Пульс учащенный Чем живут и дышат предприниматели Москвы

Руководитель Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин. © / Алексей Майшев / РИА Новости

Россия проходит через санкции в состоянии повышенной предпринимательской активности. Отечественный бизнес занимает освободившиеся ниши и осваивает новые бизнес-модели, а самые сложные и нужные стране предприятия могут рассчитывать на мощную государственную поддержку. Об этом в интервью aif.ru рассказал руководитель Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин.

   
   

 Сергей Болотов, aif.ru: — Алексей Анатольевич, однажды вы сказали, что предприниматели — это пульс города. Какой сейчас пульс у столицы, ведь предприниматели пережили сначала пандемию, а теперь санкции?

Алексей Фурсин: — Пульс учащенный, если сравнивать с периодом до пандемии. Это отражается как через официальную статистику, так и через настроения бизнеса. Статистика нам говорит, что в 2022 году под влиянием тех сложностей, которые вызвали санкции, многие бизнесы прошли через трансформацию: поменяли бизнес-процессы, партнеров, комплектующие материалы и даже производства полностью.

В результате статистика показала прирост количества предпринимателей по отношению к предыдущему периоду примерно на 8%. Это при том, что в досанкционный период у нас в среднем создавалось 9 тысяч новых бизнесов ежемесячно.

Сейчас эта динамика такая же, она не снизилась и остается на том же уровне. И это не считая самозанятых, их число тоже растет каждый месяц. Количество, конечно, не говорит о качестве, но эта цифра свидетельствует о большой предпринимательской активности в столице. И связана она, в первую очередь, с большим спросом. Спрос вырос, потому что часть зарубежных компаний и часть российских компаний, уходя с рынка, освободили определенные сектора. А раз ниши освободились, то появились и желающие ее занять.

Ушли какие-то организации общепита — тут же на их месте создаются новые, и так далее. Понятно, что дальше конкуренция, сам рынок определит конкурентоспособные предприятия, покажет, что выгодно рынку и подходит под тот запрос, который есть у граждан, у города.

— Что власти Москвы изменили в своей работе? Как поменялись ваши стратегии, меры помощи и поддержки предпринимателей?

   
   

— Мы прошли несколько этапов «взросления» с точки зрения инструментов поддержки. От допандемийного подхода, когда мы спокойно наблюдали и точечно поддерживали предпринимателей, до периода пандемии, когда принятие решений ускорилось и мы фактически еженедельно выпускали один пакет мер поддержки за другим.

В 2022 году мы пришли к аудиту всех этих инструментов, чтобы лучше понять, какие из принятых мер сильнее всего нужны бизнесу. А бизнесу для развития активности сильнее всего были нужны денежные ресурсы, человеческие кадры, материальное обеспечение и инфраструктура. Город сфокусировался на всех программах поддержки, связанных с доступом к денежному ресурсу, прежде всего заемному.

Отсюда появились дополнения к федеральным программам льготного кредитования, льготного факторинга, плюс кредитование начинающих предпринимателей, снижение всех стоп-факторов по гарантийной поддержке. В итоге это дало кратный прирост охвата программами поддержки бизнеса именно через городские программы. В 2023 году мы уже смотрим на все эти программы с точки зрения их максимальной эффективности. Мы стремимся к тому, чтобы бизнес наращивал объем разработок и глубину производства.

Возвращаясь к первому вопросу, можно сказать, что несмотря на учащенный пульс бизнеса, он начинает приходить в норму, поскольку нужные решения и поставщики во многом уже найдены, логистика налажена, осваиваются новые рынки сбыта, а компании обновили свои стратегии. Сейчас бизнесу от города требуется помощь в стабилизации и масштабировании предпринимательского сектора. Особым приоритетом для нас сейчас является обрабатывающее производство, технологический бизнес, креативная индустрия и сектор гостеприимства города, учитывая наши столичные функции.

— Какие инновационные продукты или проекты, придуманные или реализованные в Москве, сейчас экспортируются за рубеж? И в какие страны?

— Сейчас обстановка на международном рынке показывает востребованность двух видов продукции. Во-первых, это все то, что связано с высокими технологиями, в том числе программное обеспечение. Есть большой интерес к тому, что Москва как мегаполис внедрила у себя: это система распознавания лиц, цифровые сервисы в метро, в том числе при оплате проезда, видеоаналитика. Это устройства и программное обеспечение, ими интересуются за рубежом, поэтому мы провели и бизнес-миссии, и международные выставки.

Во-вторых, наблюдается заинтересованность в креативном продукте, который способен стать новым экономическим чудом. Это контент, причем совершенно разный, от анимации, игр или кино до дизайна и сферы услуг. Это сложнее делать, но в этих сферах проще конкурировать в условиях санкций, когда на классические наши продукты наложены ограничения.

С традиционными продуктами у наших компаний выше издержки из-за санкций, а значит выше цена конечного продукта. А эти виды продукции, даже если они дороже, в силу своей уникальности, все равно представляют безусловный интерес для международных компаний практически в любой стране мира.

Фото: РИА Новости/ Алексей Майшев

— Не все москвичи понимают, зачем город из бюджета субсидирует бизнес. Зачем это делать и какой именно бизнес пользуется поддержкой?

— Помощь города необходима, чтобы определенные компании дали быстрый рост. Для этого требуется оперативно закупать оборудование, комплектующие, увеличивать производственные площади. Компания может сделать это сама, условно говоря, года за три или всего за год с помощью города. И тогда мы быстрее получим ту продукцию, которая нам сейчас требуется.

Что мы делаем? Мы говорим, что город, допустим, 30% затрат на приобретение оборудования берет на себя. Большие суммы даем при закупках отечественного оборудования, меньшие — если речь идет об импортном оборудовании. По сути это инвестиции, поскольку новое производство — это новые рабочие места и больший объем налогов в бюджет города. Это принесет пользу москвичам, потому что экономика Москвы вырастет.

Даже в условиях санкций мы выросли на 160 миллиардов рублей к предыдущему периоду. При этом сектор малого и среднего предпринимательства в экономике города занял 26% от всего бюджета. Таким образом, субсидирование бизнеса для снижения затрат и ускорения выхода продукции в итоге дает положительный эффект не только для предпринимателей, но и для города в целом.

— Приносит ли свои плоды создание московских технопарков? Обращались ли другие регионы к властям Москвы с просьбой поделиться опытом?

— Конечно, приносит. На сегодняшний день в Москве создано 52 технопарка, и такого большого количества нет ни у одного другого региона. Вообще мало найдется во всем мире городов, которые обладают таким количеством технологической инфраструктуры. При этом вакантных площадей всего 1,5%, то есть востребованность технопарков очень высокая, там все занято. Это само по себе свидетельствует о востребованности этой инфраструктуры.

Обращались ли к нам регионы? Да, конечно. Мы очень тесно работаем с регионами с точки зрения обмена опытом, потому что каждый регион тоже создает у себя технопарки. Где-то это происходит с помощью федеральных инструментов и субсидий на поддержку технопарков. А в Москве выстроена собственная система льгот, и мер финансового и нефинансового стимулирования такой инфраструктуры.

Это дает городу заинтересованность, с одной стороны, со стороны резидентов технопарков, а с другой — девелоперов, которые готовы строить новые технопарки. Поэтому внутри 51 технопарка существуют семь инвестиционных проектов, которые сейчас инвестируют в создание новых площадей технологической инфраструктуры.

— Раньше было принято считать, что производству в столице не место и заводы закрывались или выносились за черту города. Что происходит сейчас и какой вы видите Москву через 10-15 лет с точки зрения развития предпринимательства и инновационных производств?

— Предыдущий период показывал, что политика города была направлена скорее на вывод промышленного производства, но сейчас ситуация кардинально поменялась. Для нас развитие производства — это решение задачи по достижению технологического суверенитета, потому что высокая глубина локализации позволяет быть независимым от поставок.

Производство — это рабочие места, причем Москва ориентируется на высокотехнологичное производство. Там не всегда много людей, но зато это, как правило, высококвалифицированные специалисты. Это оправданно, ведь в Москве расположено около трети всех образовательных, научных организаций России. Там проходят подготовку кадры, появляются изобретения, которые затем внедряются на производстве. Это все в совокупности создает синергию между наукой и производством.

Понятно, что какая-то часть компаний имеет распределенную модель, но в Москве у них сформированы научные центры, инновационные подразделения, а само производство может располагаться в другом регионе. В Москве сконцентрирован самый высококвалифицированный человеческий капитал страны. Город выступает в роли большого RnD-центра для всей России, по-русски говоря — в роли научно-исследовательского и опытно-конструкторского центра. В результате автомобилестроение, электроника, фотоника и другие самые востребованные производства сфокусированы в кластерах на территории Москвы.

Фото: РИА Новости/ 6116020

— Сейчас в стране тренд на поощрение молодежного предпринимательства. Что власти Москвы делают в этом направлении?

— Здесь у нас несколько направлений. Есть классическое направление, связанное с обучением школьников и студентов предпринимательству, начиная от тренингов до достаточно масштабных акселераторов. Через московский проект «Бизнес уикенд», которому уже пять лет, прошло несколько сот тысяч человек молодежи.

Есть проект «Бизнес-уикенд: Старт», для которого ребят сделали ярмарку собственных продуктов — косметики, одежды, мороженого, напитков. Они реализовывали их на базе нашего инновационно-образовательного центра Техноград и получили первую выручку. Полмиллиона рублей ребята за один день заработали на этой ярмарке. Это сразу им показало, что они за счет собственно труда, собственной команды сделали продукт, который можно продать и получить деньги за свою работу. Причем официально зарегистрировавшись в качестве самозанятых, потому что они уже старше 14 лет.

Среди взрослых проектов, но относящихся к молодежному предпринимательству, стоит особо отметить программу льготных кредитов для начинающих предпринимателей. Она для предприятий, которым меньше одного года. При поддержке города Москвы они могут получить кредит под гарантии города со сниженной ставкой на сумму до 5 миллионов рублей.

Есть проекты, которые ориентированы на отдельные направления, если это инновационное производство, то для него есть программа «Новатор Москвы 2023». Сейчас прошел хакатон «Лидеры цифровой трансформации», который выявил молодые, студенческие команды, занятые созданием инновационных продуктов. Их мы стимулируем через премии. Это премии новаторам, премии мэра лидерам цифровой трансформации. Это тоже один из способов выявления предпринимательских инициатив и ускорения их дальнейшего развития.