10 лет работы – это восемь станций классического метро, линия наземного метро МЦД-2 и несколько сотен километров магистралей, включая крупнейшие: фактически заново построенное Калужское шоссе и трассу Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
Наскальные рисунки в метро
«Ещё через 10 лет в ТиНАО будет уже 20 станций метро, – пообещал мэр Собянин. – Заработает линия МЦД-4, которая свяжет новые территории с центром и основными железнодорожными вокзалами. Появятся новые магистральные и местные дороги, которые сделают город ещё ближе». Да, и метро придёт в аэропорт «Внуково»! Ввод – в 2023 г. Подземку полностью интегрируют в инфраструктуру аэропорта для максимального удобства авиапассажиров, а также улучшение транспортного обслуживания ощутят горожане, которые живут или работают в районах вдоль Боровского и Киевского шоссе.
А за последние годы построены ст. м. «Румянцево», «Саларьево», «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая», «Коммунарка», «Говорово», «Рассказовка». На Сокольнической ведутся работы по возведению ст. «Новомосковская». Строится радиальная ветка московской подземки – «Троицкая»: 17 станций, 4 пересадки на другие линии метро, 2 пересадки на МЦК, 40,3 км путей. К 2026 г. она дотянется до Троицка (поэтапный ввод станций – с 2024 г.). Ожидается, что этой веткой будут ежедневно пользоваться 100 тыс. человек. Несмотря на то что работы ведутся интенсивно и объём их огромен, к созданию облика каждой станции применяется индивидуальный подход. Так, станцию «Коммунарка» (рабочее название «Столбово») оформят в стиле биотек – с преобладанием в оформлении зелёного цвета. Архитекторы стремятся подчеркнуть близость станции к парковым территориям Новой Москвы – все элементы декора формой и цветом напомнят разные объекты живой природы. Ст. м. «Мамыри» оформят в осенних тонах. На стенах «Тютчевской» разместят изображения животных из славянской мифологии. Её облик будет не только отсылать к славянским мотивам, но и напоминать древние пещеры с наскальными рисунками.
Автобус по заказу
Количество автобусных маршрутов выросло за 10 лет на 77%. «С 95 до 168, ими пользуются порядка 340 тыс. пассажиров в сутки», – отмечает руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин. Обустроены 3 выделенные полосы для движения общественного транспорта – на Киевском и Калужском шоссе, ул. Александры Монаховой. Есть 7 городских парковок закрытого типа вблизи станций метро и ж/д станций.
С октября прошлого года в тех районах ТиНАО, где не так много маршрутов наземного транспорта, жители с 5.30 до 23.00 заказывают автобус через приложение «Московский транспорт», и тот приезжает именно на ту остановку, которая удобна пассажиру, далее следуя до ст. м. «Прокшино» или ст. МЦД Щербинка и Силикатная.
И количество маршрутов будет увеличиваться. Стоимость одной поездки такая же, как на всём наземном транспорте Москвы, что несравнимо по стоимости с такси. «По пути» – первый в России сервис персонализированных перевозок по требованию. С 15 мая 2022 г. он заработал на российском программном обеспечении. «По поручению мэра мы улучшаем транспортную доступность ТиНАО. Почти для 90 тыс. жителей четырёх поселений округа поездки до метро и обратно теперь проще и быстрее», – подтверждает заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Километры удобства
В октябре 2020 г. началось строительство дорожных эстакад, связывающих Калужское шоссе и пос. Коммунарка. Оно завершилось в июне 2022 г. Две однополосные эстакады общей длиной порядка 490 м обеспечивают съезд с Калужского шоссе в сторону Коммунарки и выезд из Коммунарки на Калужское шоссе. Также организованы переходно-скоростные полосы протяжённостью свыше 470 м. Всего построено 1,7 км новых дорог. Важно подчеркнуть, что прилегающую территорию озеленили, развив 2,3 га газонов, посадив 133 дерева и 1600 кустарников. Открытие этих эстакад ощутимо скажется на транспортной доступности Московского многопрофильного клинического центра «Коммунарка» и станции метро «Ольховая», частично разгрузит улицу Александры Монаховой и поможет организовать новые маршруты наземного пассажирского транспорта.
Приоритетом в дорожном строительстве стали Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) и новая магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Задача магистрали – быть полноценным дублёром МКАД на юго-западе столицы. Поэтому строятся эстакады, тоннели, путепроводы, подземные и наземные пешеходные переходы. Некоторые участки уже введены. Полностью работы завершатся в 2026 г.
Сбалансированная транспортная инфраструктура – это один из ключевых принципов развития Новой Москвы. За 10 лет 235 млрд руб. проинвестировано в строительство магистралей Троицкого и Новомосковского округов. К 1 июля 2022 г. общая протяжённость новых дорог составила 400 км. К 2032 г. этот показатель будет составлять около 700 км. Впрочем, и сегодняшние жители ТиНАО уже чувствуют себя полноценными москвичами, а не жителями далёких окраин.
Кстати
Дорожный каркас Новой Москвы
- В 2012–2022 гг. построено или реконструировано 335 км дорог, в том числе 68 искусственных сооружений и 37 пешеходных переходов.
- Ключевыми объектами стали: Калужское ш., Варшавское (от Проектируемого пр. № 728 до обводной дороги в Подольск) и ЦКАД.
- В планах до 2024 г. – ещё 86 км дорог.