Главврач определяет потребности
Инна Алейникова, АиФ.ru: Исмаил Магомедович, злободневная тема — коронавирус — касается и детей. Насколько важную роль в лечении играет техника?
Исмаил Османов: Мы даже не представляем, как бы спасали ребят без неё. Больница, которую я возглавляю, является ведущей в оказании помощи детям с коронавирусной инфекцией. С начала пандемии их было более 3 тысяч человек, среди них дети с осложнениями. К счастью, мы всех вылечили. Инфекция проявляется не совсем так, как у взрослых. Мы видим не только поражение дыхательных путей, часто вовлекаются другие органы и системы: сердце, почки, желудочно-кишечный тракт, головной мозг. Бывают случаи сочетанной патологии. Например, у ребёнка коронавирус и тяжелейшая черепно-мозговая травма или аппендицит. Современная техника, конечно, очень нужна для постановки диагноза и лечения, в том числе оперативного.
— Как изменилось оборудование в детских стационарах за последнее время?
— В 2012 году началась модернизация московского здравоохранения, и оборудование поменялось радикально. Такого материально-технического вливания не случалось за весь советский и постсоветский период. Без преувеличения, в этом направлении был совершён революционный прорыв. В больницы завезли новое реанимационное оборудование, эндоскопические системы, аппаратуру слежения (мониторы), аппараты ИВЛ, КТ, МРТ и т. д.
С тех пор оборудование в больницах нам регулярно обновляют, учитывая появление более совершенного оборудования на рынке, модернизацию структуры больниц, а также с учётом износа имеющегося оборудования, изменения профиля стационара. В 2020 году были поставки большого количества медицинской техники: ультразвуковых аппаратов, КТ, кислородных станций, МРТ, аппаратов ИВЛ и многого другого. Больницы обеспечены в полной мере, чтобы любые исследования и лечение проводились без ожидания, без очередей.
— Такая техника распределяется по больницам Москвы равномерно?
— Каждый главврач определяет потребности своего стационара, он отлично знает особенности больницы. И в зависимости от запросов нам всё поставляют.
Обновление — процесс постоянный
— Что вы могли бы особо выделить в оснащении детских больниц в городе?
— В больничных корпусах установлено оборудование последнего поколения, так называемого экспертного класса. Плюс к этому мы, доктора детских больниц Москвы, теперь можем проводить многие исследования, за исключением КТ и МРТ, не выходя из отделения. Врач делает, допустим, ультразвуковое исследование прямо в палате, он приходит к постели больного. Максимальный комфорт для пациента и максимальная эпидемиологическая безопасность.
— Часто ли появляются в стенах больниц технические новинки?
— Это постоянный процесс. Если мы знаем, что есть какое-то оборудование, действительно обладающее преимуществом перед тем, которое у нас стоит, то, стараемся его приобрести. В эндоскопическом отделении и оперблоке размещены новые эндоскопические стойки для эндоскопических исследований и миниинвазивных операций.
Невозможно не сказать о лазерных технологиях, в том числе в офтальмологии. Мы оперируем глубоко недоношенных детей — их вес 1000 г и меньше. Если такого ребёнка не прооперировать своевременно, он может ослепнуть.
В работе нейрохирургов невероятно полезна навигационная система. Хирургическая манипуляция не осуществляется вслепую: врач ведёт операцию на головном мозге, и навигатор вплоть до миллиметра показывает, где находится повреждённый участок, который нуждается в хирургической коррекции.
Раньше у нас не было таких реанимаций, как сейчас. Работать приходилось гораздо сложнее. Теперь мы спасаем, выхаживаем и возвращаем к нормальной жизни детей с экстремально низкой массой тела благодаря модернизации, современному оборудованию и прежде всего высококвалифицированному кадровому составу.
— Есть техника, которая нужна именно для детской больницы?
— Крупная техника, предназначенная для проведения ультразвуковой диагностики, КТ, МРТ, едина для взрослых и детских стационаров. Для детей существуют детские эндоскопы, аппараты ИВЛ, расходные материалы и т. д.
— Больницы заключают с поставщиками контракты жизненного цикла. Что это означает?
— Мы больше не тревожимся по поводу ремонта и другого обслуживания оборудования, которое поставляется. Всё это делается в рамках одного контракта: закупленное оборудование поставщик обслуживает в течение 10 лет вплоть до списания и утилизации. Данный контракт очень удобен.
Обследуют и проконсультируют
— Раз в больницу регулярно завозят новейшую технику, то медикам требуется обучение?
— Современная техника в совокупности с профессионализмом врача творит чудеса. Наши врачи осваивают и технологии, и аппаратуру, предназначенную для диагностики и лечения, у всех докторов непрерывное образование в Москве и в ведущих зарубежных клиниках. До пандемии это были очные образовательные циклы, а пока они идут в режиме онлайн. Я ответственно заявляю: сегодня мы оказываем медицинскую помощь по мировым стандартам, по многим позициям даже опережаем зарубежное здравоохранение. Для нас нет недоступных технологий в области педиатрии.
— К счастью, не всем детям доводится лежать в больнице. Тем не менее многие нуждаются в обследовании на хорошем оборудовании. Что в таком случае делать?
— Оборудование доступно на всех этапах оказания медицинской помощи. На этот счёт существует чёткий регламент взаимодействия между амбулаторными центрами и стационарами. Совершенно не обязательно каждой поликлинике иметь, скажем, МРТ. Если возникает потребность, то ребёнка направляют в ближайшее учреждение, которое уполномочено провести исследование. И там не только проведут исследование, но и проконсультируют.