Профессии будущего и престижная работа: как изменились столичные колледжи

2 октября система профессионально-технического образования отмечает 80-летие. За эти годы московские колледжи превратились в высокотехнологичные центры профобразования. Почему теперь в них престижно учиться и каким профессиям будущего в них обучают, рассказала заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.    
   

Илья Титов, АиФ.ru: Анастасия Владимировна, раньше было принято считать, что в техникумы и колледжи идут в основном те, кто плохо учился в школе. А как сейчас? 

Анастасия Ракова: Сегодня можно с уверенностью сказать, что столичные колледжи избавились от этого стереотипа. Теперь ребята поступают в колледжи осознанно, так как здесь готовят высококлассных специалистов по современным, интересным и востребованным в Москве профессиям. Кроме того, обучение в колледже — это ранний старт в выбранное дело и трудовую жизнь. У выпускников колледжей уже есть профессия, которая позволяет трудоустроиться по специальности или продолжить обучение в вузе. 

Благодаря тому, что город развивает и модернизирует систему подготовки кадров, обновляет материально-техническую базу колледжей, повышает квалификацию преподавателей и мастеров производственного обучения, с каждым годом растет популярность профтехобразования в Москве. В этом году зачислено 32 тысячи первокурсников, а всего в них учится более 150 тысяч студентов. 

— Чем объясняется такая популярность колледжей?

— Возможностью получить востребованную профессию и трудоустроиться на ведущие предприятия города после окончания учебы или даже во время нее. Выпускников наших колледжей ждут в Росатоме, Гохране, Московском метрополитене, Московском центральном кольце, аэропортах, на предприятиях бытового обслуживания и гостиничного сервиса. Например, в этом году Московский колледж железнодорожного и городского транспорта подготовил первую девушку-машиниста локомотива. Раньше это была сугубо мужская профессия. 

В колледже можно получить и профессию будущего. Например, образовательный комплекс градостроительства «Столица» обучает проектированию 3D-печати в строительстве, а колледж железнодорожного и городского транспорта — диагностике, техническому обслуживанию и ремонту электромобилей и электробусов.

   
   

Выпускники колледжей в конце обучения сдают демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. На нем они должны показать на практике свое профессиональное мастерство и полученные за годы учебы знания. Оценивает выполнение заданий экспертная комиссия, в состав которой входят представители работодателей — высокотехнологичных предприятий города. По итогам прохождения испытания выпускникам выдается skills-паспорт с оценкой за экзамен. Его успешная сдача повышает шансы на трудоустройство по специальности.

Фото: Департамент образования города Москвы

— Какими успехами могут похвастаться студенты колледжей на чемпионатах молодых профессионалов WorldSkills?

— На протяжении последних лет наши студенты неизменно показывают высокие результаты. Московская команда и в этом году добилась блестящих успехов. На VIII Национальном чемпионате WorldSkills Russia-2020, который проходил в сентябре, сборная города Москвы стала первой в медальном зачете, завоевав 183 призовых места — 123 золотых, 47 серебряных и 16 бронзовых медалей. Это сделало столичную сборную команду самой результативной командой в истории движения WorldSkills. В этом большая заслуга московской системы профтехобразования. По числу завоеванных наград лидирует колледж «26 КАДР», его студенты завоевали целых 20 медалей.

Кроме того, 39 колледжей Москвы и МГПУ вошли в топ-100 лучших образовательных организаций России по версии WorldSkills Russia. Москва заняла первое место в этом рейтинге, объединяющем 26 регионов. Три года назад в сотню лучших входили только 17 наших колледжей.

— Кем сегодня хотят стать выпускники школ, которые поступают в колледжи? 

— Самые популярные направления в столичных колледжах — «Информационные системы и программирование» и «Графический дизайн». Конкурс на эти специальности составляет более 10 человек на место. Также выпускники все чаще интересуются специальностями, связанными с промышленностью: «Оператор станков с программным управлением», «Производство и обслуживание авиационной техники», «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств». На предприятиях Москвы есть потребность в таких специалистах.

— Раньше представители колледжей приходили в школу, чтобы провести профориентационную работу, заинтересовать ребят поступлением к ним. Как сейчас в городе выстроено взаимодействие колледжей и школ?

— Сегодня московские колледжи дают возможность получить профессиональные навыки не только студентам, но и школьникам. За прошедший учебный год более трех тысяч учеников московских школ прошли обучение в разных кружках на базе колледжей — от проектирования умного дома до нейропилотирования городского транспорта. Эти компетенции будущего столичные колледжи разрабатывают совместно с компаниями-работодателями.

Также в колледжах для учеников 5-9 классов проходят уроки технологии, ориентированные на востребованные в городе специальности. Их проводят опытные мастера производственного обучения — эксперты WorldSkills. Обучение проходит в лабораториях с использованием инновационного и высокотехнологичного оборудования по 22 направлениям. В их числе автомеханика, металло- и деревообработка, 3D-моделирование, урбанистика, FutureSkills и DigitalSkills, кулинарное дело, парикмахерское искусство, гостиничный сервис. Благодаря таким занятиям у московских школьников есть уникальная возможность придумывать и воплощать в жизнь свои проекты в современных условиях.

— Недавно в Москве открыли музей, посвященный профобразованию. Как планируется его задействовать в обучающих целях?

— Музею профессионального образования Москвы уже 10 лет, а этим летом мы его вновь открыли после масштабного обновления. Это современное интерактивное пространство, где все посетители могут узнать историю профессионального образования города, познакомиться с современными технологиями, которые сейчас применяются в этой сфере. Это пространство мы собираемся использовать как в учебных целях для московских школьников, чтобы они могли выбрать будущую профессию, так и в познавательных целях для горожан.