Школа как технопарк. В Москве равные возможности для детей во всех районах

Сергей Киселев / АГН Москва

Столичное образование занимает сегодня лидирующие позиции в мире. Оно формирует у учеников умения и навыки, которые помогут им стать успешными в большом городе. 

   
   

Нынешним школьникам предстоит определять будущее Москвы и страны. Инвестируя в своё будущее, город оснащает школы современным оборудованием, развивает сервисы Московской электронной школы, увеличивает гранты, поощряет работу учителей и достижения ребят.

«Отлично» на ЕГЭ

В этом году на международных олимпиадах по физике, математике, информатике, химии, географии, биологии и астрономии московские школьники завоевали 18 медалей. Победителями Всероссийской олимпиады школьников стали представители 92 столичных школ, заняв более половины первых мест в стране.

Отличные результаты показывают и студенты колледжей. Летом в финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» («WorldSkills Russia») москвичи завоевали 92 «золота», а на чемпионате мира – 8 медалей, плюс 16 – в соревнованиях по компетенциям будущего (FutureSkills).

Во многом нацеленность на победы поддерживают в ребятах премии, учреждённые правительством Москвы: победители и призёры международных олимпиад и мирового чемпионата WorldSkills получают по 1,5 млн руб. за золотую медаль, по 1 млн руб. – за серебряную и по 500 тыс. руб. – за бронзовую.

Это всё, безусловно, важные победы. Но победителей столь крупных состязаний – лишь десятки. И для многих школьников ощутимее «отлично» на ЕГЭ. Такие оценки получили в этом году 23 тыс. выпуск­ников, и для города это тоже победа. Все отличники без проблем поступили в ведущие вузы. К примеру, среди первокурсников Высшей школы экономики в этом году 45% москвичей, в МФТИ – 30%, а в МИИТе – 28%.

Такие результаты можно считать главным итогом новой политики в столичном образовании с её принципом: Москва создаёт равные условия для получения образования в каждом районе.

   
   
 

Равные возможности для всех

«Когда мы начинали программу развития образования, мы как раз и закладывали этот принцип – дать равные возможности детям во всех районах, независимо от того, где эти районы находятся, во всех школах. Выровняли финансирование, материальное обеспечение, информатизацию, новое оборудование», – сказал по этому поводу мэр Москвы Сергей Собянин.

И сейчас всё больше жителей спальных районов предпочитают отдавать детей в школы рядом с домом, ведь уровень знаний, который там даётся, ничуть не уступает тому, что получают ученики в центре города. Так, по данным Департамента образования и науки Москвы, в этом году в 1-й класс пошли 112 тыс. детей, и 93% из них учатся в школах по месту жительства.

Ещё один принцип нынешнего столичного образования – каждый ребёнок талантлив. Его таланты и стараются выявить. Предпрофессиональные инженерные, академические, медицинские, кадетские и ИТ-классы – это московское новшество последних лет. Сегодня в них учатся 35 тыс. ребят в 307 школах.

Такие классы не появились бы, если бы город не приобрёл для них лабораторные комплексы, компьютерную технику. В робоклассах есть похожие на человека роботы, юные химики делают опыты в современных лабораториях со свежими реактивами, а в распоряжении юных астрономов – новенькие телескопы.

О московских школах говорят теперь, что они больше похожи на исследовательские цент­ры или технопарки. Именно такое техническое оснащение дало возможность сформировать в городе высокотехнологичную образовательную среду, в которой школьники разрабатывают компьютерные программы, проводят медицинские исследования, создают дроны – ну совсем как взрослые учёные и специалисты.

И если старые школы пришлось для этого основательно ремонтировать, то новые строятся уже с учётом современных требований столичного образования. За последние 3 года появилось 14 новых школ для 11,5 тыс. учеников. А в прошлом году опробован новый вариант: на базе 3 корпусов – школ № 1502, 1560 и 2097 – открыли школы старшеклассников. Здания эти не просто стали уютными и учитывающими возрастные особенности старших школьников – они теперь похожи на вузы. Как говорят в Департаменте образования и науки, в перспективе такие школы старшеклассников появятся в каждом районе Москвы.

Поиграем в робофутбол

В городе активно развивается дополнительное образование. Сейчас работают 120 тыс. кружков и секций, и посещает их 1 млн детей. Причём в большинстве своём занятия в них бесплатны, а выбрать кружок ребёнок может и в школе, и в колледже или вузе, и в учреждениях допобразования – для них тоже город приобретает оборудование.

К примеру, в школе № 548 «Царицыно» дети осваивают и робофутбол, и нейротехнологии, да столь успешно, что побеждают на состязаниях по этим новым техническим направлениям.

И вообще в городе, по данным Департамента образования, самыми востребованными оказались кружки технического творчества, а также естественно-научного направления. Посещая их, многие пробуют себя и готовятся к поступлению в инженерные и медицинские классы.

Кому работа гарантирована?

Модернизация материально-технической базы преобразила и московские колледжи, сделав их высокотехнологичными центрами профессионального образования. При обучении сварочным технологиям в них используются промышленные роботы, а при изучении прототипирования – 3D-принтеры.

Кстати, оборудование служит и школьникам – на нём проводят уроки технологии, задействуют его и для занятий в кружках.

В образовательные программы колледжей внедряются международные стандарты, а преподаватели регулярно повышают свою квалификацию. В этом году впервые состоялся выпуск студентов, прошедших обучение по новым федеральным образовательным стандартам – по 50 востребованным и пер­спективным профессиям. Это повара, кондитеры, графические дизайнеры, мастера отделочных работ, токари и др. А 17 тыс. выпускников (на 4 тыс. больше, чем в прошлом году) сдали демонстрационный экзамен по международным стандартам WorldSkills, чтобы подтвердить свои знания и навыки.

Успешная сдача демонстрационного экзамена, прилежная учёба, участие в чемпионатах WorldSkills – всё это дополнительные гарантии того, что выпускники сразу по окончании колледжей будут обеспечены работой. Так, Андрей Катков, окончивший в этом году Политехнический колледж им. Овчинникова, теперь трудится токарем на Авиационном заводе им. Хруничева. Алексей Алексеев из этого же колледжа работает по специальности ювелира в Гохране России).

* * *

Заботясь о своём будущем, Москва не жалеет средств на развитие качественного образования и готова и дальше вкладываться в него. При этом перед системой образования сегодня она ставит новые, не менее амбициозные задачи. В перспективе каждая московская школа должна соответ­ствовать мировому уровню. Всё необходимое для этого есть: современная образовательная среда, владеющие новыми технологиями учителя, успешные ученики. 

Кстати

Дошкольников в Москве сейчас 450 тыс. – в 1,5 раза больше, чем в 2010 году. И возраст, с которого принимают в дошкольные группы, снижается. Уже в большинстве районов все дети от 2 лет 4 месяцев, чьи родители подали заявки, обеспечены местами в дошкольных учреждениях.

Только в этом году открыто 8 новых зданий с дошкольными группами, которые посещают 2 тыс. малышей. До конца года запланировано сдать ещё 12 дошкольных учреждений на 2,5 тыс. мест. В Новой Мос­кве откроют сразу 5 зданий с дошкольными группами. А за счёт средств инвесторов намечен ввод в эксплуатацию ещё 13 – новоселье в них справят после того, как их передадут в собственность города.