Старая, старая сказка. В Москве открылся новый блошиный рынок

Все хотят купить что-то стоящее за разумные деньги – это больше, чем шопинг, азартнее, чем спорт, познавательнее, чем э­кскур­сия. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

За чем едут на площадь трёх вокзалов жители города и п­риезжие?

Пожелтевшие дореволюционные открытки здесь сосед­ствуют с советскими биноклями, подстаканники из нер­жавейки с ажурными веерами, рядом ветхие кружева и аляповатые пуговицы из пластика, тут же гжель и палех – такой вот антикварно-винтажный винегрет. «У нас ещё лет 5–10 назад старыми считались вещи довоенные, – рассказала автор проекта Елена Кренцель. – Сейчас граница современного и старого сдвинулась – теперь ценность приобрели предметы даже 1960–1980-х гг.». Вот и поди знай, что сейчас винтаж, что second hand, а что вообще антиквариат?

   
   

Вам, меломаны

Если раньше первейшим атрибутом блошиных рынков и прочих барахолок были тяжёлые граммофонные пластинки, то сегодня это винил, мода на который опять возвращается. По словам коллекционера и продавца Евгения, за последние 10 лет продажи винила в мире не просто выросли, они превышают объёмы продаж, например, в 1960-е гг., когда пластинки были единственным носителем музыки. «Прослушивание музыки на электронных носителях в современном мире превратилось в процесс потребления. Прослушивание винила позволяет вернуться к настоящему слушанию, т. е. когда ты понимаешь музыку и наслаждаешься. Кроме того, пластинки имеют ещё и коллекционную ценность – и не только по музыкальному содержанию, но и художественному оформлению. Основная часть моей коллекции привезена из Европы и США или заказана там. Самая дорогая пластинка, выставленная сегодня на продажу, стоит 6 тыс. руб. – это альбом одной известной группы 1970-х гг.», – поделился Евгений.

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Очарование старины

Истинных ценителей, кто видит и понимает чёткую грань: «ценно – бесценно», как правило, немного – это коллекционеры и, пожалуй, сами продавцы с «блошки». В последние годы на барахолки зачастили дизайнеры, ибо хорошо сохранившийся винтаж всегда украсит любой интерьер, придав шик и шарм давно ушедшей эпохи. «Эти часы конца XX – начала XIX в. Антиквариатом они не являются, у них не хватает художественного уровня, но они стильная безделушка из прош­лого – для души. Они не имеют особой ценности, однако то, что представлено в магазинах интерьеров, – новодел под старину – никогда не сравнится с очарованием того, что украшало быт 100 и более лет назад. Такие вещи часто покупают как стильный подарок», – рассказал коллекционер вещей со стажем Даниил Бихтимиров. Старинные швейные машинки, традиционные венские стулья, позеленевшие от времени подсвечники и тарелки из мейсенского фарфора со сколами. Кстати, скрещённые мечи синего подглазурного клейма величайших мастеров Саксонии очень качественно научились воспроизводить умельцы из китайского Гуанчжоу. Поэтому смотрите не переплатите за удачную реплику фарфоровой пастушки, изготовленную вовсе не на мейсенских, а на гуандунских мануфактурах.

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Ностальгируя по СССР

Новая московская б­арахолка разместилась в здании Кругового депо Николаевской железной дороги – это первое паровозное депо Москвы, построенное в 1846–1851 гг. по проекту российского архитектора Константина Тона. Торгуют на аллее, около депо и внутри одноимённого книжного клуба, который переехал в эти исторические стены после реставрации здания. Торговое место стоит 300 руб., а для пенсионеров – 100, значит, аренд­ная наценка на товар невелика. Продавцов и покупателей пока ещё немного, ведь н­овая «блошка» открылась меньше месяца назад. В основном приходят поглазеть, ведь всегда интересно окунуться в атмосферу старых вещей. Представьте, что именно такая допотопная бритва была у прадедушки, вспомните, что бабушка любила накручивать на палец шнур такого же дискового телефона, а из такого же сервиза поили чаем гостей по праздникам. «Мадонна» и цветной немецкий хрусталь были в своё время показателями достатка советской семьи. «В основном покупают именно то, что было у бабушки. Чего-то не хватает, разбили. Сейчас цветного хрусталя мало и в Германии, старые заводы не работают. Поэтому нужную вещь достаточно сложно найти, – демонстрирует бокал Val Saint Lambert на изящной ножке коллекционер Наталья Бондарь. – Мы ездим по маленьким городкам в Германии. Немцы – люди очень аккуратные. Ищем именно ручную работу, современные заводы производят резьбу по хрусталю лазером». Наталья с дочерью начали коллекционировать хрусталь давно, собралось внушительное собрание, тогда и решили излишки продавать. «На Тишинке очень дорого. А здесь отлично – чисто, красиво, тепло. И конечно, это центр города», – уверены продавцы хрусталя.

Дамские штучки

«Дерево, шёлк, вышивка, 1890 г. Западная Европа», – вокруг коллекционера вееров Егора Макеева собирается группа зевак, посмотреть и послушать лекцию о том, что значил веер в жизни женщины столетия назад. Шёлковые и атласные, инкрустированные перламутром и костью, скромные и вызывающе роскошные... «Раньше женщина никуда не выходила без веера. Вот интересный женский веер, но с мужской тематикой – соколиная охота, ему 120 лет. Теперь о языке веера: открываю три складки – мы встретимся в 3 часа, показываю веером от себя – вы мне симпатичны, касаюсь уха – я хочу вас слушать», – у торгового места Егора уже яблоку негде упасть. Он рассказывает о секретах и сюжетах, значении каждого элемента и эволюции главного женского аксессуара прошлого. Коллекционируют веера в семье Макеевых уже давно. Начала мама Егора Татьяна, заинтересовавшись судьбой своей прабабушки. Сегодня в собрании 500 экспонатов, которые Макеевы часто представляют на выставках, кое-что продают, участвуют в аукционах. В наши дни мода на веера возвращается, их особенно полюбили театралы – основные покупатели Егора. Бесспорно, самый молодой блошиный рынок столицы скоро станет популярным, в том числе из-за своего расположения – старинное депо создаёт нужную атмосферу вещам из прошлого. Здесь надо обязательно побывать и даже не ради покупок, а чтобы поностальгировать по минувшим временам и просто пообщаться с продавцами. Ведь где бы я ещё узнала, что изображение на веере девочки, выпускающей птичку на волю, означает скорое з­амужество...

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Кстати

Крупнейшие блошиные рынки Москвы

  • Ярмарка «Левша» (Новосходненское ш., рядом с д. 166).
  • Блошиный рынок в Кунцеве.
  • Ярмарка на Тишинской пл. (ст. м. «Маяковская»).
  • «Ретро» на территории завода «Кристалл» (ул. Самокатная, д. 4, ст. м. «Пролетарская»). 
  • Измайловский рынок (ст. м. «Партизанская»).
  • Московская ярмарка увлечений (ул. Краснобогатырская, д. 2, стр. 1, ст. м. «­Преображенская площадь»).
  • В спорткомплексе «Олимпийский» (рынок переехал в «­Депо» на Комсомольской пл.).
  • «Преображенка» (ст. м. «Преображенская п­лощадь»).
  • «Антикварная барахолка» на территории «Гайд-парка» в Сокольниках. 
  • Музей Москвы на Зубов­ском бул., д. 2.
  • На Хлебозаводе № 9 (ул. Новодмитровская, д. 1, ст. м. «Дмитровская»). 
  • На Арбате.

В Москве десяток блошиных рынков. Родиной «блошки» считают Францию. В переводе с французского это словосочетание означает: толкучка людей, барахолка, ярмарка старья. 

   
   

Все хотят купить что-то стоящее за разумные деньги – это больше, чем шопинг, азартнее, чем спорт, познавательнее, чем э­кскур­сия.