Сити для всех. Как деловой центр влияет на жизнь москвичей

В деловом центре есть офисы и банки, рестораны и спортивные центры, жильё и гостиницы, магазины и музеи. Это целый город — высокий и красивый. © / АГН Москва

«Большой сити» состоялся. Полностью проект Московского международного делового центра будет реализован в течение нескольких ближайших лет.  

   
   

Налогоплательщик № 1

«На небольшом участке в 50 га построено 3 млн кв. м и ещё миллион кв. м находится в стройке, – рассказал мэр Москвы Сергей Собянин, когда проводил рабочее совещание по вопросам развития территории «Большого Сити». – Проект будет реализован в Москве за 6–7 лет и даст толчок развитию экономики города. И работает он не только на девелоперов или на бизнес, который здесь находится. Он работает на весь город, на всех горожан».

Для того чтобы был понятен размах деловой активности, достаточно привести один факт – в 2020 г. город получит с этой территории 77 млрд руб. (в виде поступлений НДФЛ). Половина объектов была построена в последние 9 лет, и сейчас в «Большой Сити» каждый день приезжают 140 тыс. человек. Большинство из них работают в башнях, но есть и те, кто живёт в апартаментах или приезжает сюда на экскурсии: тут есть музей высотного строительства с бесплатными лекциями, самая высокая смотровая площадка в Европе, «небесные» фабрики мороженого и шоколада. А ещё сюда приезжают, чтобы... стать мужем и женой. Среди нестандартных адресов, где можно провести церемонию бракосочетания, этот самый популярный. С начала года там поженились 400 пар.

Популярности «Большого Сити» способствует транспорт­ная доступность. В 2011–2019 гг. провозная способность общественного транспорта в этом районе выросла вдвое. По мнению мэра, нынешний поток в 140 тыс. человек будет только расти: «Я думаю, что это ещё не предел. Для того чтобы запустить этот комплекс, надо было решить огромное количество проблем. Самая главная – обеспечение транспортными коммуникациями».

Строительство линии D4 и ж/д станции Камушки. Фото: АГН Москва

По его словам, именно здесь в последние годы был создан крупнейший в России пересадочный узел. «Здесь пять «тяжёлых» линий железнодорожного транспорта – это три линии метрополитена, МЦК и МЦД-1. И в стройке находится линия МЦД-4. Это одна из крупнейших транспортных строек, которая соединяет Киевское и Белорусское направления и даёт возможность транзитного движения поездов. Кроме того, построены развязки, соединяющие Третье транспортное кольцо и «Сити». Соединена Звенигородка с «Сити». Созданы пешеходные переходы. Здесь огромный комплекс дорожного строительства и развития общественного транспорта. В настоящее время строится платная дорога – северный дублёр Кутузовского проспекта», – рассказал мэр. Все эти объекты важны не только для жителей окрестных районов. Новыми маршрутами пользуются миллионы горожан. 

К 2024 г. на четвёртом диаметре (МЦД-4) откроются станции Поклонная гора, Кутузовская и Камушки. До 2025-го должны заработать станции Большой кольцевой линии метро – «Карамышевская», «Улица Народного Ополчения», «Мнёвники».

Нажмите для увеличения

ТПУ «Сити» будет состоять из станции Деловой центр (МЦК), станций метро «Международная» и «Деловой центр» и остановок общественного транспорта. 

   
   

Работать, жить и отдыхать 

Кстати, инженерные коммуникации делового центра построены с таким расчётом, чтобы все окрестные территории получили возможность активно развиваться. «Это возможность комплексной реновации не только жилья, но и промышленных зон – десятков заброшенных промышленных территорий; возможность строительства второй очереди «Москва-Сити», благоустройст­ва набережных», – продолжает Сергей Собянин.

По данным столичного стройкомплекса, на территории «Большого Сити» находятся 24 км набережных, которые кардинально изменятся. В частности, строительство ­Шелепихинской набережной от ТТК до 3-го Силикатного проезда стартует в ближайшее время. А через пару лет по­явится причал «Москва-Сити», который хотят сделать одной из главных остановок линии речного трамвая от парка «Фили» до Киевского вокзала (с отправлением судов каждые 4–10 мин.). У этого вида транспорта есть миллион потенциальных пассажиров – тех, кто работает или живёт в окружающих «Москва-Сити» районах. «Пользователей» модернизованных набережных будет ещё больше. Как сейчас народ со всей Москвы приезжает погулять вдоль Москвы-реки в районе Нескучного сада и Воробьёвых гор, так и берега вдоль «Большого Сити» гарантированно станут популярным местом отдыха.

Новостройка в Мукомольном проезде, куда переехали жители домов из квартала Камушки. Фото: АГН Москва

А в самом Пресненском районе, к которому относится «Большой Сити», с прошлого года идёт программа реновации жилищного фонда. В списки расселяемых попали 52 дома. Например, в высотный дом в Мукомольном проезде переедут жители 18 домов квартала Камушки, который прилегает к деловому центру (новоселье справили уже 987 семей). На первых этажах жилых секций «селятся»  магазины, образовательные и спортивные клубы, а также детский сад. Детские площадки и зоны отдыха есть как на благоустроенной придомовой территории, так и на стилобатах (куда можно попасть только пешком). Кстати, раньше на месте реновационных домов была мрачноватая территория бывшей чугунолитейной фабрики «Красная Пресня». Ещё одна «точка роста» – территория Цент­ра Хруничева. Будущий Национальный космический центр даст новые рабочие места, рядом построят дома по программе реновации, внутри района появится центральный бульвар, а на Новозавод­ской улице – пешеходная зона.  Постепенно все окрестности «Большого Сити» станут современными кварталами, где будут и жильё, и рабочие места, и обширные зоны для отдыха.