«У цифровой среды много плюсов». Московский психолог — о мотивации к учебе

​Для многих родителей временный переход на дистанционное обучение оказался неожиданным: вместо привычного присутствия в классе ребёнок сидит перед экраном, даже портфель собирать не надо. Повлияет ли вынужденная мера на мотивацию школьников к учёбе? Об этом в интервью «АиФ» рассказала психолог Городского психолого-педагогического центра Оксана Голерова.

   
   

Временная мера

АиФ.ru: Оксана Александровна, дистанционное обучение привносит в жизнь родителей много хлопот. А что насчёт детей? Учиться онлайн — это стресс для школьников?

Оксана Голерова: Любую новую форму обучения дети воспринимают с интересом и любопытством, у них нет изначальных предубеждений (в отличие от родителей), что обучение за компьютером или через телефон — это плохо. Дети смогут составить своё мнение только через какое-то время после начала дистанционного обучения, сравнив его с привычной школой. Тем более что цифровая среда — это то, в чем наши дети находятся постоянно. Они постоянно сидят в гаджетах, в соцсетях, чатах, играх, приложениях. Большая часть жизни детей и взрослых уже там, хотим мы этого или нет. Поэтому было бы странно насильственно ограничивать переход обучения в эту современную сферу. Тем более что дистант — временная мера, ребята все равно вернутся в школы, но уже с новым багажом знаний и умений. Вопрос сейчас только в том, насколько содержательной и интересной эта сфера будет. А это уже зависит от нас, взрослых: родителей, учителей, классных руководителей.

— Но ведь очная и онлайн-учёба — это не одно и то же. Когда дети сидят в классе, их внимание проще удержать, их проще заинтересовать темой урока.

— Интерес к учёбе не зависит от формата обучения. Если ребёнку интересно содержание предмета, если он может применять полученные знания в практической деятельности или чувствует себя успешным, уверенным, гордится своими достижениями, то учебная мотивация будет высокой. Если вдруг родители чувствуют, что мотивация у ребенка снизилась, то проверьте режим дня: он должен быть структурирован, ребенку не стоит надолго откладывать время отхода ко сну. Постарайтесь заранее планировать день, чтобы избегать переутомления и равномерно распределять учебную нагрузку, совмещать ее с физическими упражнениями: зарядкой и прогулками.

Не читал, но осуждаю

— Мы видим по соцсетям, что, даже если ребёнок справляется с учебой на удалёнке, у некоторых родителей всё равно растёт недовольство дистантом. Что бы вы могли им посоветовать?

— Очень важно то, как сами родители относятся к сложившейся ситуации, потому что дети во многом ориентируются на родителей. Если родители хотят минимизировать какие-то негативные переживания у своих детей, которые могут появиться в связи с переходом на дистанционный формат обучения, им самим не нужно демонстрировать свое негативное отношение, транслировать его. Родителям, как правило, сложно воспринимать новое и незнакомое, а дистанционное обучение до настоящего момента не было настолько повсеместным. Поэтому первый и самый важный совет для родителей — проявите интерес к этому формату. Без предубеждений и предварительных оценок, просто понаблюдайте за тем, как проходят занятия, какие эмоции у самого ребёнка после этих занятий, насколько ему хочется прийти на следующий урок, если есть какие-то интересные мысли или идеи, обязательно поделитесь ими с преподавателем. В первую очередь нужно ознакомиться с системой и только потом — выносить решение о том, насколько она хороша. А то получается стандартная ситуация: «Я не читал (ничего о ней не знаю), но осуждаю».

   
   

— Уходящий год прошел под знаком дистанта. Можно ли уже сделать выводы — хотя бы промежуточные — об эффективности такой формы обучения?

— Дистанционное обучение еще не показало весь свой потенциал, а у цифровых платформ он огромен. Ведь то, что мы называем сегодня «стандартным» или «классическим» образованием, тоже сформировалось не за один день или год. У цифровой среды много плюсов, самый очевидный из которых — дети меньше сил тратят на дорогу, поэтому меньше устают. В цифровой среде сложнее отвлечься от занятия на разговор с одногруппником, «поперебрасываться записками», поюморить, разговор получается более структурированным. Цифровая среда дает множество возможностей для разнообразия учебных форматов: это и викторины, и тесты, и интерактивные игры, и развивающие приложения. Все это позволяет поддерживать интерес и мотивацию ребят к учебе. Более того, некоторые дети, благодаря индивидуальной работе и работе с цифровыми средствами, смогли раскрыться, проявить себя с неожиданной стороны, продемонстрировать свои таланты.

В Городском психолого-педагогическом центре регулярно проходят онлайн-консультации с детьми и родителями: можно написать в анонимный чат, позвонить по телефону доверия или задать вопрос в «родительской приемной». За время дистанционного обучения не было отмечено резкого всплеска обращений из-за перехода учебы в онлайн. Многие родители понимают, что дистант — просто один из возможных форматов обучения, который при грамотном использовании не только не снизит мотивацию к учебе, но и, наоборот, сможет сделать процесс познания более разносторонним и увлекательным.