Вопрос взаимодействия. Эксперты обсудили межнациональные отношения в школе

Илья Питалев / РИА Новости

В издательском доме «Аргументы и факты» прошел круглый стол, посвященный теме межнациональных отношений в школе. К мероприятию в режиме онлайн присоединились учителя, эксперты и журналисты. Всех их волновал вопрос о том, как укрепить дружбу между детьми разных национальностей.

   
   

Понять ценность культуры других людей

Как сформировать гармоничные межэтнические отношения у подростков — вопрос насущный. По мнению учителя истории и обществознания московской школы № 1367 Германа Хаткевича, человек не рождается националистом, точно так же как он не рождается с интернационалистскими взглядами. Позиции формируются, и школы могут вносить очень большой вклад в то, чтобы гармонизировать отношения между детьми, сформировать нравственную культуру и понимание ценности культуры других людей. «Например, на уровне федерального образования мы можем обратить внимание на требования к результатам основной образовательной программы, — привёл он в пример Федеральные государственные образовательные стандарты. — Среди них указывается воспитание и формирование толерантности, гражданской позиции и патриотизма. В Москве реализуется ряд программ, которые конкретизируют эти общие ориентиры».

Также участники круглого стола делились опытом создания в школах атмосферы, в который была бы невозможна конфронтация на межнациональной почве. Как заметила заместитель директора школы № 2123 им. М. Эрнандеса Светлана Артемова, дети, упоминая в ссоре национальность другого человека, часто даже не понимают, о чём идёт речь, и тогда конфликт, начавшийся как межличностный, перерастает в межнациональный. В школе № 2123 довольно большой процент учащихся из стран дальнего и ближнего зарубежья, поэтому воспитательной работе здесь всегда уделяли большое внимание, практика наращивалась годами и выросла общешкольная система. «Конечно, ребята, приходящие в первый класс, сразу видят, что они разные, — отметила педагог. — Но дети открыты миру, и мы всячески это поддерживаем, формируя доверительную обстановку в школе. Так как общение идёт на всех уровнях (у школьников — между собой и со взрослыми), то адаптация у плохо владеющих русским языком происходит легче. Приезжие, насколько могут, включаются в уроки и во внеурочные мероприятия, никто не стесняется, все, наоборот, ищут контакта, и овладение не знакомым им языком происходит быстрее. Если конфликт всё же возникает, учителя разбираются в его сути и попутно объясняют, что мы уважаем другого, мы принимаем друг друга».

Патриотическое воспитание — в помощь

Часть разговора эксперты посвятили обсуждению патриотического воспитания. Преподаватель истории и обществознания школы «Свиблово» Юлия Нищетова считает, что для школьников понятие «патриот» необходимо перевести из абстрактных в конкретные. «Воспитание патриотизма я всегда считала основной составляющей на своих уроках. Первое, что я должна привить детям, — это любовь к истории, Родине, городу. Анализируя, мы приходим к тому, что история России — во многом история войн, в которых россияне проявляли героизм, мужество, переносили тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши предки жертвовали любовью, состоянием, жизнью во имя интересов Отечества», — сказала она.

В помощь учителям – свыше 800 школьных военно-исторических музеев, проект «Кадетский класс в московской школе», региональное движение «Юнармия», различные мероприятия патриотической направленности Московского центра «Патриот.Спорт». «Взять хотя бы подготовку кадетов к параду. Это огромный труд! — считает первый заместитель директора Московского центра «Патриот.Спорт» Игорь Мельниченко. — Отпадает необходимость говорить о национальностях и межэтнических отношениях: все идут плечом к плечу с товарищами, друг друга поддерживают. Ребят объединяет общая идея и цель: служение Родине, верность традициям и дань уважения памяти предков».

Родители — это союзники

Работа с родителями — ещё одна тема этого круглого стола. Сотрудники школ обменялись примерами наиболее удачного взаимодействия с семьёй. «То, что ребёнок видит и слышит дома, — это основная часть воспитания, — полагает заместитель директора школы № 709 Елена Большакова. — И школа может здесь стать очень хорошим регулятором».

Она рассказала, как из небольшого события, организованного одним учителем для своего класса, возник фестиваль национальных культур, благодаря которому межэтническое общение в школе, где учатся дети 24 национальностей, вышло на новый уровень. «Мы предложили любой семье принять участие в фестивале: рассказать о своей национальности, о традициях, выступить с творческими номерами, приготовить национальные блюда и т. д., — рассказала Е. Большакова о зарождении праздника. — Опасались, что люди будут стесняться, не придут, но мы увидели, насколько родители доверяют школе. Родители учеников с 1-го по 11-й класс быстро перезнакомились, они писали сценарии, репетировали, члены диаспор много отвечали на вопросы о национальных традициях. Школа буквально кипела на протяжении трёх месяцев подготовки. Фестиваль принёс столько позитива! Так что родители — большие союзники в решении этих вопросов».

   
   

Участники круглого стола сошлись во мнении, что школа — один из институтов, которые, несомненно, способны формировать культуру межнационального общения.