Восстановить кожу. Московские хирурги провели уникальную операцию

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

«Эти врачи сделали невозможное, и чем дальше, тем больше я в этом убеждаюсь», — пациент, который еще совсем недавно висел на волоске от смерти, пока не верит, что остался жив, и не перестает благодарить за это специалистов больницы Вересаева.

   
   

10 дней реанимации и гемодиализ, два этапа пересадки кожи, впереди долгая реабилитация, но главное — уже сейчас он снова может вернуться к привычным делам.

Рядовая бытовая травма — мужчина ударился локтем — обернулась для 56-летнего москвича историей борьбы за жизнь. Неладное он заподозрил не сразу, через несколько недель на фоне поднявшейся температуры и усиления боли в руке отправился в частную клинику. Врачи диагностировали у мужчины бурсит локтевого сустава, гнойную флегмону вскрыли и дренировали.

Однако спустя несколько дней его состояние не улучшилось, а, напротив, ухудшилось. Ситуация осложнялась тем, что он оказался за городом. Мужчина был вынужден снова обратиться к врачам очередного медучреждения, где также провели все необходимые оперативные манипуляции, но никакого эффекта не последовало.

Cкорая помощь доставила его в больницу Вересаева. Перед врачами отделения гнойной хирургии развернулась катастрофическая картина: на правой руке развернулся обширный гнойно-некротический процесс, осложнившийся сепсисом.

«Состояние пациента было крайне тяжелым: разлагающиеся ткани дали интоксикацию. Развилась полиорганная недостаточность. Возникли осложнения, в частности, пневмония. Он пробыл в реанимации десять суток, пациенту было проведено несколько сеансов гемодиализа и переливания компонентов крови. Усилия медиков были вознаграждены. Пациенту была спасена жизнь», — рассказывает лечащий врач пациента Фуад Эмирасланов.

По словам хирурга, у пациента был диагностирован некротизирующий фасциит. Это инфекционное заболевание, возбудителями которого являются некоторые виды бактерий. Они поражают кожу, подкожную клетчатку и фасцию, — «футляр» мышц — в результате развивается обширное гнойное воспаление, которое может привести к септическому шоку, как это и произошло у пациента.

   
   

Вся правая рука мужчины от лучезапястного до плечевого сустава была поражена, она осталась без кожного покрова и подкожной клетчатки. Ситуация была настолько критична, что даже крайняя мера, которая иногда используется для спасения человека, — ампутация руки — не гарантировала улучшения состояния.

«Ампутация была возможна, но потенциальный риск этой манипуляции, а это все-таки считается операционной травмой и шоком для организма, был слишком высок, мы могли сделать еще хуже. Поэтому коллегиально приняли другой алгоритм действий», — объясняет заведующий отделением гнойной хирургии больницы Вересаева Ян Якобишвили.

Лампасные разрезы, санация, дренирование раны, удаление мертвых тканей, лекарственная терапия, реанимационный период и, наконец, постепенное восстановление жизненных функций организма — после стабилизации состояния пациента, находившегося на грани жизни и смерти, специалисты приступили к следующему этапу лечения.

Для ускорения регенерации поврежденных участков был использован специальный аппарат вакуумной терапии. Он обеспечивал постоянное отрицательное давление на рану и, как следствие, ее очищение, а также способствовал формированию новой живой ткани. После этого стало возможным начать пересадку кожи: расщепленный лоскут был взят с бедра пациента.

Аутодермопластика проводилась в два этапа, донорская ткань прижилась, и процесс восстановления наконец перешел в прогрессивную фазу. Сейчас мужчина выписан, но пока продолжит наблюдаться у хирурга.