Социально ориентированный. Каким будет бюджет Москвы на 2021 год?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

56% всего бюджета города Москвы на будущий год будут «социальными». Эксперты уже называют проект бюджета беспрецедентным кризисным вызовом, так как в нем не просто не снизился, но вырос объём выплат на решение социальных задач. А это пенсии, расходы на здравоохранение и образование и другие самые насущные нужды, которые дают людям чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне. 

   
   

Как отметил заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов, правительство Москвы сформировало социально ориентированый бюджет. 1,8 триллиона рублей в течение трёх следующих лет будет направлено на социальную сферу. На 7% возрастут расходы столицы на оказание мер социальной поддержки жителей Москвы в денежной и натуральной формах. В бюджете 2021 года на социальную поддержку москвичей предусмотрено 569 млрд рублей, на развитие образования — 426,4 млрд рублей, на здравоохранение — 447,1 млрд., что выше показателя текущего года на 12%. Согласно адресной инвестиционной программе города на 2021-2023 годы, в Москве в ближайшие три года построят 30 поликлиник и 18 больничных корпусов. В их числе шесть подстанций скорой медицинской помощи и восемь объектов здравоохранения на территории центра «Сколково». Также власти завершат строительство крупных медицинских стационаров. Один из них — многопрофильный медцентр с родильным домом в Коммунарке.

Основной задачей развития здравоохранения в Москве станет обеспечение доступности и качества медицинской помощи. В особенности это касается приоритетных направлений (онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний и так далее). Только в следующем году на цели профилактики инфекционных заболеваний выделят более 12 миллиардов рублей, из которых 10 миллиардов пойдет на массовую вакцинацию от коронавируса.

Помимо этого, в плане определены расходы на обеспечение льготников бесплатными льготными препаратами. На предоставление им лекарств, медицинских изделий и лечебного питания в следующем году выделят 10,9 миллиарда рублей. Программа «Развитие здравоохранения» в следующем году станет крупнейшей программой столицы по объемам финансирования.

Олег Рукодайный, председатель комитета по здравоохранению и медицинской индустрии МТПП, отмечает, что проект нового бюджета Москвы грамотно сбалансирован и полностью соответствует социально-экономической ситуации. «С точки зрения медицинской сферы и развития системы здравоохранения бюджет носит благоприятный характер, поскольку он отражает те ключевые запросы, которые сейчас есть, — отмечает он. — Предусмотрена даже отдельная строка бюджета для расходов на профилактику инфекционных заболеваний в размере более 17 млрд рублей. И здесь Москва показывает пример для всех регионов. Я не понаслышке знаком с проблемами здравоохранения в других регионах и хочу отметить, что в столице они решены».

Отдельное внимание в бюджете уделено инфраструктурным проектам. Развитие транспортной инфраструктуры остается ключевым приоритетом адресной инвестпрограммы Москвы. В ближайшие три года в эксплуатацию введут 25 станций метро, 4 электродепо и 33 транспортно-пересадочных узла. До 2023 года в Москве появятся пять транспортных развязок на пересечении вылетных магистралей и МКАД, возведут 12 мостов и закончат строительство крупных магистралей в ТиНАО. Также в столице построят 4,3 миллиона квадратных метров жилья, а в новостройки переселят порядка 118 тысяч человек.

Доктор экономических наук, профессор Базовой кафедры ФАС России РЭУ им. Г. В. Плеханова Александра Лещинская отмечает, что проект бюджета Москвы на предстоящий период имеет не просто социальный, а программно ориентированнный характер. При этом одним из ключевых моментов является поддержка реального сектора экономики. Она включает в себя реализацию инфраструктурных проектов и меры поддержки бизнеса, в том числе связанные с пандемией COVID-19.

   
   

«Необходимо, чтобы предусмотренный в бюджете объем инвестиций действительно позволил продолжить реализацию приоритетных программ развития городской инфраструктуры. А это и строительство жилья, социальных и транспортных объектов, внедрение новых стандартов оказания услуг», — подчёркивает эксперт.

Александра Лещинская считает, что в существующих экономических условиях поддержка реального сектора экономики должна постоянно расширяться. В числе главных задач, стоящих сегодня перед органами власти Москвы, она видит повышение деловой активности и инвестиционной привлекательности. Достичь этого можно только при грамотном планировании и распределении финансовых средств, уделяя особое внимание созданию условий для формирования добавленной стоимости как основного источника доходов бюджета.

С ней согласен ректор РАНХиГС Владимир Мау. «Проект бюджета Москвы на 2021 и на период 2022-2023 годов — документ, сочетающий финансовую ответственность и социальную направленность экономической политики города, — отмечает он. — Мэрии удалось избежать опасного роста расходов при одновременном увеличении вложений в человеческий капитал, прежде всего в образование и медицину».

Вместе с тем, говорит Владимир Мау, бюджет содержит и значительный объем инвестиций. Важную роль будет играть частно-государственное партнерство при строительстве социальных объектов и инфраструктуры. Намечается существенная поддержка предприятий в рамках пакета антикризисных мер. Только на прямую финансовую поддержку бизнеса город планирует потратить около 5 млрд. рублей: они пойдут на обновление основных производственных фондов, создание новых продуктов, льготные кредиты и другое. По мнению ректора РАНХиГС, это крайне важно для поддержки экономики и выхода из сложной кризисной ситуации.

Не стоит забывать, что все эти обязательства московское правительство берет на себя на фоне бюджетного дефицита. Как рассказал заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов, расходы бюджета Москвы в следующем году планируются в объеме 3,15 триллиона рублей, то есть на уровне текущего года. При этом поступления в бюджет будут меньше на 500 миллиардов и составят только 2,6 триллиона рублей.

Разрыв в полтриллиона Москва планирует перекрыть за счёт внешних заимствований. К этому инструменту Москва не прибегала на протяжении последних 10 лет.

«Мы понимаем, что в период перезапуска экономики и ее восстановления после пандемии особенно важны дополнительные стимулы в виде госзаказа. И мы не хотим изымать из экономики города те деньги, которые вкладываем в нее как инвестор. На каждый вложенный городским бюджетом рубль приходится три рубля частных инвестиций, и мы прогнозируем существенный мультипликативный эффект от такого решения. Всего в следующем году мы планируем привлечь до 396 млрд рублей», — заявил Владимир Ефимов.

Эксперты по финансовым инструментам называют такое решение прогрессивным, своевременным и отвечающим запросу инвесторов. Старший директор группы региональных и международных финансов Fitch Ratings Владимир Редькин утверждает, что инвесторы называют Москву «первоклассным заемщиком». Поэтому он считает выход Москвы на рынок капитала базовым сценарием следующего года.

Президент «Альфа Групп» Вадим Зингман так видит ситуацию с заимствованиями: «То, что правительство Москвы в этот непростой период выходит на рынок заимствований, — очень сильный ход. С одной стороны, это демонстрирует, что они могут себе позволить продолжать и наращивать проекты, и это правильно. К тому же такое решение демонстрирует уверенность в собственных силах, что всегда очень подкупает в городских и других властях». И бюджет Москвы, и действия московского правительства, в том числе, те, которые заложены в городской бюджет, по мнению Вадима Зингмана, — это пример управления городским хозяйством не только на текущий момент, но и на перспективу. «Самое важное, что правительство Москвы, несмотря на непростую социально-экономическую ситуацию, не только не сворачивает те проекты, которые уже реализуются в последние годы, но и собирается их продолжать и наращивать, — подчёркивает глава «Альфа Групп».