Сами с усами. В Москве хотят резко снизить число мигрантов на стройках

Андрей Степанов / АиФ

Столичная строительная отрасль должна развиваться по-новому: ставка будет не на мигрантов, а на хорошо подготовленных граждан России, которым готовы платить приличные деньги.

   
   

Дефицит рабочих – 40%

О грядущей «революции» на стройках столицы рассказал вице-мэр Москвы Андрей Бочкарёв в интервью РБК: «Так массово в Москве никогда не строили. Программу реновации можно было бы реализовывать лет 25–30. Но проблема в том, что не все существующие здания доживут до этого срока. Мы находимся в гонке со временем. Но не хватает ни рабочих, ни инженеров. Дефицит трудовых ресурсов – 40%. По числу мигрантов лидером одно время был Таджикистан. Потом ситуация изменилась – его обогнали ­Узбекистан и Киргизия. Но сейчас и их мало. Почти все уехали, было 120 тыс. по всему городу, сейчас, я думаю, осталось тысяч 40, не больше. Стало больше жителей Московской области, это хорошо. Но на объект нельзя просто прийти. Быть хорошим штукатуром – это искусство, делать кирпичную кладку не каждый сможет, практически нет ­специалистов».

Как же в таком случае быть? Ведь перед московским стройкомплексом стоит задача – вдвое увеличить скорость строительства. Предлагается использовать современные технологии и организацию труда.

Как один человек может заменить троих?

«Средняя зарплата мигранта на стройке сейчас 50–60 тыс. руб. А была 30 тыс. Но многие уже и за 80 тыс. не хотят работать, – продолжает вице-мэр. – Выход один. Заработная плата у рабочих в Китае в пересчёте на рубли – в среднем 150 тыс., у финского рабочего – 240 тыс., в Великобритании – 250 тыс. И там не привозят рабочих из-за границы. Я ставлю задачу коллегам в стройкомплексе и подрядчикам – разработать план мероприятий, который позволит нам обойтись без иностранной рабочей силы. Процесс строительства должен требовать в 3 раза меньше людей, а зарплата у них должна быть в 2, а то и в 3 раза больше. 

Где эти резервы? Первое – технологические решения процесса возведения объекта. Например, можно собирать узел распределения воды на объекте, а можно собрать его на линии. Дальше – механизация процессов. Я работал в США, Великобритании, Швеции. Конкретный пример – компания Skanska, бетонируется пятно под монтаж большой колонны. Бетонирует один человек, швед. Весь процесс проектирования и стройки построен так, чтобы минимизировать количество работающих. Но люди подготовлены гораздо лучше наших.

Другой пример – оштукатуривание стен. Можно поставить четырёх рабочих, а можно поставить одну станцию, которая наносит раствор на стену. Заходишь на американскую стройку – рабочие все обвешаны инструментами. Потому что они получают свои деньги за производительность. Один человек заменяет троих. Нам нужно создавать такие образовательные программы».

Учить «своих» специалистов и при наборе персонала отдавать им предпочтение – давняя традиция в ряде стран. Местные должны получать за квалифицированный труд хорошую зарплату, а не конкурировать с мигрантами и соглашаться на меньшие деньги. По мнению экспертов, это возможно и в Москве. Более того, в городе уже есть экспериментальные объекты, где планом предусмотрено 450 работников, а подрядчик обходится силами 170 человек.