Масштабный проект развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла (ЦТУ), рассчитанный до 2024 года, уже сейчас делает более комфортной жизнь миллионов москвичей и жителей близлежащих регионов.
Так, открытый в конце января транспортно-пересадочный узел между платформой НАТИ Октябрьской железной дороги и станцией «Лихоборы» Московского центрального кольца существенно сократил время на пересадку, которую теперь можно осуществить по принципу «сухие ноги».
По прогнозам специалистов, к концу года пассажиропоток только здесь может увеличиться почти в два раза — до 20 тысяч человек. В целом же, когда будет завершена реализация программы развития ЦТУ, ежегодные перевозки увеличатся до 850 млн пассажиров.
Станции — мини-вокзалы
Объединив усилия со столичными властями, компания «РЖД» осуществляет колоссальную работу по созданию в черте города «умной» логистики по принципу бесшовных технологий.
ТПУ «Верхние Лихоборы» — только небольшой, хотя и значимый участок проекта, который реализует компания. Примерно за полтора года были возведены новые пассажирские вестибюли — фактически мини-вокзалы, частью которых стали платформа НАТИ и станция «Лихоборы». Теперь пассажирам, прибывающим из Зеленограда, Химок и Твери, не обязательно ехать, как раньше, до Ленинградского вокзала. Они могут пересесть на МЦК в условиях, максимально приближенных к комфорту метрополитена.
Уникальность проекта заключается в том, что Октябрьская железная дорога — одно из самых загруженных направлений, где курсируют поезда дальнего следования, пригородные электрички и скоростные «Сапсаны». Тем не менее в рекордные сроки были возведены сооружения на площади 2,7 тыс. кв. метров, монтаж которых проводился, как правило, в ночные технологические окна в графике поездов.
Развитие внутригородского сообщения
По мнению экспертов, транспорту, в том числе железнодорожному, принадлежит ключевая роль в формировании облика современного мегаполиса. Более того, от динамики развития транспортной системы и от того, насколько оперативно она реагирует на вызовы времени, зависит экономический рост городов. И столица в этом смысле — пример для регионов.
Как отметил глава РЖД Олег Белозеров, «железнодорожный транспорт — это городской транспорт будущего, ключевыми условиями которого являются экология, чистота, Wi-Fi, возможность работать во время перемещения по городу».
Поэтому приоритетным направлением стартовавшей в 2012 году новой стратегии транспортной системы стало развитие внутригородского железнодорожного сообщения и интеграция его в общие потоки. Объем планируемых инвестиций до 2024 года составляет свыше 800 млрд рублей, из которых больше 310 млрд — это средства РЖД, оставшаяся часть поступит из федерального и столичного бюджетов. По данным госмонополии, с начала реализации проекта освоено около 350 млрд рублей, в том числе 115,4 млрд рублей составили средства РЖД, 128 млрд рублей поступили из федерального бюджета, 101,4 млрд рублей — от правительства Москвы.
Новые объекты и маршруты
В рамках проекта с 2012 по 2018 годы было уложено 524 км пути, реконструирован 651 км контактной сети, обновлены 112 пассажирских платформ и 54 вестибюля.
Кроме того, практически каждый год отмечен вводом в строй значимого объекта или появлением на карте Москвы нового маршрута. Так, в 2013 году было организовано пассажирское сообщение между Киевским вокзалом и новым остановочным пунктом Новопеределкино, в 2015-м — запущено тактовое движение пригородных электропоездов на участке Москва — Крюково Октябрьской железной дороги. Годом позднее для обеспечения доступности открытого международного аэропорта «Жуковский» электропоезда «Спутник» стали останавливаться у платформы Отдых Казанского направления.
Также в 2016 году открылось МЦК протяженностью 54 км, которое примерно на 15% разгрузило столичную подземку — в будние дни им пользуются около полумиллиона человек. Для пассажиров сейчас доступна 31 станция, плюс к этому с МЦК можно сделать пересадку на 21 станцию метро и на 10 платформ радиального направления ЦТУ.
Перед открытием наземного кольца железнодорожники проделали беспрецедентный объем работ: была выполнена его полная электрификация, а для этого установлено почти 5000 опор, смонтировано 419 км контактной сети. Кроме того, была создана новая система интервального регулирования движения поездов, а также выполнено переустройство свыше 300 инженерных коммуникаций.
Ускорение движения
С первых месяцев работы МЦК стало визитной карточкой столицы, туристы даже внесли его в список достопримечательностей, обязательных к посещению. Так что вполне заслуженно по итогам 2017 года МЦК было признано лучшим мировым проектом в сфере пассажирского транспорта. Годом позже в глобальном исследовании консалтинговой компании McKinsey Москва вошла в топ-10 мировых мегаполисов «по удобству и эффективности транспортной системы».
Проект динамично развивается. Только за три года эксплуатации интервал движения в час пик уже дважды сокращался: в мае 2017 года с 6 до 5 минут, в ноябре прошлого года — с 5 до 4 минут. Такое «ускорение» позволило увеличить расчетную суточную вместимость поездов на 36% в будние дни (с 496 тыс. до 679 тыс. пассажирских мест) и на 40% — в выходные и праздничные (с 421 тыс. до 592 тыс. мест). А уже в недалеком будущем поезда МЦК планируется сделать беспилотными. Первую такую «Ласточку» РЖД протестировали летом прошлого года. По словам Олега Белозерова, госкомпания планирует запустить современные поезда в 2021 году.
Еще один крупнейший проект — наземное метро для жителей Москвы и Подмосковья, Московские центральные диаметры — стартовал в ноябре прошлого года. Первая ветка соединила Одинцово и Лобню, вторая — Нахабино и Подольск. Общая протяженность запущенных диаметров — 132 км, на которых пока открыто 57 станций, но уже в ближайшем будущем их будет 66. Планируется, что в 2020 году пассажиропоток диаметра «Лобня — Одинцово» составит примерно 43 млн пассажиров, а «Нахабино — Подольск» — около 49 млн.
Запуск новых станций и прокладка путей
В 2020 году РЖД планируют сохранить набранные темпы строительства по всем значимым направлениям: прокладка новых путей, ввод станций и «связок» на МЦД, а также остановок на МЦК специально для поездов дальнего следования.
Компания модернизирует инфраструктуру стратегических участков Московской железной дороги, образующих диаметры МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». Кроме того, будут продолжены работы по развитию участка «Москва — Каланчевская — Курский вокзал».
На МЦД-2 в конце января открылась еще одна станция — «Остафьево», которая улучшила транспортную доступность Новой Москвы. Также в 2020 году в черте города должны появиться новые остановочные пункты центральных диаметров — «Славянский бульвар» и «Курьяново». Планируется начать работы по строительству новых станций на МЦД-1 — «Дмитровская» и «Петровско-Разумовская», а на МЦД-2 — «Марьина Роща», которые в перспективе создадут пересадочные контуры между диаметрами.
Кроме того, будут строиться дополнительные железнодорожные пути и проводиться подготовительные работы для запуска новых диаметров. Так, на Киевском направлении РЖД возводят соединительную ветку между Белорусским и Киевским направлениями, на которой расположатся четыре новых остановочных пункта недалеко от МЦК. Таким образом, Киевское направление будет интегрировано с центральным кольцом.
Как отметил заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, Москва следует мировому тренду, вводя тактовое движение всего общественного транспорта, когда поезда, электрички и трамваи следуют четко по расписанию с минимальными интервалами. «Пассажиры быстро к этому привыкают — могут планировать время поездки и не следить за расписанием», — заявил эксперт.
Экономический эффект подсчитают со временем эксперты, а москвичи и жители Подмосковья таких крупных городских территорий, как Мытищи, Королев, Пушкино, Лобня, Одинцово, Подольск, Красногорск, уже ощутили, что добираться стало проще и комфортнее. К тому же во всем общественном транспорте ЦТУ действуют единые стандарты обслуживания, когда проезд можно оплатить знакомой всем картой «Тройка».