По его словам, волонтёрские движения набирают в России популярность, но не у всех есть возможность участвовать в поисках на местности.
Когда счёт идёт на минуты
«В первую очередь с помощью обычного телефона можно принимать звонки, которые ежедневно поступают на «горячую линию» отряда: 8 (800) 700-54-52. В сутки обычно раздаётся 100 звонков, и большинство людей обращаются с большой бедой – кто-то из родных или знакомых не вышел на связь, не вернулся домой. И здесь счёт идёт, конечно, на часы и даже минуты. Оператор должен принять информацию, внести в базу данных, иногда успокоить звонящего. Конечно, всему этому мы обучаем, и это важный вклад, не менее важный, чем участие в выезде на поиск в лес или город», – пояснил координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт».
Другой способ помочь – сбор информации о пропавших. Зачастую о пропаже заявляет один из родных, при этом для выяснения деталей случившегося нужно обзвонить других родственников, а также друзей, знакомых, соседей, коллег. Часто бывает, что таких обзвонов достаточно, чтобы найти человека. Иногда такое «исчезновение» становится следствием ссоры или конфликта.
«И при обычном разговоре со знакомыми пропавшего может внезапно выясниться, что человек давно собирался куда-то уехать», – отметил О. Леонов.
Виды удалённой помощи
Если же разговоры ни к чему не привели, требуются ещё несколько видов удалённой помощи: обзванивать больницы, размещать информацию о пропавшем в соцсетях. Чем больше охват, тем больше шансов, что те, кто видел этого человека, сообщат о его местонахождении.
Нужны не только электронные объявления, но и бумажные ориентировки. Чтобы их распечатать, требуются принтеры. Потому те, у кого они есть, могут помогать распечатывать, а другие волонтёры уже расклеят листовки по городу.
Одна из самых затратных с точки зрения человеческих ресурсов работа за компьютером – это просмотр снимков, сделанных дронами, которые поисковики запускают над лесом в надежде зафиксировать потерявшегося. За один такой запуск коптер делает несколько тысяч снимков, на каждом из которых среди веток и листвы может быть запечатлен пропавший. Отсмотреть эти снимки нужно как можно быстрее – от этого зависит жизнь человека.
На помощь волонтёрам пришёл искусственный интеллект. Компания «Билайн» создала алгоритм, который отсеивает большинство снимков, на которых точно нет человека. Но оставшиеся всё равно необходимо внимательно отсматривать. В особо сложных случаях помощь оказывают пользователи сервиса «Яндекс.Толока». Они обрабатывают до 250 тыс. таких фотографий в месяц. Чтобы исключить вероятность ошибки, одни и те же снимки показывают сразу нескольким исполнителям. Благодаря этому отряд «ЛизаАлерт» может сэкономить время, которое особенно важно при поисках пропавших в труднодоступных местах.
Кроме того, волонтёры могут дистанционно помогать при помощи телефона выводить из леса заблудившихся. «Всего существует 26 инструментов, с помощью которых можно дистанционно вывести из леса человека или группу людей. Здесь важно действовать быстро, потому что телефон может в любой момент разрядиться, и тогда связи с потерявшимися совсем не будет. Это направление у нас в отряде называется «Лес на связи». Выводить людей мы тоже обучаем. Это занимает намного больше времени, чем подготовка к приёму звонков и заявок, но зато экономит усилия сотен волонтёров, которым не придётся заходить в лес, чтобы найти потерявшихся», – рассказал О. Леонов.