Самая скорая «Скорая». Московская неотложка работает быстрее всех в мире

Игорь Иванко / АГН Москва

Международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) провела исследование, в котором сравнила работу скоропомощных служб 15 крупнейших городов мира – Москвы, Парижа, Шанхая, Дели, Мехико, Лондона, Берлина, Сингапура, Сеула, Сан-Паулу, Рима, Гонконга, Токио, Нью-Йорка и Йоханнесбурга.

   
   

В своей работе эксперты учитывали ключевые показатели – скорость и оснащённость, которые определяют эффективность оказания скорой помощи, а также главный индикатор – «индекс удовлетворённости» москвичей работой неотложки.

– Уверенность в том, что в трудную минуту человеку будет оказана помощь, – один из важнейших критериев, который определяет отношение и доверие людей к государству, – считает исполнительный директор компании PwC по общественному сектору в сфере здравоохранения Владимир Гераскин. – От того, как государство заботится о гражданах, как оно старается улучшить эту помощь, зависит, насколько они чувствуют себя защищёнными.

Индекс удовлетворённости жителей Москвы работой скорой помощи составил 95%. Этот показатель выше только у жителей Парижа – 96%. Жители Нью-Йорка и Берлина оценивают работу скоропомощных служб более сдержанно (94% и 90% соответственно). А в Лондоне работой скорой довольны чуть больше половины граждан – всего 58%.

Между Берлином и Нью-Йорком

Доверие и удовлетворённость москвичей скорой объяснимо. По данным PwC, Московская служба скорой помощи заняла второе место среди мегаполисов мира по эффективности организации оказания скорой медицинской помощи, уступив только Берлину. На третьем месте Нью-Йорк, далее идут Париж и Сингапур.

По оснащённости московская скорая опережает Нью-Йорк и Париж. К такому выводу эксперты пришли, сопоставив количество бригад на 100 тыс. населения, их специализацию и наличие в команде врачей, число вертолётов и вертолётных площадок, которые можно задействовать в неотложных ситуациях, количество подстанций и больниц на 1000 кв. км.

По количеству бригад (8,2 на 100 тыс. населения) московская скорая на втором месте в мире. Опережает её только Лондон (38,1 бригады на 100 тыс.). В остальных мегаполисах существенно меньше. Например, в Токио всего 1,8.

   
   

Говорите, вас слушают!

В среднем на пульт московской скорой поступает 15 тыс. звонков ежедневно. Московская служба занимает первое место в мире по скорости соединения с оператором. Время ожидания составляет всего 4 секунды. В Берлине и Риме, например, ждать ответа приходится 9 секунд, в Лондоне – 20. А жители Нью-Йорка «висят на трубке» 1 минуту 10 секунд.

Также быстрее всех в мире московские операторы регист­рируют входящие звонки – за время регистрации оператор должен понять, что произошло, какая помощь нужна человеку, записать его фамилию, возраст, адрес и телефон. На это в столичной скорой уходит всего 1 минута 42 секунды.

– Такая оперативность во многом объясняется тем, что на пульте московской службы дежурят люди с медицинским образованием (82% столичных операторов фельдшеры, 18% – медсёстры), – рассказывает эксперт компании PwC Мониш Арора. – Поэтому они могут быстро распознать проблему, с которой обратился человек, и направить на место бригаду нужной специализации (травматологов, урологов, реаниматологов и т. д.).

Операторы московской скоро­помощной службы поймут любого, кто к ним обратится. В каждой смене обязательно присутствует англоговорящий оператор, а у сайта столичной неотложки есть даже испанская версия.

Оперативности скорой содействуют и сами жители. Вопреки распространённому мнению доля ложных вызовов в Москве ничтожно мала – по данным за 2019 г., их всего 0,08%. Благодаря этому к действительно нуждающимся в помощи врачи приезжают своевременно.

Время пошло!

Среднее время от регистрации обращения оператором до выезда бригады составляет 2 минуты 30 секунд. Это минимальный показатель среди мегаполисов мира. Медикам в Нью-Йорке на сборы требуется 5 минут, в Лондоне – 7 минут 24 секунды.

Чтобы домчаться до пациента, московской скорой помощи требуется в среднем 14 минут 34 секунды. В других мегаполисах этот показатель выше (в Лондоне – 17 минут 13 секунд, в Нью-Йорке – 17 минут 55 секунд, в Берлине – 21 минута).

Врача вызывали?

Москвичи привыкли, что на вызовы часто приезжает врач. Хотя в мире это скорее исключение, чем правило. Считается, что с транспортировкой пациента может справиться и младший медицинский персонал. Однако при жизнеугрожающих ситуациях (при инфарктах, инсультах, тяжёлых травмах) поддержать состояние пациента до приезда в больницу может только доктор, причём высшей квалификации.

Средний возраст врача московской скорой 45 лет. Считается, что к этому возрасту врач имеет достаточно знаний и опыта для оказания помощи в самых сложных ситуациях. Известно, например, что хирурги до 37 лет ходят в подмастерьях – считается, что в этом возрасте самостоятельно работать они ещё не готовы.

Каждая московская бригада имеет свою специализацию по одному из 16 профилей (см. инфографику), что существенно больше, чем у других городов мира. Ещё одно преимущество узкой специализации в том, что она позволяет оснастить специализированные машины по последнему слову медицинской техники. А это позволяет не просто доставить пациента в больницу, а необходимую помощь оказать уже по дороге.

 

Было – стало

Глядя на данные исследования, невольно вспоминаешь известную фразу: «Если бы не служба статистики, мы бы не знали, как хорошо мы работаем».

Анализ показал, что:

– время ответа оператора скорой помощи за 5 лет сократилось на 11 секунд (с 15 секунд в 2014 г. до 4 секунд в 2019-м);

– регистрация обращения – на 1,2 минуты (2,5 минуты в 2014 г. до 1,37 в 2019-м);

– время прибытия к пациенту на экстренные вызовы – на 3 минуты (с 12,24 минуты до 9,24 минуты).

Благодаря этому:

– смертность от инфаркта в машине скорой помощи за 5 лет снизилась на 19% (с 0,46% в 2014 г. до 0,27 в 2019-м);

– смертность от инсульта – на 1% (с 0,07% до 0,06).

Точки роста

– Мы обратили внимание на разительные изменения, которые произошли в работе московской скорой помощи за короткий срок, – рассказал Мониш Арора. – Быстрее всего в службе развивается информатизация – технологии внедряются сразу после их поступления, а это влияет на качество оказания помощи. Сегодня в больницах точно знают, с какой проблемой пациента к ним везут, и готовы оказать ему помощь сразу после поступления.

Как сделать работу московской скорой ещё более эффективной? Эксперты обозначили несколько возможных «точек роста».

«Прежде всего нужно отработать систему обратной связи между принимающим и транспортирующим врачами, – считает Владимир Гераскин. – Врач, находящийся в больнице, должен консультировать и подсказывать алгоритм действий врачу, находящемуся в машине скорой, если помощь пациенту можно оказать на этапе транспортировки. А для этого он должен знать всю медицинскую информацию о пациенте.

Сегодня уже проведена оцифровка историй болезней в поликлиниках, сейчас такая же работа ведётся в стационарах. Если врач скорой помощи и доктор принимающей больницы будут видеть не только текущее состояние больного, но и всю историю, которая ему предшествовала, это существенно улучшит качество лечения».