На бирюзовой линии столичного метро работают уже 22 станции, осталось запустить ещё 9, и БКЛ станет самой протяжённой кольцевой в мире.
«Впервые в современной истории отечественного метростроения запускается сразу 10 станций», – сказал на прошлой неделе президент Путин, участвовавший в открытии нового участка подземки по видеосвязи. Получился интерактивный мост «Сочи – Москва».
От «Терехово» до «Каховской»
«Для миллионов людей поездки станут более быстрыми, удобными, разгрузятся радиальные линии. Знаю, что будут работать 22 станции Большой кольцевой линии. Это почти 44 км пути и 90 км однопутных тоннелей. Гигантская по своим масштабам работа», – уточнил президент.
Такой большой участок метро вводится впервые с 1935 г. «БКЛ готова уже на 70%. И недалёк тот день, когда можно будет проехать по всему кольцу. Проходка тоннелей закончится в этом году, – пообещал мэр Собянин, который по традиции нарисовал на карте свеженькие станции. – По плану – запуск всей Большой кольцевой линии – в 2024 г. Надеюсь, мы построим её значительно раньше и в начале 2023‑го запустим».
Теперь на юго-западе действуют 6 линий метро, и в перспективе к ним прибавится Троицкая ветка, которую соединят пересадками почти со всеми «соседками». Точкой встречи Троицкой и БКЛ станет станция «Новаторская». Другие пересадки Большого кольца уже работают: с «Кунцевской» – на Арбатско-Покровскую и Филёвскую линии и на МЦД-1; с «Аминьевской» – на ж/д станцию Аминьевская будущего МЦД‑4; с «Мичуринского проспекта» – на Солнцевский радиус; с «Проспекта Вернадского» – на Сокольническую линию. «Воронцовская» состыкована с оранжевой веткой, а «Каховская» – с серой.
Кстати, на втором подземном кольце полностью обновили парк поездов. Теперь тут будут ходить только самые современные составы «Москва-2020». У них широкие двери и проходы, по две системы обеззараживания воздуха в каждом вагоне, USB-зарядки около всех сидений. А ещё они на 15% тише других составов. Чтобы оценить все плюсы нового участка БКЛ, лучше всего самому покататься, поговорить с пассажирами, что «АиФ» и сделал.
7 декабря, будний день. В чатах и пабликах Обручевского района лидирует главная новость года: «Новаторскую» запустили!» Фотографии поступают от жителей ближайших к станции домов, которые оказались в роли первых рядов перед сценой. Народ с балконов и из окон смотрит на «хвост» ул. Новаторов, который последние несколько лет был отрезан от Ленинского просп. стройплощадкой. Теперь тут снова движется поток машин, но слева и справа от него появились симпатичные входы в подземку.
«Для меня это лучший новогодний подарок, – призналась пенсионерка Ирина Хвостова, – район недалеко от центра, а своего метро не было. До «Проспекта Вернадского» или до «Калужской» только на автобусах доберёшься. Теперь совсем другое дело».
Молодёжи тоже хорошо. «Я учусь на 1-м курсе МФТИ – в Долгопрудном, – проживая при этом на Ленинском просп., – говорит Пётр Бойков. – Раньше ездить приходилось на Е10 до «Октябрьской» или «Полянки», оттуда на метро до Савёловского вокзала и потом только на МЦД-1 до Долгопрудного. На дорогу в одну сторону уходило до 2 часов. Теперь могу у дома сесть в метро («Новаторская» буквально под окнами) – и сразу до вокзала. Получается меньше полутора часов».
Ещё одного учащегося мы встретили на «Проспекте Вернадского», он переходил на БКЛ с красной ветки, проехав по ней от «Преображенской площади». «Мне стало намного удобнее добираться до школы, это «Интеллектуал» на Кременчугской ул., – пояснил Константин Данилкин. – Вместо получаса пешком от «Славянского бульвара» (там ещё длинный переход через Кутузовский просп.) я трачу всего 12 минут от «Давыдково».
В метро на экскурсию
Во время «турне» по новым станциям чувствуешь себя как на экскурсии. Да, много обычных пассажиров, но немало и тех, кто специально спустился вниз именно посмотреть. Они глазеют по сторонам и делают много фотографий. А посмотреть есть на что.
Например, на «Новаторской» все «залипают» на пламенеющий стеклянный потолок из панелей, покрытых плёнкой оранжевого цвета трёх оттенков (в Москве впервые используют стекло для оформления верха станции). Соседняя «Воронцовская» совсем другая – сказочно-фантастическая. Потолок напоминает одновременно Млечный путь и клавиши пишущей машинки. А где искать синусоиду на новом участке БКЛ, точно знают её создатели (см. инфографику).
На станции «Зюзино» мы встретили спортивного фаната. Он рассказывал жене, что теперь «от нашего «Зюзино» до «ЦСКА» – 34 минуты по прямой. В «Мегаспорт» можно хоть каждую неделю ездить. Жалко, что ветку не запустили в августе, когда мы на Кубок мэра по хоккею и на первенство юниоров по фигурке наших старших возили».
Для жителей района Зюзино приход БКЛ так же важен, как и для обручевцев. Потому что метро работает как часы, не зависит от снегопадов, постоянно растёт. И при этом остаётся самой красивой подземкой в мире.
В поездах, бегающих по Большому кольцу, схема бирюзовой ветки нарисована целиком, но часть маршрута обозначена пунктиром. Например, восточный участок линии готов на 57%. «В 2022 г. предстоит завершить строительство ещё 9 станций, чтобы полностью замкнуть её», – говорит заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. В итоге пассажиры получат кольцо с пересадками на 44 различных направления – это и радиальные линии метро, и МЦК, и ж/д станции.
«Аминьевская»
– На БКЛ преимущественно возводятся станции мелкого заложения, что, с одной стороны, ускорило процесс строительства, но в то же время вызвало некоторые сложности: перенос коммуникаций из пятна застройки, а также необходимость локального водопонижения. На станциях «Аминьевская» и «Мичуринский проспект» в связи со сложными инженерно-геологическими условиями организовали систему водопонижения с помощью иглофильтров.
«Мичуринский проспект»
– Южный и юго-западный участки БКЛ оформлены в стиле параметризма. Это архитектурное направление ранее не встречалось в метро. Для него характерны главенство формы и необычная геометрия. На «Аминьевской» он проявляется в дизайне путевых стен – по ним проходит синусоида, символизирующая колебание воды. А на «Мичуринском проспекте» – в орнаменте потолка в виде лепестков и иероглифов.
«Проспект Вернадского»
– Подвесной потолок станции воплощает эстетику минимализма и футуризма. Структура потолка и светильники создают образ космической сферы. В то же время яркий оранжево-красный акцент на стенах служит для интуитивной навигации – пассажиры легко поймут, что приехали на станцию БКЛ «Проспект Вернадского», с которой могут сделать пересадку на «красную» Сокольническую линию.
«Новаторская»
– После запуска Троицкой линии «Новаторская» станет пересадочной станцией, которая соединит перспективную ветку с БКЛ. Взаимоувязать конструкции и инженерные коммуникации объектов нам помогли технологии информационного моделирования. Проектирование целого участка Троицкой ветки ведётся в BIM-среде. Это позволяет оптимизировать планировочные решения станционных комплексов и вписать их в городской ландшафт.
«Воронцовская»
– БКЛ станет новым пересадочным контуром московского метро. Перед проектировщиками стояла задача – интегрировать эту линию с существующими ветками, минимизировав влияние строительства на график движения поездов. В случае «Воронцовской» перегонные тоннели кольца возводились под действующим вестибюлем ст. «Калужская». Предложенные технические решения позволили избежать долгосрочного закрытия вестибюля.
«Зюзино»
– В архитектурном облике станций южного участка БКЛ использовали искусственный камень – кварцевый агломерат. Он обладает высокими показателями прочности и даёт возможность архитектору выбрать любое колористическое решение. Ещё нашли новое применение натуральным материалам. Так, в оформлении пола «Зюзино» использовали чёрный габбро-диабаз с вкраплениями слюды, чтобы дополнить рисунок бликами от светильников потолка.
Мнение эксперта
– БКЛ – крупнейший мировой проект в сфере метростроения. Она станет самой протяжённой кольцевой линией (свыше 70 км), более чем на 10 км обогнав по этому показателю пекинский метрополитен.
Изначально советская концепция второго метрокольца предполагала строительство станций глубокого заложения. Чтобы оптимизировать сроки реализации нынешнего проекта, на Большой кольцевой линии шахтным методом возведены лишь три станции, остальные приближены к поверхности и создавались в открытых котлованах. Конечно, при строительстве открытым способом мы столкнулись с обилием разветвлённых коммуникаций, которые было необходимо переносить.
Для создания тоннелей применялись тоннелепроходческие комплексы, а чтобы ускорить строительство западных и восточных участков, метростроевцы задействовали 10-метровые щиты-гиганты. Они позволили «прорыть» тоннели, в которых располагаются сразу два пути, идущие в противоположных направлениях.
* * *
Проект Большого кольца оказался сложным и с точки зрения создания интеграций с радиальными ветками. Метро – наиболее популярный вид общественного транспорта в Москве. В связи с этим перед нами стояла задача – разработать проектные решения по примыканию к действующим станциям, минимизировав влияние работ на функционирование существующих линий. Там, где была необходимость строить в технологичные окна (отрезки времени, когда движение на определённом участке пути прекращается), мы максимально снижали эти сроки, чтобы избежать неудобств для пассажиров. Владимир Путин участвовал в открытии 10 станций БКЛ по видеоконференции. Рисовать станции на схеме – традиция при запуске новых участков. Жители Обручевского района приходят к метро, чтобы сделать селфи.