В «тапочковой» доступности. Как постаматы делают жизнь москвичей удобнее

Чтобы забрать заказ, не нужно даже выходить из дома. © / Проект «Московский постамат»

Постаматы появляются в магазинах, аптеках, на парковках. Это удобно: забрать свой заказ можно недалеко от дома. А если прямо в подъезд­е?

   
   

По данным аналитиков рынка розничной электронной торговли, в прошлом году жители России сделали онлайн 2,8 млрд заказов, то есть в среднем более чем по 19 заказов на каждого, включая младенцев. А рост количества покупок в сети по отношению к 2022 г. составил 65%. Особенно активно электронной торговлей пользуются москвичи. И в городе живо развиваются сети доставки: с помощью курьеров, пунктов выдачи, а также постаматов. Последний вариант быстро набирает популярность, ведь устройства занимают небольшую площадь и могут быть установлены даже в подъездах жилых домов, то есть в «тапочковой» доступности для клиентов. К тому же такой способ бесконтактной доставки интернет-заказов предполагает, что через один постамат выдаются заказы разных интернет-магазинов и маркетплейсов. 

Правительство Москвы решило поддержать развитие этого востребованного у жителей сектора, создав городскую инфраструктуру для ещё более удобной доставки товаров. Так в 2022 г. появился проект «Московский постамат», который призван повысить качество жизни и уровень комфорта москвичей. Кстати, одним из первых к проекту присоединился «Яндекс Маркет». 

Планируется установить в городе более 10 тыс. устройств сети. Их размещают в подъездах многоэтажек. Конечно, если позволяет площадь (в малогабаритных подъездах постаматы не устанавливают). В связи с этим у наших читателей возникают вопросы.

Что с безопасностью?

Не создаёт ли установка постаматов в подъезде угрозы безопасно­сти жильцов? Ведь в подъезд могут заходить чужие люди.

А. Воронова

Постаматом пользуются только жители подъезда. Если вы имеете в виду курьеров, то они заходят в дома и без постаматов, доставляя заказы в квартиры. Ну а те, кто доставляет их в московские постаматы, как разъяснили в Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы, проходят дополнительную проверку. Они кладут товар в ячейку и по этажам не ходят. Доставка осуществляется в рабочее время: с 8.00 до 20.00. Кстати, для обеспечения сохранности заказов постаматы находятся под видеонаблюдением. Ячейка активируется при оформлении заказа онлайн и доступна только курьеру и получателю по одноразовому индивидуальному коду. 

   
   

Сколько платить?

Постаматы потребляют электроэнергию. Сколько придётся платить жильцам подъезда?

В. Синельникова

Жильцам ничего не придётся платить, разъяснили в Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы. Владелец постамата арендует площадь в подъезде. Поэтому устанавливает и проводит техническое обслуживание за свой счёт, оплачивает электроэнергию тоже он. 

Кроме того, перечисляет управляющей компании ежемесячную арендную плату, которая поступает в распоряжение жильцов. Они на общих собраниях принимают решение, на что потратить эти средства.

Как установить постамат?

Что нужно сделать, чтобы установить постамат в подъезде?

В. Кожевников

Решение об установке постамата в подъезде принимают собственники квартир. Прежде всего нужно зайти на страницу проекта mos.ru/postamat. Там нажать кнопку «Хочу постамат» и заполнить небольшую анкету. Заявку рассмотрят и сообщат о включении её в план по установке устройств сети «Московский постамат», если дом и подъезд соответствуют техническим требованиям.