На 700-метровой канатной дороге «Лужники – Воробьёвы горы» прошли тренировки столичных спасателей.
Условно пострадавшие
Очевидцы масштабных учений – бегуны и велосипедисты на Лужнецкой набережной – замерли, когда утром над гладью реки разнёсся вой сирены и к канатной дороге со всех сторон по суше и воде понеслись спасательные машины, мотоциклы и катера. Из динамика тут же зазвучало разъяснение: «Уважаемые пассажиры, внимание! Начинается учебно-спасательная операция». Роль условно пострадавших взяли на себя аттестованные спасатели, а канатную дорогу, имеющую три степени защиты, профессионалы досконально изучают в профилактических целях. Доведись им прийти на помощь любующимся видами из окон кабинок, их действия на высотном объекте уже будут отработаны до мелочей.
У нынешнего учебного происшествия третий уровень опасности из пяти возможных, требуются 17 единиц техники и 50–70 человек личного состава разной направленности. За считаные минуты все оказались на месте, и люди, запертые в восьми кабинках, прильнули к окнам.
Шаг в пустоту
По разрешению руководства департамента в ряды условно пострадавших разрешили вступить добровольцу из числа зевак, оказавшихся рядом. За тем, какие возможности для спасения людей имеют спасатели Москвы, он наблюдал, сидя в кабинке на высоте 12-этажного дома.
«Мы видели, что из другой кабинки, которая успела остановиться над берегом, а не над водой, эвакуацию вели с подъёмной пожарной автолестницы, – поделился Никита Спиридонов позже впечатлениями. – Но мы понимали, что нас ждёт другой вид спуска – под нами вода. Совсем скоро на горизонтальном тросе канатной дороги показались два спасателя. Один забрался на нашу крышу, а другой раздвинул двери и, как в боевике, буквально влетел внутрь. Говорил спокойно, давал чёткие команды, посоветовал не смотреть вниз, вытащил из принесённого с собой мешка альпинистское снаряжение и помог его всем надеть. Я в присутствии такого человека чувствовал себя в безопасности даже в тот момент, когда из покачивающейся кабинки мне нужно было шагнуть в пустоту. Спасатель по рации переговорил с напарником, пристегнул к моему креплению трос, и через секунду я начал двигаться вниз, подвешенный за крепёж на спине. На секунду представил себя человеком-пауком, свободно пересекающим пространство по воздуху. Внизу уже ожидал катер. Думал, на этом спасательная операция закончилась, но на суше ждали новые спасатели и врач, который расспросил о самочувствии. И это было ещё не всё: обязательна встреча с психологом».
По словам начальника отдела психологического обеспечения Натальи Евдокимовой, встретившей условно пострадавшего, но по-настоящему спасённого, оказание психологической помощи потерпевшим начинается уже в эпицентре сложной ситуации самими спасателями. Все они обучены находить подход к людям в стрессовом состоянии.
Не будь ветреной погоды, в Лужники прилетел бы вертолёт Московского авиационного центра и эвакуация велась бы в том числе на борт воздушного судна с использованием лебёдки. Это не помешало, как заявил А. Иванов, считать задачи учения выполненными. Следующие пройдут зимой.