Считать минуты и не робеть. Какие навыки дал дистант школьникам Москвы

Денис Гришкин / АГН Москва

Рабочий день у большинства взрослых в период пандемии изменился: произошел массовый переход на дистанционный режим. Школьный учебный процесс тоже стал другим: ученики средней и старшей школы учатся из дома. Минусы и плюсы дистанционки обсуждают эксперты, учителя, родители и сами ребята. Мы взглянули на ситуацию с другой стороны и попросили московских школьников и учителей рассказать о том, чему новому и полезному удалось научиться в этот период.

   
   

Научились планировать время

Ученица 9 класса школы «Интеграл» Милана Панченко на дистанционном обучении научилась планировать своё время, в частности уделять больше внимания тем предметам, которые необходимы ей для сдачи экзаменов.

«При очном формате это было бы более проблематично. Сейчас больше времени для занятий, больше возможностей использования различных источников, комфортная атмосфера. Ничто не отвлекает от подготовки к экзаменам, правда, нет возможности подойти к учителю и задать вопрос в течение всего дня, но выручает электронный дневник», — отметила она.

Если ученик стремится сделать свой день продуктивным, то на дистанте у него больше возможностей погрузиться в изучение интересующих его предметов, считает учитель русского языка и литературы школы «Глория» Татьяна Кондрашова.

«Старшеклассники делают упор на освоение профильных предметов, осваивают различные платформы, которые предлагаем мы, учителя. Готовясь, например, к олимпиадам, можно смотреть обучающие видео, разборы заданий. Во время очного обучения уходило время на дорогу из школы, посещение кружков, секций, развлечения. В сегодняшних условиях ученики выстраивают свой образовательный маршрут дома. У некоторых это получается хорошо», — пояснила она.

Стали увереннее отвечать

Ученик 6 класса школы «Интеграл» Тимур Амшоков за время дистанта перестал стесняться и приобрел некоторые ораторские навыки.

«Я раньше очень стеснялся выходить к доске и что-то отвечать, не люблю, когда на меня все смотрят, и сразу начинаю забывать слова или говорить очень тихо, из-за этого мои результаты по „устным“ предметам не всегда были хорошими. Теперь проще: на интерактивной доске меня никто не видит, а отвечая на вопрос даже с включённой камерой, я сижу дома, мне гораздо спокойнее. Учитель литературы меня хвалит: я наконец стал говорить. Думаю, когда дистант закончится, мне будет проще отвечать в классе, ведь теперь я знаю, что это не так страшно», — рассказал он.

   
   

Учитель химии школы № 463 Мария Санфирова заметила в период дистанта у некоторых детей положительный психологический эффект: снятие боязни публичных выступлений.

«Дети на уроке чувствуют себя увереннее, говорят даже больше и по делу те, кто чувствовал себя достаточно замкнуто в очной аудитории. И еще один момент: всё большее количество наших учеников участвуют и побеждают в олимпиадах, онлайн-квизах, брейн-рингах», — сказала она.

Активно получают новые навыки

Ученице 8 класса школы № 463 Наталье Минаевой из-за перехода на дистанционное обучение пришлось осваивать новые программы, например приложения для видеоконференций.

«Сначала было множество вопросов, но в итоге я освоилась и стала лучше разбираться в подобных программах. Теперь я и сама могу проводить конференции с друзьями и чувствовать себя настоящим видеоблогером. Ты становишься более ответственным, бережнее относишься ко времени, даже к своей домашней технике. Потому что сейчас важно взять от дистанционного обучения максимум возможностей, чтобы, когда мы вернёмся за парты, нам было интереснее учиться и мы за время дистанта накопили новый объём знаний и навыков», — сказала она.

Ученика 7 класса школы «Интеграл» Алексея Петрова привлекает в дистанционном формате то, что он может проходить необходимую школьную программу и при этом оставаться дома.

«Я узнал про лаборатории „Московской электронной школы“, особенно мне нравится лаборатория по физике, здорово, что могу заниматься в ней и после основных онлайн-уроков. А еще мне интересно работать с цифровыми домашними заданиями в дневнике. Раньше приходилось ехать в школу, а теперь я могу вставать позже и не тратить время на дорогу. Правда, мне не хватает моих друзей, но мы всё равно общаемся онлайн», — поделился он.

Ученик 8 класса школы № 463 Владимир Габуния в условиях пандемии получил свой первый опыт защиты научного проекта в режиме онлайн.

«Было немного волнительно. Но это был нужный и полезный опыт. Мне удалось представить свой проект на базе Московского политехнического университета в рамках Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ и на научно-практической конференции „Творчество юных“ на базе университета МИИТ. В одном случае мне удалось стать призером. Если бы не возможности интернета, ни я, ни другие школьники не смогли бы принять участие в конференции и о нашей работе никто бы не узнал».

Благодаря дистанционному формату обучения Владимир стал экономить много времени, которое использует для получения дополнительных знаний, занятий проектно-исследовательской работой, а также различными видами творчества.

Учитель русского и английского языков школы «Интеграл» Анна Рыженкова вполне привыкла к удаленному режиму преподавания и организовала свое рабочее пространство так, чтобы было комфортно, освоила новые навыки.

«У меня есть специальное устройство: графический планшет. Он позволяет мне работать с онлайн-доской. Отработаны формы оценивания заданий и проведения уроков. Я научилась пользоваться многими формами и интернет-платформами. Это позволяет мне как оценивать целую картину освоения материала, так и отслеживать индивидуальные успехи. Меня радует, что многие дети очень стараются. И те ребята, которые в классе терялись при ответе из-за своих личностных особенностей, на дистанте проявили себя, добились более высоких результатов», — сказала она.

У учителя математики школы № 463 Елены Уткиной активность учеников на онлайн-уроках достаточно высокая.

«Я стараюсь дифференцировать задания. В начале урока задания даются полегче, часть урока иногда проводится в виде консультации. Ребята пробуют решать самостоятельно задачи повышенного уровня сложности, задают вопросы, коллективно приходят к верному решению. Получается математический мозговой штурм. Я вижу, что некоторые задания им даются тяжело, но дети не опускают руки и хотят во что бы то ни стало их решить. А это вдохновляет! И их самих, и учителя», — рассказала она. 

Елена отметила, что по сравнению с прошлым годом больше учеников поучаствовали в дистанционном пригласительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, также многие захотели участвовать в научно-практической конференции, проводимой в школе.

«Дети на дистанте активно собирают информацию, делают расчёты, предлагают идеи», — подчеркнула она.