В центре внимания пациент. Москва переходит на новый стандарт медпомощи

В одном из корпусов резервного госпиталя в Сокольниках действует тренировочный полигон, он создан для будущих сотрудников ССК. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В Москве отбирают сотрудников для создаваемой сети современных скоропомощных комплексов (ССК). Работу с пациентами, поступающими в стационары, переводят на новые стандарты.

   
   

Шесть адресов надежды

«Скоропомощной комплекс – на территории больницы им. Буянова – построен больше чем наполовину. Современный медцентр сможет принимать до 300 экстренных пациентов в сутки, – написал мэр Собянин на своей странице ВКонтакте. – Ставить диагнозы и оказывать неотложную и скорую помощь пациентам будут прямо в палатах, оборудованных всей необходимой техникой».

ССК начнут постепенно открываться в течение 2023 г. Первыми – в НИИ СП им. Склифосовского и ГКБ им. Вересаева. Затем к ним присоединится ГКБ им. Боткина и ГКБ № 15 им. Филатова. А во втором полугодии начнут работу комплексы в ГКБ им. Буянова и ГКБ № 1 им. Пирогова. Флагманов экст­ренной и неотложной помощи выбирали из лучших больниц, плюс было важно их территориальное расположение, чтобы бригады скорой доезжали как можно быстрее.

Скоропомощные комплексы – это не очередные корпуса всем известных стационаров. Речь идёт о принципиально новом подходе к работе с экст­ренными пациентами. Всё должно быть идеально отлажено и сконцентрировано вокруг больного. Например, о том, кого везут и с каким анамнезом, врачи ССК будут узнавать сразу же, как только бригада скорой примет решение о госпитализации. Электронная медкарта москвича тут же станет доступной медперсоналу комплекса.

Командная работа – ключ к успеху

Для ССК набирают 2000 сотрудников – к соискателям присматриваются очень внимательно. Важны не только компетенции, но и готовность человека работать по новым стандартам, постоянно учиться и главное – быть частью команды, а не приглашённой звездой. 1,6 тыс. человек (500 врачей и 1,1 тыс. медсестёр) уже прошли телефонные интервью и оценку резюме, сейчас проверяются их знания и практические навыки.

«Для врачей оценка профессиональных компетенций проводится на базе Кадрового центра Департамента здравоохранения Москвы, средний персонал демонстрирует свои знания и навыки в колледже № 7», – поясняет замруководителя столичного Департамента здравоохранения Елена Ефремова. Следующий этап испытаний – дополнительное обучение, состоящее из более чем 70 образовательных программ и тренингов.

Кстати, единые алгоритмы (кто из персонала, в какой последовательности и за какое время должен делать разные манипуляции) разрабатывали практикующие медики. Получилось 87 пошаговых инструкций, которые охватывают более 96% всех поводов для обращения за экстренной помощью. Для ССК готовят самые современные помещения, оборудование и сервисы.

   
   

При этом ключевой новацией считается то, что в центре внимания должен быть пациент. С этим связаны система триажа, правило «врач к пациенту» (без ходьбы больного по разным кабинетам в приёмном отделении), психологическая помощь и поддержка социальными координаторами. «Экстренная госпитализация человека на скорой – всегда стресс, – пишет мэр Собянин на своей странице ВКонтакте. – Поэтому рядом с пациентами и их родными будут социальные координаторы. Они помогут сориентироваться в больнице, ответят на вопросы, в сложной эмоциональной ситуации пригласят психолога, вызовут такси и при необходимости помогут получить соцпомощь после выписки». Обязательным будет ещё один важный сервис – контакт-центр для родственников.

В ССК всё продумано до мелочей: как врачам должно быть удобно проводить консилиумы, так пациентам должно быть комфортно принять душ. Даже озеленять территории вокруг комплексов будут с учётом рекомендаций аллергологов.