Восьмилетняя Москва. Как на наших глазах преображаются новые территории

Развитие транспортной системы даёт импульс для строительства жилья, соцобъектов и создания рабочих мест. © / Официальный сайт Мэра Москвы

В июле 2012 г. площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза и в городе стало на два округа больше (прибавились троицкий и новомосковский – ТиНАО). А в рейтинге крупнейших городов мира столица поднялась с одиннадцатого места на шестое. 

   
   

С одной стороны, в Новой Москве, что называется, есть где разгуляться. На большой территории достаточно места и для жилых кварталов, и для предприятий промышленности, и для крупных спортивных объектов. С другой стороны, территория новых округов разрозненная. И чтобы из отдельных поселений создать единый административный центр, первым делом надо было развивать транспортную сеть.

Восемь станций за восемь лет

«Опыт последних восьми лет показал, что именно транспорт становится главным импульсом, мотиватором для застройщиков возводить объекты в Новой Москве – и жилые, и нежилые, – подчеркнул руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин. – До некоторых мест в ТиНАО раньше нельзя было добраться даже на вездеходе. А сегодня здесь новые дома, школы и больницы – всё необходимое для достойной жизни».

С 2012 г. Сокольническую линию метро продлили в юго-западном направлении на восемь станций. Одна из них – «Прокшино», её вестибюль окружает земельный участок в 135 гектаров. Застройщик уже начал возводить здесь спортивно-развлекательный комплекс. Его общая площадь составит 700 тыс. кв. м, здесь может появиться до 20 тыс. рабочих мест.

«Вот что даёт строительство «в чистом поле» новой станции метро, – уточнил В. Жидкин. – Это мощный импульс для строительства не только жилья, но и мест, где москвичи могут работать, реализовывать свой профессиональный потенциал».

Сейчас ведутся работы по продолжению ветки от Третьего пересадочного контура до Коммунарки, где она соединится с Сокольнической линией. Следующий этап – строительство метро до Троицка.

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Первым делом – социалка

Есть где жить и где работать – условие необходимое, но недостаточное. Нужно где-то учиться и лечиться, гулять и отдыхать.

   
   

«Социальная инфраструктура остаётся важным направлением нашей работы, – рассказал руководитель департамента. – За восемь лет на присоединённых территориях построили в 2,3 раза больше детских садов, чем за весь предыдущий период. Школ возведено в 2 раза больше, чем за предыдущее время. Другими словами, за восемь лет сделано в разы больше, чем за целый век!» К слову, все новые детские сады в ТиНАО проектируются с бассейнами.

Во время эпидемии в ТиНАО развернули два крупных центра для борьбы с COVID-19 – больницы в Вороновском и Коммунарке. Благодаря второй о Новой Москве узнали во всей стране.

«Мы редко говорим об этом, но в Новомосковском и Троицком округах есть 7 музеев, 34 библиотеки, 14 крупных школ искусств, – сообщил В. Жидкин. – Школа им. Глинки располагается в просторном здании, которое может вместить всех детей Троицка».

С получением статуса столицы на новых территориях случился строительный бум. Новостройки разной этажности, таунхаусы и коттеджи разного класса – каждый под запрос. Для покупателей разного уровня доходов найдётся своё предложение.

«Надеемся, это выбор на всю жизнь»

Поначалу городские власти даже упрекали в том, что жильё в Новой Москве слишком уж доступное: низкие цены могут спровоцировать приток жителей из других регионов. И в 2013 г. так и произошло. Тогда доля москвичей, покупавших жильё в ТиНАО, составляла только 18%. Сейчас этот показатель вырос до 63%.

«Такой рост случился благодаря качеству жилья, городской среды, объектов социального значения и транспортной доступности, – подчеркнул Владимир Жидкин. – Мы видим, что молодые люди покупают квартиры в ТиНАО, чтобы полностью «осесть» – жить, работать, воспитывать детей. Это не переходный вариант на год-два. Это выбор, который горожане, мы надеемся, делают на всю жизнь».

Кстати

Уже сделано

  • Построено более 80 ­социальных объектов.
  • Построено 211 км ­магистральных дорог.
  • Построено 14 млн кв. м жилья.

В планах

  • До 2035 г. планируется построить не менее 25 станций и 72 км линий метро.
  • До 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию не менее 100 социальных объектов.
  • До 2035 г. общая площадь нового жилья составит 56 млн кв. м.