. В столице сегодня работает четыре исторических общества, которые занимаются этим направлением и даже проводят балы, стилизованные и реконструкторские». 

Отдельная тема — образ. Многие мастерицы, как признается Елена, уже освоили искусство создания исторических костюмов и шьют себе наряды дома самостоятельно. Тем, кто так не преуспел, приходится заказывать их у швей, которые создают костюмы, опираясь на исторические источники.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

«На мне сейчас прогулочное платье, — объясняет Елена, — есть ещё и бальное, оно устроено несколько по-другому. Но в любом платье того времени обязательный атрибут — это фижмы и панье, каркас под юбку из китового уса, которые меняли свою форму с течением веков. По тому, какой формы кринолин у женщины, можно легко узнать, к какому периоду она относится. У нас сзади и спереди юбки плоские, а по бокам идут расширения — это силуэт 18 века. В конце 17 века сзади были приняты такие подушечки небольшие. Так что мы быстро узнаем век, который представляют реконструкторы, по форме платьев». 

Если и вам хочется освоить мастерство барочного танца, приходите на выступления: по будням в 12:30, 14:30, 16:30, 18:30, по выходным в 11:30, 13:30, 15:30, 17:30, 19:30