Света в конце тоннеля. Красавица-блондинка водит поезд в московском метро

Виолетта Бурлакова. / АиФ

«Женщина за рулем» — звучит как начало всем известной стереотипной фразочки. Но столичный метрополитен разрушает шаблоны. Здесь с 2021 года — впервые за последние 40 лет — за рычаг управления подземных электропоездов сажают дам. О том, кто они — современные машинистки и как получить эту профессию всего за 4 месяца, узнал корреспондент aif.ru.

   
   

«Переживала, что будут как-то подшучивать»

В электродепо «Руднёво» прибавление. Теперь на посту ежедневно — первая машинистка Некрасовской линии метро Светлана Костина и две ее помощницы — Галина Овсянникова и Анастасия Слесарева.

Света родом из Омска. Однажды она решила переехать за поиском возможностей в Москву. Прошла собеседование на должность «машинист трамвая», но уже на следующий день получила более интересное предложение: попробовать себя в роли машиниста электропоезда.

«Это моя большая машина, и это точно больше, чем я хотела получить. Я не ожидала, что смогу, потому что видела, как на пути к этой цели мои одногруппники опускали руки и уходили. А все потому, что машинист — очень образованный человек, который должен держать много информации в голове. Тем более что всю груду знаний нужно усвоить всего за 4,5 месяца. Но я смогла, и мне нравится, что на меня возложена такая ответственность. К тому же ценю свою работу не только за интерес и возможность развиваться, но и за потрясающий коллектив. Когда я только пришла, переживала, что будут как-то подшучивать, но нет, все оказалось наоборот. Меня встретил начальник депо, сказал напутственные слова, и я почувствовала себя как дома», — рассказывает Светлана Костина.

Фото: АиФ/ Виолетта Бурлакова.

Хорошо забытое старое

Кстати, в Москве женщина-машинист — не нонсенс. Начиная с 1936, почти через год после основания метро, девушки активно вливались в мужской коллектив метрополитена и даже создавали целые бригады. Особенно много девушек трудилось в военное и послевоенное время. Но в 1980 годах, из-за высокой нагрузки, ввели запрет на прием женщин на должность машиниста.

И вот, спустя чуть больше 40 лет, с качественными переменами московского метрополитена, с созданием автоматизированной системы управления, комфортабельных составов и высокотехнологичных депо, время повернулось вспять. Сейчас в метро на Филёвской и Некрасовской линиях трудятся 60 прекрасных дам, и еще 50 проходят обучение в корпоративном университете.

   
   

«Были скептики, которые говорили, что женщинам будет тяжело или они не справятся, но все это ерунда. Женщины влились в трудовой коллектив машинистов и успешно, эффективно работают. В перспективе девушки будут работать на всех линиях подземки. Кстати, по статистике, московский метрополитен в части женского труда занимает лидирующие мировые позиции — уступив лишь метрополитену города Мехико», — подмечает заместитель начальника Московского метрополитена Павел Ковалёв.

Фото: АиФ/ Виолетта Бурлакова.

Все под контролем

Пассажиры обычно удивляются, увидев, что метропоездом управляет женщина. Но в целом идею вернуть слабый пол «за руль» одобряют.

«Женщины давно взяли бразды правления, наверное, всеми видами транспортных средств. Кроме того, мне кажется, что справляются они получше мужчин, так как не геройствуют и чувствуют возлагаемую ответственность. К тому же, я думаю, в метро, как и в самолетах, по большей части поездом управляет какая-нибудь автоматика, поэтому девушкам остается делать то, что они умеют лучше всего, — держать все под личным контролем», — говорит пассажирка Людмила.

Но с тем, что управлять пятивагонным поездом легко, машинистки не торопятся соглашаться. Хотя в работе машиниста — много плюсов. Это график и возможность выстраивать рабочие будни так, чтобы дело точно не наскучило. Смены — утренние, дневные и ночные, и для удобства они постоянно меняются.

Фото: АиФ/ Виолетта Бурлакова.

Учиться недолго

Кстати, стать машинистом может любой. Для этого достаточно пройти 4,5 месяца учебы, еще месяц практики, чтобы понять, точно ли это — твое, и заключительные 3 месяца обкатки. Итого: меньше года учебы, и вы — профессиональный машинист. К слову, и зарплата, по данным приложения по подбору вакансий, вполне достойная — от 120 тысяч рублей.

«Метрополитен непрерывно развивается. Практически на 50%, относительно 2011 года, количество станций увеличилось, открываются новые линии, совсем недавно мы открыли крутейшее метрокольцо — БКЛ. То есть мы постоянно создаем новые рабочие места для москвичей и жителей Подмосковья, да и других регионов. Мы формируем стандартные группы машинистов электропоездов смешанного состава — из мужчин и женщин. Никаких исключений по программе, послаблений, каких-то изменений нет — учебная программа для всех единая. В течение всего периода обучения выплачивается стипендия в размере 40 000 тысяч рублей», — подытоживает Павел Ковалёв.