Шили-были. На Московской неделе моды о себе заявили российские дизайнеры

На ВДНХ представила свою коллекцию дизайнер Алёна Нега. Площадка у фонтана «Дружба народов» на время Московской недели моды превратилась в подиум для индивидуальных и коллективных показов. © / Эдуард Кудрявицкий, Инна Алейникова / АиФ

Московская неделя моды, начавшаяся как событие для истинных модников, очень быстро вовлекла в круговерть интереснейших событий весь город.

   
   

Миссия выполнима

В первый день было совсем просто определить тех, кто направлялся от метро «Китай-город» на показы новых коллекций одежды в рамках Недели моды. В сторону парка «Зарядь­е», цокая каблуками, шли нарочито стильные горожане, превратившие улицу Варварку в своеобразный подиум. Но уже на следующий день в Большом амфитеатре «Зарядь­я» на показах, куда можно было попасть без пригласительных билетов, все ряды были заняты сотнями любопытствующих москвичей и туристов. 

Несмотря на задумку организаторов внести солидный развлекательный элемент, главную задачу они из виду не упустили: на Московскую неделю моды была возложена миссия по поддержке отечественных дизайнеров. «Сначала пандемия, а затем и беспрецедентное санкционное давление нанесли этой индустрии огромный удар, – заявил мэр Собянин. – Разрушаются привычные цепочки поставок, значительно выросли закупочные цены тканей и фурнитуры. Дизайнеры потеряли многие площадки для продвижения своей продукции. В то же время сегодня время новых возможностей. Отечественная модная индустрия достаточно развитая и зрелая, чтобы своими силами заместить ушедшие бренды западных стран. Но ей надо помочь. И правительство Москвы делает максимум возможного для создания условий развития этой индустрии».

В парке «Зарядье» можно было не только гулять, как обычно, но и обновить гардероб на маркете. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий, Инна Алейникова

Будем знакомы

Например, в начале прошлого года Московский инновационный кластер открыл Биржу контрактного производства – платформу для размещения заказов на пошив модных коллекций. За полтора года к сервису присоединились 300 производителей из 50 регионов России. Через биржу заключено 335 сделок на 145 млн руб. И таких инструментов поддерж­ки немало. Модная неделя как влитая встала в их ряд. Для показов, участия в маркетах и шоурумах эксперты отобрали 200 дизайнерских брендов. 

После исчезновения западных марок обнаружилось, что российские покупатели мало знакомы с отечественными производителями, в то время как те давно производят качественный продукт. 12storeez, Lime, Belucci, Gate31, Love Republic, Sela, Zarina – всё это отечественные бренды, вещи из коллекций которых прочно заняли своё место в гардеробах модниц. Однако не все дизайнеры, особенно начинающие, могли вкладывать солидные день­ги в рекламу. Поток клиентов у них есть, но хотелось бы большего. А тут Москва дала сразу и торговую площадку, и потенциальных покупателей, причём в лучших локациях города: в парке «Зарядье», на Тверской площади, на ВДНХ, в Гостином дворе. На маркетах одежду, обувь и аксессуары продавали 200 отечест­венных марок. Прилагались услуги. К примеру, у дизайнера Ксении Ванг с покупателей могли снять мерки и оформить заказ на красивые платья. Как рассказала по секрету «АиФ» одна компания (не скрывая восторга), всего за день продаж на маркете Недели моды была собрана выручка, обычно получаемая компанией за месяц торговли. Кроме того, со всей страны съехались 300 экспертов по модным тенденциям и новинкам индустрии, пожелавшие познакомиться с коллекциями и сформировать из них ассортимент для розничных магазинов. То есть дизайнеры получили шанс выйти в торговые центры многочисленных регионов России.

Поварившись в суете маркетов и насладившись азартом примеряющих наряды покупателей, мы посетили шоурум в Музее моды в Гостином дворе. Здесь поспокойнее: дизайнеры выставили продукцию – от серёжек до пальто – и заключали сделки с оптовыми покупателями. К шёлковым платкам московской компании Radical Chic так и тянется рука: нежная ткань, изысканные рисунки. Менеджер по продажам Таисия Великородная раскрывает над нами зонт с узором. Как Оле-Лукойе, она погружает нас в состояние грёз: гуляешь под этим невероятным зонтом в эксклюзивном платочке на шее, за спиной дизайнер­ский рюкзак, а в нём дизайнерская косметичка.

«Заключали контракты как на действующие коллекции, так на будущее производство изделий, – отметил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин. – Бизнес будет вкладываться в развитие: раз по­требитель готов приобретать изготавливаемые им изделия, значит, можно нанимать кадры, инвестировать в оборудование и материалы». В дни фестиваля ведущие эксперты креативной индустрии и гости обсудили актуальные вопросы моды и бизнеса.

   
   
Визажисты обговаривали с дизайнерами образы, которые воплощали модели. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий, Инна Алейникова

В дизайнеры – за детской мечтой

Придя на модный показ, мы сперва растерялись от столкновения с профессиональным сленгом. «Вам в конец языка», – сказали нам. Но, заметив недоумение, перевели: «В конец подиума». Заняв удобное место, ненадолго отвлекли от работы волонтёров. 19-летний Егор Капралов подал заявку, едва узнал, что на Неделю моды понадобятся добровольные помощники для рассадки зрителей в зале и работы за кулисами. «Моя мама, будучи в моём возрасте, работала моделью, и я с детства был окружён этой атмосферой, – рассказал он. – Я учусь в педагогическом, но интересуюсь модой и рад, что несколько дней подряд снова «поварился» в модной сфере». 

Подиумом для одной коллекции выступили дорожки «Зарядь­я». Ветер играл невесомыми шлейфами платьев, солн­це, пронзая ткань, выгодно подсвечивало её рисунок. И полюбившийся москвичам парк открылся совершенно с другой стороны.

Рядом с Красной площадью показывали первые дизайнерские достижения магистранты Российского государственного университета им. Косыгина. Им от 21 до 63 лет. Татьяна Молдованова всю жизнь проработала экономистом, а детская мечта не давала покоя. «В голубых и розовых трикотажных комбинезонах и накидках мы представляли инопланетных существ», – объяснили замысел Татьяны тоненькие, как струнки, модели Кристина и Анжела. «Мода – это громкое художест­венное высказывание, и здесь она расправила свои крылья», – сказал «АиФ» завкафедрой РГУ, дизайнер Сергей Сысоев.

В подиумы на неделю превратились Китайгородская стена, Москворецкая набережная, ГУМ. Участники конкурса «Fashion-практикум» выступили глубокой ночью на платформе метро «Маяковская». А на ВДНХ нам тщетно мечталось продлить минуты показа Игоря Чапурина. Бескрайнее закатное небо, густой аромат белых пионов, уносящиеся ввысь звуки Шопена в живом исполнении на рояле и хрустальные струи фонтана были частью незабываемого действа у подножия «Дружбы народов». 

На площадке «Московских сезонов» в Перовском парке танцевали в нарядах по моде ХIХ в. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий, Инна Алейникова

Что в образе

То, что мир моды вмещает в себя целую Вселенную, доказали музеи, выставочные залы, библиотеки и площадки «Московских сезонов» в округах. Всю неделю с утра до вечера шли кинопоказы, концерты, лекции, экскурсии, конкурсы, выставки и мастер-классы. Парк «Северное Тушино» погрузил отдыхающих в танцевальную моду 1950–1980-х гг. Вспоминали танцевальные эксперименты стиляг, яркие краски их костюмов и то, как рок-н-ролл покорил советских граждан. В Отрадном издалека ощущалось, что работает «Лаборатория парфюмера». Пришедшие сюда жители создавали духи из натуральных эфирных масел цветов, цитрусовых и хвои. Для собственных творений готовили флаконы, используя в дизайне техники золочения поталью и декупажа. В Новокосине девочек учили ходить по подиуму. Малявки схватывали рекомендации на лету. Ещё до первого класса школы не доросли, но для работы моделями готовы. Спина прямая, взгляд перед собой, ноги мягкие, переступают с пятки на носок и не сходят с линии, начерченной на полу павильона.

Переезжаем на Тверскую площадь. В местную бьюти-студию нам ход закрыт – мы же не модели, которых нужно подготовить к вечерним показам. Руководитель агентства визажистов и парикмахеров Лилия Закирова, как заправский командир, перемещает девушек от мастера к мастеру, придирчиво осматривает готовые причёски и макиях и лишь после этого с одобрением кивает: «Образ такой, какой хотел дизайнер». Почувствовать себя моделями нам, тем не менее, довелось. В соседнем павильоне визажист Игорь Голота, наглядно демонстрирующий косметическую марку, усадил, взмахнул кисточкой – и красота неземная! Глаза в пол-лица, кожа нежная, румянец младенческий. «С годами от макияжа посоветуете отойти?» – спрашиваем на будущее. «Что вы! Продолжайте, – говорит он. – Но постоянно увлажняйте возрастную кожу и вместо сухих теней и пудры используйте жидкие форматы».

На Страстном бульваре мы примерили доспехи. В ХIII в. тоже существовала мода. Кое-что через века дошло до современной Москвы. Реконструктор из белгородского клуба «Дружина» Ирина Белоусова уверяет, что красота и тогда требовала жертв. Обычно одевались в удобную одежду, а ради того, чтобы красиво посидеть на пиру, можно было и помучиться. Влиял на гардероб и достаток. Богачи носили льняные, привозные шёлковые и хлопковые ткани, украшали одежду вышивкой и тесьмой. Люд попроще носил глухие сарафаны, «принт» наносил из сажи, глины и настоя трав набиванием рисунка. Ирина учит, как с деревянного трафарета перенести цветочный орнамент на кусочек льна: делаем оттиск краской, стучим для верности молоточком. Дёшево и сердито. Модные тенденции в ХIII в. были сильны: до наших дней дошли модели сарафанов и бесполиковых рубах. Всего-то остаётся украсить их современным дизайном.

В Перовский парк ежедневно съезжались поклонники моды ХIХ в. На этой площадке гости фестиваля знакомились с историческими костюмами и аксессуарами и дни напролёт проводили в атмосфере модного стиля позапрошлого столетия. Имиджмейкер Наталья Добрянская приехала с лекцией о наполеоновских временах, положивших начало изменению одежды в Европе и России. Стиль с пышными нарядными платьями, корсетом и сложными причёсками капитулировал перед модой на естественность. «Ушли парики, девушки спрятали пудры и белила, им хотелось быть похожими на греческих богинь, – привела исторические факты Наталья. – Вспомните платье Наташи Ростовой – высокая талия, вытянутый прямой силуэт, прозрачные ткани, никакого корсета. Сейчас школьницы надевают это на выпускные вечера, с высокой талией выпускаются летние сарафаны и платья для беременных. Вообще в ХIХ в. каждые десять лет что-то изменялось в костюме. История моды – захватывающее дело».

Кто бы мог подумать, что захватывающими могут быть и историко-бытовые танцы. Между клумбами с анютиными глазками в тех самых платьях греческих богинь под музыку полонеза торжественно шествовали под руку с галантными спутниками профессиональные танцоры. Сменялась музыка – и они кружились под классический вальс или передвигались мелкими шажками менуэта. Жители города нерешительно повторяли характерные движения. Видя их попытки приобщиться к культурному наследию, показательные выступления быстро перевели в мастер-классы, разбились на пары. По словам хореографа Александра, в глубины ХIХ в. тянутся корни партнёрских танцев. В них чётко прослеживается отношение кавалера к даме и дамы к кавалеру. В Москве направление историко-бытового танца пользуется популярностью у населения, идут регулярные занятия в танцевальных студиях столицы.

Очарованные модой той эпохи мы не заметили набежавшей тучи. Наташи Ростовы и намокшие кавалеры под летним ливнем со смехом побежали по Перовскому парку прятаться под навес. От быстрых шагов подолы длинных платьев барышень подлетали, и из-под одного вдруг мелькнули ножки в голубых джинсах по случаю прохладной погоды. История историей, а в моду сегодняшнего дня мы влюблены окончательно и бесповоротно.

Кстати
При поддержке Правительства Москвы открыт детский «Косыгин парк», где школьники осваивают передовые технологии в области моды и получают практические навыки их применять. Также молодую смену готовят в технопарке «На Зорге» и Технопарке равных возможностей РГСУ.

Мнения экспертов

Поддержка на 170 млн рублей

Столичные власти учредили субсидии и гранты для российских производителей одежды, обуви, тканей и аксессуаров. Город готов компенсировать до 50% затрат на покупку и лизинг оборудования, а также софинансировать до 95% затрат на обучение сотрудников. За три года финансовая поддержка компаний превысила 170 млн руб. «АиФ» встретил на Московской неделе моды получателей этих мер поддержки.

Руководитель отдела рекламы бренда VASSA&Co Анна Негина:

– Во время Московской недели моды мы представили коллекцию сезона осень – зима 2022/2023, которая скоро поступит в продажу, а сейчас она была доступна для заказа оптовым партнёрам. Уже 22 года наши покупатели ценят философию дизайнера Вассы: минималистичный дизайн, лаконичность, отсутствие лишних деталей, идеальную посадку, лучшие ткани и качество исполнения. Традиционно бренд выбирают девушки, делающие ставку на карьеру, творчество и созидание, поэтому особенной популярностью пользуются костюмы и образы в деловом стиле, строгие и элегантные. В рамках Московской недели моды мы определённо хотели познакомиться с новыми партнёрами. Неделя закончилась, и нас ждёт серия индивидуальных встреч с ними и согласование заказов.

Основатель Solstudio industry Александра Калошина:

– Наша Московская фабрика цифровой печати уникальна: мы наносим рисунок на все группы тканей – лён, хлопок, шёлк, шерсть, вискозу и т. д. Печать осуществляем на цифровых высокоскоростных машинах последнего поколения сложными видами чернил, цвета получаются насыщенными. Нам было приятно увидеть на показах Московской недели моды одежду из тканей, напечатанных нашей фабрикой. Важно, что мы берёмся за малые метражи. Раньше маленькому бренду было недоступно напечатать тираж, так как от дизайнера требовалось оплатить минимум 1000 м ткани, а ему, возможно, столько не нужно. Сейчас молодой дизайнер может напечатать с нами 30 м, сшить одежду, посмотреть, как она расходится в магазинах, и прийти допечатать тираж того же рисунка. И те, кто когда-то начинал с малого, теперь заказывают у нас по 500 м и больше. Поддержка Москвы на субсидирование дорогостоящего оборудования была бесценна, нам вернули 25% затрат. Для производства, развивающегося на свои деньги, это очень чувствительно.